УДК

М.А. Верхотуров, Ю.А. Перескоков

Уфимский государственный авиационный технический университет

организация

Водных туристских спортивных походов

и путешествий высших категорий сложности

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы организации и проведения сложных водных туристских спортивных походов. Поднимаются проблемы организации сложных водных походов. Обобщается опыт ведущих российских водных туристских групп в этой области. Приводятся примеры из практики Туристско-спортивного клуба "Мустанг - УГАТУ" – чемпиона России 2001 г.

1. Введение

В 1995 г. туристская общественность нашей страны отметила 100-летие туризма в России, в 1999 г. – 50-летие спортивного туризма и 100-летие выхода первого тематического российского журнала "Русский турист" [1]. Водный же вид туризма является самым массовым и одним из самых зрелищных его видов. Организация водных походы и путешествия высших категорий требует серьезной подготовки по многим вопросам. Рассмотрим важнейшие из них.

2. Организация походов

2.1. Выбор маршрута

Принципы организации и проведения спортивных походов изложены в "Правилах проведения туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника" и в "Положении о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях" [6].

Согласно действующих правил, каждая туристская группа должна в установленный срок представить заявочные документы и пройти рассмотрение в МКК соответствующего уровня. Опыт каждого участника группы (а в водном туризме их должно быть не менее шести), должен подтверждаться справкой о прохождении маршрута той же категории сложности или на категорию ниже. Лишь после утверждения заявочных документов группа может выйти на маршрут.

Выбор маршрута – один из краеугольных камней в водном туризме. Большинство водных маршрутов классифицированы и категорированы [2]. Но в наше время всё быстро меняется, в том числе и фактическая сложность того или иного водного маршрута. Так, развитие транспортной сети и эволюция туристских судов от каркасных байдарок, надувных лодок и спасательных плотов до надувных катамаранов за последние 30 лет привели к снижению на 1-3 категории "старых" маршрутов. В то же время на отдельных горных реках сходили сели, были обвалы, разрушения горных пород. Это привело к образованию новых порогов или усложнению имевшихся. В результате развала СССР, появления "новых" государственных границ привело к необходимости оформления разрешений и виз в те туристские районы, куда лет 20 назад можно было спокойно добраться (Западная Украина, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, Кавказ и др.). Резкие изменения политической обстановки также сказываются отрицательно на развитии водного туризма. Район Памира и Памиро-Алая, считавшийся "меккой" для водников СССР, закрыт для россиян на долгие годы.

Большинство классифицированных маршрутов пройдены неоднократно, некоторые – десятками групп ежегодно. Но пороги V-VI категорий сложности не становятся от этого слабее. К тому же, у каждого из них есть свои особенности.

В борьбе за места, звания и медали группы вынуждены осваивать новые регионы, реки или связки рек в одном туристском районе. На чемпионатах СССР и России всегда ценились первопрохождения порогов, рек, а также новые оригинальные связки.

Походы ведущих водников (В.Говора, С.Лагоды, С.Черника и др.), итоги Чемпионатов России по водному туризму, показали, что в последние десять лет водный туризм движется по направлению прохождения в рамках одного путешествия (пусть даже с внутримаршрутными переездами) нескольких наиболее сложных и находящихся в одном географическом районе категорированных рек или их протяженных участков. Это связано с тем, что совершенствование средств сплава, тактики и техники данного вида туризма позволяют проходить те участки, которые ранее проходили за достаточно продолжительные участки времени, за гораздо меньший его интервал. Ехать же куда-то за тридевять земель на несколько дней - это нецелесообразно, дорого и, вообще, не очень серьезно. С другой стороны, безусловно, нельзя забывать и о чисто туристических аспектах похода - они, конечно же, должны быть сохранены. С учетом вышеперечисленных фактов и должны разрабатываться маршруты высших категорий сложности.

Показателен опыт команды водников ТСК "Мустанг-УГАТУ", которая в 2001 г. впервые в России прошла связку пяти рек Тянь-Шаня – Кёкёмерен - Чонг-Кемин - Малый Нарын - Болшой Нарын и стала чемпионом России в классе водных туристских спортивных походов VI (высшей) категории сложности [5]. За всю историю водного туризма Башкирии (с 1935 г.) это произошло впервые.

При планировании связок рек всегда велика вероятность попасть на одной реке в очень низкую воду, что может заставить даже отказаться от её прохождения, в свою очередь, на другой – попасть в паводок. Поэтому группы, выходящие на водный маршрут VI категории, имеют, как правило, несколько запасных маршрутов, согласованных с МКК.

2.2. Подбор участников

Прохождение маршрутов высшей категории сложности по силам лишь опытному и слаженному коллективу. Подбор кадров (участников) – дело времени. Путь от водного похода I категории до V обычно проходится за период от 5 до 15 лет. В этом вопросе регионы России наиболее отличаются от туристских групп г. Москвы. В столице распространена практика комплектования групп лишь по формальным признакам, т.е. при наличии формального опыта. При таком подходе, когда в одном экипаже катамарана в пороги идут четыре незнакомых человека, может случиться всякое, вплоть до конфликтов. Ведущие российские группы в сложные походы ходят практически одним и тем же составом. Лишь после 3-5 "шестёрочных" походов каждый участник команды определяет для себя ту линию поведения, которая максимально удобна остальным членам группы и приносит команде максимальный результат. Каждый участник находит для себя обязанности по душе. Независимо от своей профессии на месяц похода один становится ремонтником снаряжения, другой – врачом, третий фотографом, четвёртый – видео-оператором, пятый организует культурную программу и музыкальное сопровождение похода и т.д. Туристский опыт это - не только желание и умение проходить пороги любой категории сложности, но и умение правильно вести себя в любом коллективе. Роль руководителя – тема отдельного доклада. Достаточно добавить, что без сильного руководителя не может быть и сильной команды. Если же в целом, то на водные маршруты VI категории выходят лишь истинные фанаты этого вида туризма.

2.3. Групповое и личное снаряжение

Правильный подбор специального снаряжения, в частности, судов, напрямую связан с безопасностью сплава. Освоение многих рек в 1970-1980 гг. начиналось на каркасных байдарках, надувных байдарках типа ЛАС и плотах с поперечными гондолами [8]. Команда ТСК "Мустанг-УГАТУ" начала осознанно и целенаправленно прохождение рек IV-V категорий сразу на катамаранах. Команда потратила два десятилетия на то, чтобы разработать оптимальное судно, пригодное для прохождения рек самого разного расхода от малого (8-12 куб.м./с – истоки р.Кок-Хем, р.Белин-Бажен, Восточный Саян) до большого (350-400 куб.м/с – низовья р.Нарын, Тянь-Шань). Это двухместный надувной многосекционный катамаран повышенной плавучести (1,5-1,8 куб.м) с наплывами конструкции А.Лямина, г.Уфа. Опыт проведения "Мустангом" шести походов VI категории показал, что два опытных гребца практически всегда успевают "убежать" от мощных "бочек" и пенных "котлов", а при необходимости, это судно уверенно "прыгает" с водопадов 3-6 метров [5], [7], [9], [10]. Группа всегда использует групповой тент размером 5х7 м. из тонкой и водонепроницаемой ткани типа TafettaSilver, АЗТ или тонкого одностороннего капрона. Что касается личного снаряжения, то наиболее удобны гидрокостюмы "мокрого" типа, сделанные из неопрена, специальные каски для гребного слалома, углепластиковые и дюралевые вёсла, спасательные жилеты повышенной емкости, защитно-спасательные костюмы из капрона с вставленными пластинками из полиуретана. На спасжилете обязательно должен быть нож.

2.4. Средства технического обеспечения группы

По результатам похода III-VI категории, согласно правилам, группа должна представить письменный отчёт в печатном виде и электронном формате, видеофильм по этому походу и некоторые другие документы. Поэтому ещё на этапе подготовки группа готовит, как минимум, фото- и видеоаппаратуру.

К фото- и видеоаппаратуре, используемой на маршруте, предъявляются самые жёсткие требования. На заре развития туризма использовались фотоаппараты типа "Смена" и киноаппараты типа "Ломо" и "Красногорск". Сегодня на вооружении - фотоаппараты типа "Olimpus-MU2", "Canon" и т.п. Благодаря наличию функции Stamina и возможности работы от батареек очень популярны видеокамеры типа "Sony CCD-TR820E". Многие группы с успехом используют цифровые видеокамеры. Но при прохождении сложных участков рек (каньоны, ущелья, водопады и водосбросы) с ходу, т.е. без предварительной разведки, всегда велика вероятность переворота, повреждения, а иногда и потери судна. При этом гребцы оказываются в воде, а любая аппаратура, находящаяся вне рюкзака (в кармане, на шее, на каске и т.д.) минимум, намокает, а чаще всего – оказывается на дне реки [3], [10].

Ведущие водные группы России уже несколько лет используют системы глобального определения координат (GPS) типа Garmin или Magellan. На маршруте прибор позволяет не только точно определить место своего расположения, но и занести в память места стоянок, порогов и других ключевых точек маршрута, определить расстояние между точками, измерить скорость течения и т.д. Более нужная функция – определение расстояний от места текущего расположения до любого порога – становится также доступной, если на этапе предпоходной подготовки занести в память прибора координаты этих порогов (имеется интерфейс с компьютером).

При работе в каньоне (разведка, прохождение, страховка), когда, как правило, из-за грохота воды ничего не слышно в 10 метрах, трудно обойтись без радиостанций. Команда "Мустанг" уже пять лет применяет перепрограммированные рации "Motorola-GP-300". Число раций – по одной на судно, плюс одна в запасе, т.е. 3-4. К каждой – по два запасных аккумулятора, плюс зарядное устройство (если на маршруте есть возможность подзарядки от 220В).

Заключение

В работе рассмотрены различные вопросы относительно действий группы на этапах организации и проведения водных туристских походов высшей категории сложности. Особое внимание уделено вопросам выбора маршрута, подбора членов группы, выбора группового и личного снаряжения, а также техническому обеспечению группы. Данный материал буде полезен также руководителям и участникам маршрутов I-IV категорий сложности.

Литература

  1. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. Русский турист, выпуск второй. М., 1998.
  2. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.
  3. Отчёт о водном туристском путешествии VI категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая (реки Богояш - Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха, Аргут, Чуя), совершенном в июле-августе 1998 г. Руководитель Черник С.И., г. Москва. 1998.
  4. Отчёт о водном путешествии VI категории сложности
    в районе Горного Алтая (реки Кара-Алаха, Ак-Алаха, Карагем, Юнгур, Аргут), совершённом в июле-августе 1999 г.. Руководитель Постнов Д.Э, г. Саратов. 1999.
  5. Отчет о водном туристском путешествии VI категории сложности по Тянь-Шаню (реки Кёкёмерен, Чонг-Кемин, Мал.Нарын, Бол.Нарын, Нарын), совершенном с 11 августа по 9 сентября 2001г. Руководитель Верхотуров М.А., г. Уфа. 2001 г. № В2001-01 в библиотеке водного сектора БашРМКК.
  6. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. Русский турист, выпуск седьмой. М., 2001.
  7. Отчёт о пеше-водном туристском путешествии VI категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой-р.Шумак-р.Китой, совершённом с 29 июля по 26 августа 2000 г. Руководитель Перескоков Ю.А., г. Уфа. 2000 г., № В2000-01 в библиотеке водного сектора БашРМКК.

8. Снаряжение туриста-водника. Серия "Мир туристских интересов". М.: Профиздат, 1986.

9. Отчёт о водном туристском путешествии VI категории сложности по Алтаю р.Богояш - р.Чулышман, совершённом с 25 июля по 21 августа 1998 г. Руководитель Верхотуров М.А., г. Уфа. 1998 г., № В1998-01 в библиотеке водного сектора БашРМКК.

10. Отчёт о водном туристском путешествии VI категории сложности по Алтаю рр. Башкаус – Карагем – Аргут - Катунь, совершённом с 24 июля по 27 августа 1999 г. Руководитель Верхотуров М.А., г. Уфа. 1999 г., № В1999-01 в библиотеке водного сектора БашРМКК.