Добрый день!

 

На днях у мэтра башкирского туризма - Леонида Алексеевича Лушникова была юбилейная дата. Как ни ряди, а восемьдесят лет отменно-важное при жизни событие… В этот же день Вечерняя Уфа опубликовала статью, посвященную Л.А. Лушникову - явление уникальное по отношению к туристской братии, обычно пресса молчит в таких случаях.  Пересылаю вам этот материал. Статья добрая и профессионально написанная с литературных позиций. Конечно, если бы писал турист, то не было бы таких перлов как, например, "в довольно редкой области спорта - туризме". А вот указанное несуществующее звание "Заслу­женный путешественник Башкортостана" полностью на нашей совести, которое бродит уже несколько лет. Может нам стоит такое звание ввести, хотя бы на уровне ТСС РБ, как поступил в свое время ТСС России?

 

Со слов Вадима Марушина он написал статью по Л.А.Лушникову и она должна выйти в газете "Истоки". Будем надеяться, что она до нас дойдет.

 

Всего наилучшего.

 

Вячеслав Киселев.  

 

 

 

Газета «Вечерняя Уфа», 26.08.2009, стр.3

Юбилейное.

 

Он прошел кругосветку, он нажил друзей

 

Сегодня свой юбилей отмечает Леонид Алексеевич Пушников - автор многих произведений, получивших большой общественный отклик, мастер спорта СССР по туризму, заслуженный путешественник России и Республики Башкортостан, лауреат литературной премии имени Степана Злобина.

"Что же главное для Леонида Алексеевича - его писательская деятельность или спортивная стезя путешественника?" - задавалась я вопросом, отправляясь на встречу с основате­лем туристического движения нашей республики. Ведь и там, и там требуются талант, характер, какая-то особая устрем­ленность. Удачливый путешественник - это явно не только бицепсы, хотя и они порой решают многое. Но все же это в первую очередь умение ориентироваться в сложной обста­новке, знания и любовь к природе. Последнее, пожалуй, важ­нее всего. Разве можно покорять высоту, не мечтая об этом, не зная коварных перепадов, характерных для горных мест­ностей, не подготовив себя к экстремальным ситуациям? Только такой, влюбленный в горы человек, каковым являет­ся Леонид Лушников, мог совершить сложнейшие путешест­вия на Памир, к вершинам Тянь-Шаня, Кавказа, Камчатки - да практически на все имеющиеся у нас в стране и неприступ­ные для многих возвышенности, включая Приполярный и По­лярный Урал, Восточные и Западные Саяны, Алтай. Именно за это ему присвоено звание мастера спорта СССР. В свое время Леонид Алексеевич всем продемонстрировал образцы труднейшей работы по восхождению, свой настоящий стайерский характер. И сегодня фамилия Лушников - своего рода пароль для туристской братии, которой он фактически десятилетия назад проторил дорожку к увлекательнейшим пу­тешествиям, открытиям мира и человеческих возможностей.

Вот вам и отгадка - откуда есть пошел писатель.

Знаю, что довольно долго Леонид Лушников вел дневники - один, как и положено руководителю маршрута, для отчета: сухой и точный (пункты прохождения, время в пути, отступле­ния от заданной цели), другой, как он говорит, для души и ис­тории. Ведь кто-то должен знать, как в Уфе развивался ту­ризм, какие в свое время встречались на пути оного пробле­мы. Занесенные в тетради понятным порой только ему теле­графным стилем заметки часто оказывались в центре внима­ния местной и столичной прессы, привлекали молодежь к по­ходам и совместным делам. В 50-е годы Леонид Алексеевич возглавлял комсомольскую организацию ТЭЦ-1, где работал машинистом паровых котлов и где трудилось немало надеж­ных ребят такого же возраста. Они-то и стали впоследствии главными героями его увлекательнейшей повести "Лазуритовые небеса", которую кто-то очень удачно назвал пособи­ем для путешественников. В ней запечатлено много симпа­тичных людей, мужественных поступков и форс-мажорных ситуаций. Поход - вот где проверяется личность, вот куда ту­ристы брали с собой "трудных" подростков, чтобы отвлечь тех от улицы. И им удавалось "делать из них людей".

Надо еще хорошенько знать и биографию сегодняшнего юбиляра, рано лишившегося матери, вынужденного в самое важное для его становления время жить вдали от отца. Такие люди, как Леонид Алексеевич, рано познавшие лиха (а он тринадцатилетним мальчишкой в самый разгар войны успел потрудиться и грузчиком в речном порту, и пастухом на частном подворье, на других тяжелых работах), способны в будущем стать прекрасными аналитиками и мемуаристами. Если, конечно, захотят. Если хоть однажды, будя творческую фантазию, пробежала приятная дрожь по кисти, коснувшейся ручки и белой бумаги. Возможно, дневники, которые вел он тщательнейшим образом, и сыграли основную роль в его пи­сательской деятельности. А еще, не забывайте, он родился в селе Малая Сайгатка Уральской области (ныне Пермский край), и детство его прошло среди прекрасных в своем вели­чии гор и таежных лесов, по которым вместе с ватагой маль­чишек он совершал свои первые рискованные путешествия, порой уходя далеко за хребты, блуждая в глухих урманах. Проснувшиеся воспоминания и разбудили до поры до време­ни дремавший в Лушникове талант.

Первая, а потому и особенно дорогая сердцу автора по­весть "Ветлянка" вышла отдельной книгой в Башкирском книжном издательстве более тридцати лет назад. А потом, словно открылось второе дыхание - Леонид Лушников чуть ли не каждый год дарил читателям по солидной книжице. "Жаркие перегоны", "Синие журавли", "Жить на земле", "Пороги",  "Долги наши" - уже сами названия их обещали интересное  чтение. И что важно - в его произведениях читатель всегда  угадывал именно лушниковский стиль, в этих повестях давались "вкусные", исполненные лирики описания природы, какие-то важные автобиографические сведения, рассказы о бурных и трагических событиях лет прошедших и дней сегодняшних. Я, например, с большим воодушевлением, от души сочувствуя героям, буквально со слезами на глазах читала трилогию Леонида Алексеевича "Побег на Красную площадь". И сколь же искренней была моя радость, когда узнала я, что этот его труд, а также роман "Белый берег" были  удостоены литературной премии имени Степана Злобина! Масштабная личность, член Союза писателей СССР, России  и Республики Башкортостан, получивший самые высокие на­грады в довольно редкой области спорта - туризме (заслу­женный путешественник России и Башкортостана), Леонид Лушников не собирается почивать на лаврах. Работает над очередной повестью, занимается йогой, в любую погоду - в  дождь или ветер - отправляется на прогулку, много ходит. Теперь уже, конечно, без тяжеленного своего туристского рюкзака, но, тем не менее, выполняет все без исключения заповеди путешественника, в том числе и главную - быть в форме.  А посему мне только и остается, что пожелать ему попутного ветра, удач и новых встреч. За сорок лет своих путешествий Леонид Алексеевич дважды обогнул экватор, у него почти полмиллиона друзей на земле. Жизнь продолжается!

                                       Венера КАРАМЫШЕВА.