ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР

В СФЕРЕ ТУРИЗМА*

 

В последнее время в сфере туризма (самодеятельного, организованного) во многих регионах России и СНГ назрела необходимость пересмотра структуры системы управления. Несмотря на множество региональных различий, существующие структуры зачастую не позволяют реализовать богатые туристические возможности той или иной области или республики. Стагнация в сфере туризма выражается, к примеру, в отсутствии финансирования самодеятельного оздоровительного и спортивного туризма, международного туризма, а также в коммерциализации ряда направлений, не имеющих явного социально-экономического значения (экстремального туризма).

В то же время, положительные последствия от развития туризма могут быть очень велики. Именно туризм способен решить такие проблемы, как создание новых рабочих мест, развитие удаленных и депрессивных территорий, ликвидация диспропорционального развития между крупными промышленными городами и сельскими муниципальными образованиями, сохранение традиционной культуры, решение экологических проблем.

Однако ряд регионов в СНГ сумел в какой-то степени преодолеть кризис управления в туризме и добиться интересных и перспективных результатов в этой области. В данной статье мы анализируем возможности управления в сфере организованного и самодеятельного туризма, уже внедренные на территории России и СНГ. Целью анализа служит выявление наиболее работоспособных систем в оргструктуре туризма как с точки зрения самого общественного движения, так и с точки зрения госучреждений и возможных коммерческих организаций.

1. Туризм, как общественное движение. В нескольких республиках, областях и городах (например, в Башкортостане - РБ, г.Харькове) существует общественная организация Туристско-спортивный союз (ТСС), имеющая полномочия управляющей, консолидирующей структуры в сфере спортивно-оздоровительного. ТСС не имеет собственных источников финансирования, а потому и достаточных возможностей для реализации каких-либо мероприятий по развитию туризма в регионе. Исключение, пожалуй, составляет СООО «Туристско-спортивный союз» Свердловской области, который наравне с ведущими турфирмами, ВУЗами и другими организациями индустрии туризма состоит в крупной межрегиональной организации «Уральская ассоциация туризма». Эта консолидация позволяет свердловчанам реализовывать множество интересных проектов в сфере туризма, привлекая в нее завидные инвестиции.

Федерации по видам туризма с видовыми маршрутными комиссиями (МКК) при них имеют ранг подчиненной турсоюзу структуры. Эта система обширна, но некоторые её составляющие остаются хронически неразвитыми по причинам того же финансового характера. В то же время, большинство регионов РФ и СНГ ограничились в общественном турдвижении Федерацией спортивного туризма (с видовыми комиссиями). Даже такие активные в сфере туризма области, как Беларусь и Украина, имеют в своем социальном активе только Федерацию спортивного туризма, и прекрасно развиваются в этом отношении. То же касается Самарской, Челябинской областей и ряда других регионов и городов.

2. Туризм управляемый (государственные и коммерческие структуры). Без государственной поддержки и кураторства ни один регион, развивающий индустрию туризма, не обходится. Не только регионы в целом, но и отдельные города (такие, как Тобольск, Томск, Саранск, Кострома) обязательно в административной системе имеют комитет, департамент или отдел министерства, отвечающий за развитие туризма.

Государственное финансирование сферы туризма – большая проблема в СНГ в последние годы. Хорошо уже то, что постепенно правительства приходят к осознанию необходимости поддержки туризма. Пока же проблемы финансирования развитые регионы, так или иначе, решают с привлечением дополнительных, негосударственных средств.

Очень плодотворно работают комитеты, созданные на базе торгово-промышленных палат (ТПП), в силу непосредственной поддержки со стороны правления ТПП. Это Комитет по туризму ТПП г.Москвы, Комитет Алтайской ТПП по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, Общественный комитет по туризму при ТПП Нижегородской области и некоторые другие.

Кроме того, как показывает практика, лучших результатов добиваются те регионы, в которых госструктуры работают в тесном сотрудничестве с коммерческими и общественными организациями, образуя какие-либо ассоциации, или изначально расширяя свои функции такими инновационными составляющими, как инвестиции, реклама, международное сотрудничество, развитие материально-технической базы, предпринимательство в сфере туризма. Кроме того, важную роль играют межрегиональные контакты. Так, некоторые области РФ состоят в российской Национальной академии туризма (НАТ). Многие центральные области России и ряд республик (Алтай, Коми, Саха, Югра) входят в Координационный Совет по развитию индустрии туризма в Российской Федерации.

Благодаря такой активной деятельности получаются следующие интересные решения проблемы управления в организованном туризме.

В Москве сформирован ряд государственных учреждений, ответственных за развитие туризма в Московской области: Комитет Госдумы по спорту и туризму, Комитет по туризму Торгово-промышленной палаты г. Москвы и Комитет по туризму Московской области. Последний создал на своей базе еще и коммерческое предприятие ГУП МО «Московская областная туристская компания», которое обладает широкими полномочиями в развитии внутреннего и международного туризма, а также выполняет широкий спектр услуг по организации строительства новых и реконструкции существующих объектов туристской инфраструктуры.

В Санкт-Петербурге действует Комитет по туризму и развитию курортов. Предметом ведения его является обширный перечень занятий, включающий в себя такие важные компоненты как привлечение инвестиций в туризме. Очень важно стремление питерцев достойно выступать на международных туристических выставках, представляя там стенд о лучших туристских возможностях родного края и завязывая деловые контакты.

В Татарстане плодотворно сотрудничают Министерство по делам молодежи, спорту и туризму, Комитет по физической культуре, спорту и туризму г.Казани, Ассоциация туристских агентств Республики Татарстан, Комитет внешних связей и туризма исполкома муниципального образования г. Казани. Кроме того, в Казани создан особый контролирующий орган - Экскурсионно-методический совет, в который вошли представители всех заинтересованных в развитии туризма структур.

Особо отличается управление в сфере туризма в ХМАО (Югре). В индустрии туризма округ развивается очень динамично, также постоянно позиционируя себя в международном турсообществе. Координацию здесь осуществляет Комитет по туризму ХМАО, кроме того, при Правительстве Югры создан Консультативный совет по развитию туризма. Автономный округ является активным участником Комиссии по туризму Ассоциации "Сибирское соглашение", в рамках которой разрабатываются совместные проекты с сибирскими регионами в области взаимного информирования, а также организации сквозных туристических маршрутов по Сибири. Активную роль в развитии оздоровительного и спортивного туризма играет Федерация самодеятельного туризма Ханты-Мансийского автономного округа.

 

* Анализ проведен на основе материалов интернет-сайтов соответствующих управленческих структур

 

О.А. Малушко

аналитическая группа турсоюза РБ