|
Туристы клуба им.Гастелло
часто совершают познавательные походы по Южному Уралу. В майские дни 2009
года они побывали в географическом центре Башкирии. Вячеслав Александрович Киселев прислал
фото с того места, где лежат культовые камни «Абий»
и «Бабай», а через пару месяцев там уже появилась стелла
с обозначением географического центра республики. |
|
|
Газета "Единая Россия. Башкортостан",
17.04.2009, стр.03. КАМЕННАЯ ЛЕГЕНДА Географический центр республики нуждается в
разгадке и обустройстве Сразу за
деревней Зириково сворачиваем на огромное поле, где
еще только-только начинают выбрасывать робкую зелень посевы озимых. Прихваченная
ночным морозцем почва позволила беспрепятственно добраться до нужного места.
Но стоило нам развернуться, как колеса переднеприводных
автомобилей, даже с шипованной резиной, начали
шлифовать жирный чернозем. - Не
отпускают нас абий с бабаем,
- киваю я в сторону валунов, - признавайтесь, кто нагрешил? - Не
знаю, какой грех ты имеешь в виду, - замечает начальник отдела администрации
МР Гафурийский район Галинур
Калмурзин, - но председатель этого хозяйства точно
всыплет нам за порчу посевов. - Так
дорогу надо проложить. Всего-то какой-то километр. - А где
деньги? Здесь не одной сотней тысяч пахнет, - замечает представитель власти. - У
правительства попросите. Все-таки речь идет о центре не района, а всей
республики. Историческое, можно сказать, место. И никак до сих пор не обозначенное. Несолидно. Девяностые годы, несмотря на
их разрушительный характер в экономике, выдвинули на авансцену
внутриполитической жизни страны ряд мощных регионов. В их числе -
Башкортостан, Многие ли, к примеру, в Москве или в Питере знали, где
находится Уфа? Зато сегодня город над Агиделью известен
даже за рубежом. Потому что бурно развивается аграрно-промышленная составляющая
территории. Пожалуй, уже нет ни одной сферы человеческой деятельности - будь
то спорт или наука, искусство иди банковское дело, - в которой мы не добились
бы впечатляющих успехов, работающих на имидж республики. Способствуют этому
и различного рода археологические изыскания. Достаточно обратиться в этом
смысле к недавно открытому городищу "Уфа-II" или таинственной Чандар-ской карте.
Этим объектам уделяют самое пристальное внимание именитые ученые России, В
общем, интересных с познавательной точки зрения мест у нас предостаточно,
В большей или в меньшей степени. Одно из них - географический центр Башкортостана.
Уверен, далеко не все из нас знают, где он находится. Более того, эта
координата до сих пор никак не обозначена, хотя топографы и геодезисты
определили ее с точностью до двухсот-трехсот метров. И находится она, как вы
уже поняли, в Гафурийском районе, близ деревни Зириково. Случайно или нет, но рядом с
географической точкой находится другая - культовая.
Прямо на пашне покоятся два валуна - совершенно разные по составу, но остающиеся
на протяжении бог знает скольких столетий на поверхности земли, - Один камень называют бабай,
- рассказывает старожил де-реини, пенсионер Мансаф Сайфуллин, - другой - абий. После войны,
когда я был еще мальчишкой, к моим родителям приходили домой руководители хозяйства, включая парторга, и
умолили отца и мать, чтобы они попросили у камней прекратить идущий перед
уборкой дождь. И я своими глазами видел, как после молитвы ливень прекратился. Позже, где-то в
шестидесятые, продолжает вспоминать Мансаф Зайнетдинович, агроном, кстати, женщина, орденоноска,
распорядилась убрать камни с поля. Подогнали трактор, зацепили трос, а
валун, несмотря на его небольшой размер, - ни с места. Газовал, газовал
механизатор Карам, а толку нет, только трос порвал. Повторил попытку - опять
безрезультатно. Махнул рукой и уехал домой. И в тот же вечер ногу сломал. - Нога долго не заживала, -
уверяет пенсионер, - и тогда тракторист поковылял к камням просить прощенъя. Наутро
почувствовал облегчение. Можно по-разному относиться
таким свидетельствам, но факт остается фактом: каменная легенда передается из
поколения в поколение. И откосились к ней в Зириково
во все времена отнюдь не только как к легенде. Вот что, например, рассказала
Халида Бурха-нова, всю жизнь проработавшая педагогом в местной школе: - Наши дедушки и бабушки действительно
воспринимали эти камни как живые. И нам это привили. Приведу конкретный случай. В 80-м стояла
засуха. Я пригласила шестерых старушек, истопила для них баню, а утром все
вместе мы отправились в поле. Обмыли валуны принесенной ключевой водой,
обтерли топленым маслом, а потом совершили намаз. Едва вернулись домой -
поднялся ветер, набежали тучи. И вскоре пошел сильный дождь. Я впоследствии
сюда своих учеников приводила. - И вас никто не взгрел
по партийной линии? - Нет. Хотя некоторые ученики посмеивались
надо мной, говорили, что это пережиток прошлого. Но потом и они убеждались в
чудодейственной силе камней. Да вот у Дамира Габделъхаковича спросите, он как раз у меня учился. Дамир Сафиуллин сегодня сам работает преподавателем. По его словам, нахождение
камня близ географического центра республики - вовсе не совпадение. - Приезжал один старик из Уфы, - говорит
учитель, - и высказал предположение, что здесь находится захоронение аулия - так называемых провидцев. Их останки и создают
существующее здесь мощное биополе. Одна женщина принесла как-то маленький
осколок от одного из камней домой, положила его и буфет на блюдечко, а оно
звенеть стало, как будильник. Отнесла обратно. Кстати, теперь я сам своих
учеников привожу сюда, они рассказывают об этом чуде родителям и приезжающим
родственникам. Все удивляются и проявляют естественный в таких случаях
интерес к "живой" легенде. - Предание гласит, -
включается в разговор Мансаф Сайфуллин,
- что у этих камней "дети" были - семь штук. Не знаю, так это или
нет, я их не застал. Но эти камни движутся. За мою жизнь на три -пять метров "ушли" от прежнего места. И сами
видите - на поверхности остаются. Кто знает, может, молчащим
на протяжении многих веков "бабаю" и
"абий" суждено вдохнуть в Зириково вторую жизнь? Не случайно жители деревни просят
республиканские инстанции облагородить соответствующим образом это место. В
том числе - географический центр Башкортостана. Гафурийский район. Альфред
СТАСЮКОНИС Газета «Республика Башкортостан», 09.07.2009,
стр.1. Традиции. Откуда корни растутВ
Гафурийском районе находится географический центр
республики У всего есть свой центр.
И у нашей республики тоже. Понятно, что в административном смысле это ее
столица Уфа. А вот географическая середка, оказывается, расположилась возле
небольшой деревушки Зирик. Выяснили это еще лет
семь назад ученые кафедры физической географии и гидрологии суши Башкирского
государственного университета, проведя математические и иные расчеты. Вышло, что центр республики
находится в поле на севере Гафурийского района,
между реками Белая и Зилим,
приблизительно в четырех километрах от деревни Зирик.
Интересно, что в этом же поле находятся два артефакта местного значения:
камни Бабай и Абий.
Совершенно разные по структуре и составу, они уже в течение столетий покоятся
на поверхности земли. Говорят, их пытались увезти отсюда тракторами. Да
только агрегаты мощностью в табун лошадей не осилили такую работу. Так и
покоятся камни - один красноватого оттенка, другой зеленоватого - на радость
местным жителям. Те приходили сюда даже во времена воинствующего атеизма, чтобы
помыть валуны, протереть их постным маслом и помолиться о хорошей погоде. Легенды
гласят: если была засуха - начинался дождь, а если слякоть, то ливень прекращался. Старожил деревни Мансаф Сайфуллин - в прошлом активист, а сейчас местный мулла - вспоминает, как люди молились этим валунам, и они исполняли просьбу изменить погоду. Мансаф Зайнетдинович участвовал в празднике шежере, который провели в Зирике. Но когда представлял свой род, о камнях не рассказывал. Он показал, как раньше (да и сейчас тоже) в деревнях резали баранов. Не бездумно, как на скотобойне, а с молитвами, даже прося прощения у животного. А обряд поклонения камням Бабай и Абий показала Закира Мухаметкулова.
Называется он «Йяй ташы»
(дословно - летний камень). Стилизованные под валуны два деревянных чурбака
на время превратились в те самые артефакты красного и зеленого цвета. Их
мыли, протирали маслом, пели молитвы. И надо же, сухая доселе погода
сменилась мелким летним дождем. «К меду и грибам», - стали переговариваться
многочисленные гости праздника. Никого, правда, не смутило, что обряд
проводили не с камнями, а с их деревянными муляжами. Что забавно,
в это время дождя не было ни в более южном Красноусольске,
ни в северном Архангельском. Забегая вперед, скажу, что ехали на авто
с праздника по пыльным дорогам, а в Зирике дождь
продолжал орошать изнывавшую до того землю. В этом плане праздник шежере принес явную пользу. С духовной стороны он еще
более запомнится его участникам. Небольшая деревушка на время выросла
населением в разы - сюда приехали ее выходцы, гости со всей республики и
из-за ее пределов. Семь шежере представили в этот
день жители Зирика, семь историй жизни поколений.
Вдоль домов выставили столы, ломящиеся от яств: казалык,
баурсак, талкан, тултырмыш, тултырган таук, буза... Каких только деликатесов башкирской национальной
кухни не было на улицах Зирика! А после все отправились открывать стелу в честь географического центра Башкортостана. Праздник вылился в настоящий сабантуй, длившийся до глубокой ночи. Ильдар АХИЯРОВ |
|