Организационные основы туризма в спорте

УДК
Р.З. Шаяхметов, А.М. Аминева.
ГК по физической культуре, спорту и туризму РБ

В настоящее время - время больших изменений внутри страны, туризм, ранее считавшийся делом романтиков, стал одним из актив-ных неформальных объединений людей, видом спорта и формой за-нятия свободного времени человека. В этом плане туризм имеет не-ограниченные возможности. Вопрос - в подготовке нужного количе-ства туристских кадров - организаторов работы на уровне районов и области.
Выдвигается следующая задача - организовать работу отделов и секций туризма в организациях и спорткомитетах таким образом, чтобы получить кадры туристских организаторов и инструкторов соответствующей подготовки.
Решение вопроса по подготовке и отбору кадров приводится на примере учебно-методологического похода 5 к.с. по районам Кам-чатской области . В нем участвовало 7 человек, причем 4 человека уже ходили в маршруты разной категории сложности (III -VI), все из них уже были руководителями спортивных походов в разных рай-онах СССР, СНГ, России. Следовательно все участники похода имели повышенный мотивационный индекс к руководству, что по-служило в данных условиях дополнительным фактором отбора ту-ристских кадров.
Каждому участнику предлагалось , по окончании маршрута , представить методологическую разработку по определенной тематике : (безопасность на маршруте, снаряжение , питание, фотокиносопро-вождение и для всех - состояние морально-психологического климата в группе ). Причем здесь должен быть и анализ данного маршрута со своими предложениями .
На маршруте были специально предусмотрены чрезвычайные си-туации (ЧС), которые требовали изменения маршрута ( исключающие наиболее желаемые участниками для прохождения участки маршру-та). Участники маршрута не знали об этом .

На маршруте были инсценированы три ЧС :
1.В начале, тропа по которой начинался маршрут, на второй день исчезла (хотя и была приведена в описании) и группа 4 дня пробиралась по заваленному буреломом и разбитым на множество глубоких проток реке, т.к. маршрут выбран в Камчатской тайге - другой путь (через ольхово - кедровый стланик) еще трудней.
2. Появление "пострадавшего" (травма ноги) кардинально из-менило маршрут (планировалось посещение Долины гейзе-ров).Группа пошла по запасному варианту.
3. Но и на запасном варианте маршрута группу ждало не-сколько разочарований : не планированное - река, по которой сплавлялась группа, бы-ла откуплена местным капиталистом, и все обращения (каждого участника группы и "пострадавшего") не имели воздействия, хотя у него имелся вертолет. Единственно, что сделал сердобольный охранник дачи капиталиста, это отвез группу к началу тропы 12 летней давности и выделил из своих запасов 1кг сахара, буханку хлеба и остатки шашлыка со стола капиталиста.
Планированное - после окончания тропы, дороги, показанной на карте как улучшенной, не оказалось совсем, не было даже троп. Группе пришлось еще два дня ломиться через буреломы, броды, и ольховый стланик.
Оценка участников проводилась по показателям приведенным в докладе "Модель инструктора туризма" на Всесоюзной научно - практической конференции в декабре 1988г. г. Москва. Авторы : Шебзухов В.Х., Игнатенков Н.И. / Карачаево - Черкесский ОСТЭ /. Где показатели знаний инструкторов представлены в пяти компонен-тах.
1. Проектировочный компонент : умение планировать системы перспективных линий в формировании актива группы и отдельных личностей.
2. Конструктивный компонент : умение спланировать пред-стоящий день работы./ Выделить главную роль, выбрать целесооб-разные виды деятельности, отобрать нужную информацию, осущест-влять индивидуальную программу воспитания членов группы.
3. Гностический компонент : умение анализировать деятель-ность свою, актива группы, отдельных его членов и находить в ней сильные и слабые стороны; умение изучать опыт работы дру-гих инструкторов; умение использовать в своей работе психолого - педагогические исследования; умение работать с текущими доку-ментами.
4. Организаторский компонент : умение организовать свой ра-бочий день, свое поведение, выявить и организовать актив группы, управлять их в различных ситуациях, осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений, создавать в группе товарище-скую и деловую атмосферу.
5. Коммуникативный компонент : умение организовать регу-лярное общение с членами группы, регулировать внутригрупповые отношения, располагать к себе членов группы и находить нужные формы общения.
Анализ пройденного маршрута ( методические разработки), вы-воды участников позволяют сделать заключение, что 70% людей прошедших подобное тестирование остаются в кадрах туристов и 100% так или иначе являются пропагандистами здорового образа жизни - туризма .