|
Аваляк твою Авняр.
Об этом неординарном человеке я узнал случайно. Моя знакомая поделилась своими впечатлениями об интересном походе, который она совершила с незнакомыми для меня людьми под руководством Сергея. Рассказ заинтересовал меня, и мне захотелось познакомиться с руководителем похода, что вскоре и произошло. Хотя первый совместный выезд у нас не получился: мы поехали в одно и то же время и место - на Инзерские Зубчатки, но в разных группах и умудрились там не встретиться. Но наконец наши планы совпали и определился маршрут: Аваляк - редко посещаемый район Южного Урала. Вершины хребта Аваляк хорошо видны с Иремеля - одной из самых красивых и высоких вершин Южного Урала. Когда взойдешь на Иремель, прямо перед тобой лежат Тыгынские болота, за которыми и располагается хребет Аваляк. В связи с тем что добраться до Аваляка сложновато, на нем не так часто бывают туристы, хотя хребет несомненно заслуживает внимания. Наша группа и решила устранить эту несправедливость. Несколько часов по трассе Уфа - Белорецк пролетели незаметно. Только успевали любоваться красотами Урала. Мы ехали на уазике- «буханке», который Сергей приобрел для того, чтобы можно было как можно ближе подъезжать к малодоступным местам. Вот промелькнул город металлургов Белорецк, потом поселки Тирлян, Верхнеаршинский и последний населенный пункт на нашем пути - деревня Николаевка. Дальше - тайга. Уже стемнело, мы решили переночевать, и с утра продолжить наш путь. Всю ночь шел дождь. То крупные, то мелкие капли беспрестанно бомбили нашу палатку. Но это не охладило наш пыл, и с утра мы продолжили маршрут. Дорога лесная, но проехать было можно. По плану нам предстояло проехать еще 15 километров до так называемой избы Ильина. Саму избу уже давно нерадивые туристы разобрали на дрова, но на картах она все же обозначена. А вот и первый брод - река с громким названием Большой Авняр. Одна из тех, которую может перейти вброд даже курица. Река, несмотря на свое «большое» название, показалась нам столь незначительной, что мы даже не обратили на нее внимания. Дорога, по которой мы ехали, казалась на первый взгляд непроходимой, но Сергей так умело обращался со своей «буханкой», что та преодолевала казалось бы непреодолимые препятствия. Ехали по навигатору, который четко указывал нам направление - все дороги и тропинки отображены. Хорошая эта штука - навигатор. Задал нужный маршрут, и он заранее предупреждает тебя, где повернуть направо, где налево. А если сбился с дороги, говорит тебе об этом и подсказывает, что надо сделать. Сейчас уже и не понимаешь, как еще совсем недавно ходили в походы не только без навигатора, но и без хороших карт. Сергей и его машина продолжали проявлять чудеса героизма, благодаря чему мы проехали даже немного дальше, чем планировали. При этом пару раз, правда, пользовались лебедкой, которой оснащена машина. Но это все планировалось изначально. Приехали - дальше дороги нет. Нас пять человек: Сергей, его друг Венер с женой Мариной, Дина и я. По навигатору фиксируем положение машины (в тайге иначе найти ее будет проблематично) и вперед, на Аваляк. Погода немного успокоилась, и идти стало приятно. Медленно, но верно набираем высоту. Многотравье. Широкое море тайги - неописуемая красота нетронутой природы. Идти - одно удовольствие. Этому способствуют маленькие рюкзачки, которые только придают уверенность нашим шагам. Сергей и Венер занялись своим любимым занятием – фотоохотой. Фотография – их страстное увлечение, и одна из основных целей нашего похода – привезти интересные фотографии. Поэтому друзья не торопятся. Застряли в одном месте, где скопилось множество бабочек и стали щелкать затворами фотоаппаратов. |
|
|
|
|
|
|
|
Наконец дошли до одной из промежуточных вершин хребта, осмотрелись. Сориентировались: вот она главная вершина Аваляка, кажется рядышком. Но чтобы дойти до вершины, надо сначала спуститься к седловине, а потом набирать высоту. В седловине сплошной лес. Ориентироваться невозможно. Определяем направление по компасу и ... алга - вперед, на вершину. Троп нет. Продираемся через тайгу, петляем, но цель наша становится все ближе. Выходим на курумник (нагромождение больших камней). Подъем несложный, но камни мокрые от дождя и идти приходиться очень осторожно. Выходим сначала на предвершинный гребень. Почти вертикальный взлет и ... все - вот она, сама вершина! Находим и читаем записку предыдущей группы. Пока нас трое: Марина, Ирина и я. Сергей и Венер не торопятся: для них главное – фотоохота. Наконец вся группа собралась наверху. Абараш Баш - так называется главная вершина хребта Аваляк, высота которой 1291,9 метров https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D0%B3%D1%8B%D0%BD_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0) - cite_note-2. Отсюда открывается необыкновенный вид на гору Иремель, Тыгынские болота, каменную речку. Погода меняется очень быстро: то ясно и солнечно, то Иремель «надевает» на себя шапку облаков и не отпускает их. Чуть дальше - вершины Малого Иремеля. Ветра на вершине нет, что случается нечасто, и мы еще долго любуемся красотой Уральских гор. |
|
|
|
Подъем на Аваляк
|
|
|
|
|
|
|
|
Почти на вершине
|
|
|
|
Разговор на вершине: «Ты кто такой?» А ты кто такой?
|
|
|
|
Вид на Иремель
|
|
|
|
Сергей и Венер дружно работают фотоаппаратами. Цель достигнута - мы отправляемся в обратный путь. Вот и наша машина – дожидается нас на месте. Быстрый ужин и спать. Опять всю ночь шел дождь. Барабанил и барабанил по палатке, проверял ее и нас на выносливость. Утром через наш лагерь прошла группа туристов из Белорецка - единственная группа, которую мы повстречали на своем пути. Если бы мы стояли под Иремелем, группы попадались бы на каждом шагу. Сегодня в наших планах посетить реку Тыгын, исток которой расположен между Большим Иремелем и хребтом Аваляк. Длина реки всего 19 км, и ширина невелика, а летом в этом месте, рядом с истоком, она и вовсе пересыхает. Сборы недолги, и мы снова в пути. Дождь идет все время с небольшими перерывами. Мы все промокли до нитки. По тропе сплошным потоком течет вода, и идти приходиться практически по ручью. Но на это уже никто не обращает внимания. К реке мы смогли подойти с большим трудом. Приходилось часто лавировать, прыгая с кочки на кочку, все вокруг заболочено - Тыгинские болота рядом. Вместо маленького ручейка, пересыхающего летом, мы увидели большую реку, которая стремительно несла свои воды. По ней даже плыли деревья! Все это нас несколько насторожило, но мы еще не знали, сколько возникнет трудностей в дальнейшем.
|
|
|
|
река Тыгын разлилась.
|
|
|
|
Возвращаемся в лагерь, собираемся и в обратный путь. Но это была уже совсем другая дорога! Если, добираясь до места, где мы оставили машину, мы всего пару раз использовали лебедку, то возвращаясь назад, мы делали это через каждые 5 - 10 минут. Там, где два дня назад мы проехали без проблем, теперь стояла вода, и наш УАЗик ничего не мог сделать. ...Обратный путь я не забуду никогда…Наши движения отточены до автоматизма. Как только машина садится в очередной раз, мы выходим. Один из нас берет стропы и наметанным глазом определяет дерево, которое будет служить опорой, второй вытягивает трос лебедки, все это скрепляется, Сергей все это регулирует, садится за руль и ... едем до очередного препятствия. И так снова и снова. Каждые 5-10 минут. Паники никакой нет, все идет в рабочем режиме, практически не разговариваем. Неожиданно дорогу нам преграждает упавшее накануне дерево. Достаем топор, ножовку и расчищаем дорогу. В одном месте вдруг обнаружили, что едем по вспомогательной дороге - так показал навигатор. Основная дорога осталась немного в стороне, и мы решили сделать «как лучше» - поехать по основному пути. Получилось естественно, «как всегда». По основной дороге наш вездеход смог проехать всего несколько метров и основательно сел на «брюхо». А впереди ни одного дерева, за которое можно было бы зацепить лебедку! Другого выхода, как вытаскивать машину назад у нас не было. Для этого сняли с машины аккумулятор, лебедку (а это килограммов 60). К тому же длины лебедки не хватило, и мы выстроили целую систему креплений. А когда всё это громоздкое сооружение попытались запустить, получили короткое замыкание, да такой силы, что 6 миллиметровый стальной болт просто испарился! Пришлось всю систему выстраивать заново, и, слава богу, что аккумулятор не разрядился, а то куковать бы нам на этом месте пришлось очень долго. В дальнейшем пришлось откапывать колеса и прокладывать для них колею – это стало привычным делом. …Уже смеркалось, когда мы наконец вышли к последнему препятствию. Впереди речка Большой Авняр, за которой более - менее приемлемая дорога. Но где тот ручеек двухдневной давности, который мы проехали и даже не заметили. Нашему взгляду предстала грозно ревущая горная река, стремительно несущая свои воды и способная смести все на своем пути! Подвели предварительные итоги: за 6 часов мы смогли проехать (проехать?!) 9 километров, то есть продвигались со средней скоростью 1.5 километра в час! Нас несколько успокаивало то, что это последнее препятствие и дно в реке было каменистое, то есть шанс переехать реку у нас был. Сергей долго оценивал обстановку и ...вперед, но увы, движок заглох почти сразу! Все… приехали. Посмотрели на часы: 23-15. Стоим в воде, приехали. Дебаты насчет того, что делать, были горячие, но недолгие: Венер и я стали готовиться к броску в деревню за трактором. Открываем дверь, и ... река под ногами! Прошу Венера держать меня. Спускаюсь в воду - и меня сносит! Я предвидел такой оборот событий и сам заранее крепко вцепился за напарника: все-таки он весит килограмм на 20 больше меня. Воды по пояс, но течение очень сильное. Передвигаемся очень медленно, ноги едва отрываем от дна - так меньше шансов, что тебя собьет течением и унесет. Потихонечку проходим стремнину, и напор воды начинает ослабевать. Вода ледяная. У нас с Венером от холода начинают стучать зубы. Тем более, что мы ели только утром. Когда весь день работали, об еде не думали, и это начинает сказываться: голодный человек замерзает быстрее. Наконец, переходим реку вброд. Нас бьет крупной дрожью, а зубы отбивают чечетку в хорошем темпе. Надо бы отжаться, но не до этого. Есть только один способ, чтобы согреться - это как можно быстрее идти вперед, что мы и делаем. Дорогу развезло так, что она превратилась в каток, и пару раз я смачно укладывал сам себя лицом в грязь, да так, что этому мог бы позавидовать любой ОМОН! Минут через двадцать такой ходьбы с бегом мы потихонечку начинаем согреваться. Останавливаемся. Выжимаем одежду. Идти становится более комфортно. Наконец, увидели огни Николаевки. Входим в деревню. Смотрю на часы - 0-31. Кое-где горит свет, но сказать, что нас встретили с распростертыми объятиями, было бы неправдой. Действительно, кому нужны проблемы городских туристов, да еще и ночью! Видели в нескольких дворах трактора, но все они были разобраны И тут мы вспомнили про власть, про ту власть, которую мы ругаем (и поделом, надо больше ругать!) Но власть на селе - это другое, она ближе к народу. 0-55. Мы стучимся к главе сельского поселения села Николаевка. На этой должности он уже 20 лет, и долго объяснять ему, что с нами произошло, не пришлось. Мы далеко не первые, да и не последние из туристов, которые попадали в аналогичные ситуации. Несмотря на столь поздний час, он завел свою Ниву, и мы мчимся на другой конец деревни к трактористу Айрату. По какой-то непонятной причине он отказывается ехать на тракторе, но обещает вытащить нас на уазике. Мои робкие возражения на сей счет не принимаются. Хотя с самого начала это идея мне не очень понравилась, но выбора у нас не было, и вот мы уже едем к своим ребятам. Небольшую надежду вселяет в нас то, как Айрат классно ведет машину, просто молодец! 1-35 ночи или утра. Мы у реки, но увы: близко подъехать к нашей, машине мы не можем, а расстояние такое, что никакого троса не хватит, и мы отступаем. Обратно едем удрученными. Спрашиваем у Айрата, есть ли надежда сейчас, ночью, найти в деревне трактор. Айрат оценивает шансы на успех как 50 на 50. Но в деревне везет нас к хозяину трактора, который, несмотря на сей поздний или уже ранний час, не спал и к нашей радости, недолго думая, тут же согласился ехать. Этим трактористом оказался местный фельдшер. Трактор был куплен пару недель назад, и несколько раз на нем он уже ездил. Он только открыл бак с горючим, засунул туда палку, чтобы проверить уровень топлива, уточнил место, куда надо ехать, почесал затылок и изрек: «Должно хватить». Из-под колес «Беларуси» выбили подставки, с толчка завели трактор, и в 3-15 мы опять направляемся к нашей «буханке». В тракторе места мало, и поэтому еду только я. Венер остается в деревне. Я за него спокоен: думаю, что его кто-нибудь приютит. К нашему броду ведут две дороги, которые идут параллельно: одна, более разбитая большегрузными машинами и тракторами, проложена по полю, а другая, получше, петляет между деревьями. На тракторе мы, естественно, поехали по большой дороге, по полю. Я знал, что дорога промаркирована бело-голубыми ленточками, которыми обвязаны деревья, но была ночь, и за ленточками я не следил. На местности, да к тому же ночью, я, естественно, ориентировался значительно хуже, чем местный житель. Но даже при таких обстоятельствах, дорога мне показалась подозрительно плохой, Вдруг я с ужасом понял, что мы заехали не туда! Когда это до меня дошло окончательно, первой моей мыслью была, а хватит ли солярки, чтобы выбраться отсюда! Как оказалось, ночью мы проскочили какой-то поворот и заехали не в ту степь. Как выбирались из этого тупика - отдельная история. Пару раз тракторист чуть не положил Беларусь: трактор практически заваливался на бок, оставаясь на двух колесах. Казалось, достаточно дунуть, и он ляжет. Тракторист, как мне кажется, мгновенно протрезвел. (А что, в три часа ночи в деревне можно найти трезвого и не спящего тракториста?) Я выходил из кабины и подсказывал, что надо делать, чтобы не лечь на бок. Вот с такими приключениями в 4-30 мы, наконец, доехали до переправы. Год назад на Зилиме, когда мы ходили в пещеру Победа, оба раза наш Баргузин при переезде вброд застревал в реке. И оба раза нас спокойно вытаскивал «Беларусь». Так как длинного троса, чтобы зацепить нашу «буханку», у нас не было, я думал, что сейчас «Беларусь» подъедет к машине, соединим трактор и уазик короткой сцепкой - и мы на свободе! Но я ошибся: вода за эти пару часов так прибыла, что трактор смог подъехать к нашей «буханке» не намного ближе, чем уазик. Вентилятор трактора стал уходить под воду, и брызги полетели во все стороны... Я вспомнил, что «Беларусь» мы завели с толчка, и если трактор заглохнет и останется в реке, нам от такой перспективы легче не будет. Как мне было понятно настроение оставшихся «Куда же вы?!», когда трактор развернулся, и мы поехали обратно. Возвращались, не проронив на обратном пути ни слова. Когда подъехали к деревне, уже рассвело. Венера мы увидели издалека: замерзший и промокший, он нарезал круги по деревне. Как оказалось, в дом его никто не пустил. Поблагодарили тракториста, который всю ночь промучился с нами, и стали думать, что делать дальше. Ждать неделю, пока вода спадет? Но она может подняться и унести машину. 5-55. Мы снова у ворот дома главы администрации. Походили, посидели минут десять и решили постучаться: только у него в доме был работающий телефон. Глава долго ходил около ворот. Я не понимал, почему он не может принять такое естественное решение — вызвать спасателей. Потом один зашел в дом, попросив нас подождать на улице. Через какое-то время позвал меня. Потом были длительные переговоры с Белорецкими и уфимскими спасателями, с МЧС в Уфе. Все время уточнялись какие-то незначительные детали. Думаю, таким образом проверялось: не ложный ли вызов. А ведь сотовая связь не работала, и переговоры велись с домашнего телефона главы администрации Николаевки. Некоторые вопросы меня озадачили. Например, а встали ли на учет в МЧС? Часто, отправляясь в поход, я вставал на учет в МЧС, но то были категорийные маршруты или походы с детьми. Каюсь, в этот раз в МЧС наша группа не зарегестрировалась. Но с другой стороны, если человек пошел в лес за грибами, и, понятное дело, на учет в МЧС не встал, его что, спасать не надо? Главе администрации отдельное спасибо за чай с деревенской сметаной. После таких ночных похождений есть деревенскую сметану в теплом доме было невыразимо приятно! В очередной раз звонок из МЧС, в который раз объясняю ситуацию. Прошу, чтобы спасатели взяли с собой гидрокостюмы и 2 - 3 троса по 40 метров. И наконец, последний звонок: ждите, спасатели выехали из Белорецка, это в 60 километрах от Николаевки. Ребята работали очень слаженно. Это была смена Белорецкого поисково-спасательного отряда (ПСО). «Камаз» максимально далеко заехал в реку, спасатели в гидрокостюмах зацепили веревку за наш уазик и организовали переправу. На резиновых лодках по одному отправили на берег оставшихся в машине трех товарищей. Все, людям теперь ничего не угрожало. Теперь встал вопрос, что делать с машиной. Спасатели сказали, что для них главное – выручить из беды людей, а машина не их дело. И они были правы. Поговорил с ними, нашли общих знакомых, и спасатели стали думать, как вытаскивать машину. Вопрос не такой простой, как кажется: была большая вероятность того, что машину опрокинет и понесет вниз по течению. Все-таки решили рискнуть и попытаться перетащить «буханку» на берег. На уазике предварительно открыли двери и окна, чтобы вода могла быстрее заходить во внутрь и центр тяжести был бы максимально низко. Спасатели закрепили по две веревки, каждая из которых выдерживает по 2.5 тонны. «Камаз» медленно начал пятиться назад, веревки растянулись так, как будто это резинки от экспандера, и лопнули, не выдержав нагрузки. Повторяем операцию. Спасатели снова лезут в воду. Им, в неопреновых гидрокостюмах, очень холодно. А каково было нам без соответствующей одежды? Теперь уже четыре струны из веревки диаметром 12 мм соединяют две машины. Мощный «Камаз» повторно начинает пятиться назад, Уазик медленно начинает движение вперед, погружаясь все глубже и глубже, и…. плывет! Течение тащит его вниз и бросает на кусты, но это уже совсем близко от нашего берега, и, слава Богу, машина не переворачивается! Еще несколько манипуляций с перевязыванием веревок, и уазик стоит на нашем берегу! |
|
|
|
|
|
|
|
Спасатели забирают нас с собой в Белорецк. Но что делать с несчастной машиной? Прикидываем, сколько Сергею придется здесь сидеть, пока машина не просохнет, чтобы устранить какие-либо неисправности. Собираем всю оставшуюся еду и отдаем Сергею. Обмениваемся необходимыми телефонами. Обговариваем, что будем делать, если машину не удастся быстро восстановить. Вопросов хватает. Но тут один из спасателей вдруг просит открыть капот уазика. Покопался там несколько минут, отстегнул фильтр, выкинул еще что-то и предложил Сергею попробовать завести машину. Сергей недоверчиво садится за руль и поворачивает ключ зажигания. Сначала из выхлопной трубы хлынул фонтан воды, машина затряслась и, о чудо, завелась! Радости нашей не было предела! Российский автопром лучший в мире, как, впрочем, и российские спасатели! Через некоторое время мы останавливаемся на обочине дороги Белорецк – Уфа. Отличная солнечная погода, мы пьем чай и думаем, а было ли все то, что случилось с нами или это был сон?
В.Гершов. 8-9872522815
P.S. Некоторые имена изменены. Огромное спасибо тем, кто нам помогал выйти из этой ситуации: главе Николаевки, водителям уазика и Беларуси и конечно нашим спасателям из Белорецка! Есть ли наша вина в том, что случилось? Конечно есть – сидели бы дома – ничего бы не случилось! …А жизнь еще хороша тем, что можно путешествовать!!! |
|
|