ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ “Энергетик”
отчет
о пеше-водном туристическом путешествии
III (третьей) категории сложности в районе Южного Урала
по маршруту р. Большой Инзер – р. Малый Инзер –
р.Инзер– р. Лемеза,
совершенном с 28 апреля по 6 мая 2001 года
Маршрутная книжка: № 8 – 01
Руководитель: Мельников Вадим Борисович
Адрес руководителя: г.Уфа, ул.Гайдара, пр.2, д.23.
Тел: (3472) 523747.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет III (третью) категорию сложности.
Штамп МКК
Уфа – 2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Справочные сведения о путешествии *
3. Общие справочные сведения о маршруте *
1. Общая смысловая идея похода *
2. Обеспечение безопасности на маршруте *
3. Варианты подъезда и отъезда *
4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты *
5. Изменения маршрута и их причины *
7.1. Пеший переход до реки Большой Инзер *
7.2. Сплав по реке Большой Инзер *
7.3. Сплав по реке Малый Инзер *
8. Потенциально опасные участки *
9. Перечень наиболее интересных природных объектов *
10.1. Туристическая характеристика района *
10.2. Характеристика реки Б.Инзер *
10.3. Характеристика реки М.Инзер *
10.4. Характеристика реки Лемеза *
10.5. Технические характеристики судов *
10.6. Техническое оснащение группы *
I. Справочные сведения о путешествии
Туристско-спортивный клуб “Энергетик”
Южный Урал
3. Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
водный |
третья |
213 – общая 30 – пешком 183 – сплав |
9 |
8 |
28.04.2001 – 6.05.2001 |
г.Уфа – г.Белорецк – п.Нура – пеший переход до р.Б.Инзер – сплав по р.Б.Инзер – д.Карталы – п.Айгир – сплав по р.М.Инзер и р.Инзер – п.Ассы – п.Искушта – сплав по р.Лемеза – р.Сим – п.Тикеево - г.Уфа.
5. Определяющие препятствия маршрута
Река Большой Инзер
№ |
препятствие |
категория сложности |
протяженность |
1 |
шивера № 1 |
2 |
1 км |
2 |
шивера № 2 |
2 |
2 км |
3 |
шивера № 3 |
2 |
5 км |
4 |
шивера №4 |
2 |
6 км |
5 |
порог “Мотаис” |
3 |
0,5 км |
6 |
шивера № 5 |
3 |
3 км |
7 |
шивера № 6 |
2 |
5 км |
Река Малый Инзер
№ |
препятствие |
категория сложности |
протяженность |
1 |
порог “Айгир” |
3 |
1,5 км |
2 |
порог “Синие скалы” |
3 |
0,2 км |
3 |
шивера |
2 |
6 км |
Река Лемеза
№ |
препятствие |
категория сложности |
протяженность |
1 |
шивера № 1 |
2 |
3 км |
2 |
порог “Красный камень” |
2 |
0,5 км |
3 |
порог “Черная речка” |
3 |
2 км |
4 |
шивера № 2 |
2 |
5 км |
№ |
ф.и.о. |
год рождения |
обязанности в группе |
туристский опыт |
судно |
1. |
Мельников Вадим Борисович |
1972 |
руководитель, хронометрист |
5 у. – Утулик, Хара-Мурин, 1999 г. 2 р. – Зилим, 1996 г. |
К-4 |
2. |
Кривозубов Александр Иванович |
1971 |
видеооператор |
4 у. – В. Кураган, Катунь, 1997 г. |
К-4 |
3. |
Мусиенко Владимир Алексеевич |
1974 |
рем.мастер |
2 у. – Б.Инзер, М.Инзер, 1999 г. |
К-4 |
4. |
Скрябина Ольга Юрьевна |
1977 |
медик |
1 у. – Сим, 1996 г. |
К-4 |
5. |
Широков Владимир Игоревич |
1970 |
завхоз, |
5 у. – Утулик, Хара-Мурин, 1999 г. |
К–2 |
6. |
Гайфуллина Динара Раильевна |
1973 |
фотограф |
4 у. – Она, 2000 г. |
К–2 |
Фотографии участников группы на фото № 1 и фото № 2.
Экземпляр № 1 – библиотека турклуба “Энергетик”
Экземпляр № 2 – библиотека водной подкомиссии БашРМКК, 450077, г.Уфа, ул.Ленина, 37, каб.116.
В составлении отчета принимали участие:
Фотографии – Гайфуллина Д. Р., Окишев А. В.
Описание – Мельников В. Б.
Оформление – Мельников В. Б.
В походе снят видеофильм. Из рабочего материала сделан видеоролик продолжительностью 5 мин 30 с.
МКК турклуба “Энергетик”, г.Уфа. 8.01.2002.
Фото № 1. Экипаж катамарана – четверки (К – 4):
Мусиенко Владимир, Мельников Вадим,
Кривозубов Александр, Скрябина Ольга
Фото № 2. Экипаж катамарана – двойки (К – 2):
Гайфуллина Динара, Широков Владимир
1. Общая смысловая идея похода
Основным критерием выбора маршрута было ограниченное количество времени – первомайские праздники, близкое местонахождение района путешествия, удобная и быстрая заброска на маршрут. Главной идеей похода было исследование верховьев реки Б.Инзер.
Предыстория:
Нам приходилось слышать о том, что верховья Б.Инзера проходили водники Белорецка и Магнитогорска но точной информации о реке не было. В Уфе из всех известных нам туристов – водников там никто не сплавлялся. В 1999 году мы группой из 8 человек совершили первый поход. От Нуры вышли к месту бывшей деревни Капкалка и сплавились по реке. В 2000 году мы решили выйти на реку максимально выше. Вместе с нами пошли еще несколько групп из Уфы всего 25 человек. Мы вышли к кордону лесников, который находится примерно в 12 км от истока реки. В прошлом году нам не повезло: ночью перед нашим приездом резко похолодало и уровень реки упал за ночь на 1 м, препятствия упростились, в реке стало много камней. В этом году мы решили еще раз пройти эту реку и составить лоцию препятствий реки.
Цель похода – повысить уровень подготовки группы.
2. Обеспечение безопасности на маршруте
В этом походе группа проходила маршрут на одном четырехместном и одном двухместном катамаране. В походе использовались портативные УКВ – радиостанции “YAESU” FT 23R для связи между судами на водной части маршрута, для организации страховки и съемки прохождения порогов, а также на пешей части маршрута.
Каждый участник имел хорошо подогнанное личное снаряжение: гидрокостюм, каска, спасжилет, весло и т.д.
С целью подготовки для этого похода весной участники группы участвовали в соревнованиях по ТВТ на ТЭЦ – 2 и в ралли по р.Белая.
При прохождении маршрута основным видом страховки была самостраховка и взаимная страховка экипажами друг друга. Все участники знали действия при попадании в воду и действия при проведении спасработ. Страховку спасконцом мы не применяли, но на каждом судне был готовый к работе спасконец.
3. Варианты подъезда и отъезда
Подъезды на маршрут
Время Московское
Поезд № |
Направление |
Отправление |
Прибытие |
Примечание |
675 |
Уфа – Сибай |
20.22 |
03.15 в г.Белорецк |
Ежедневно |
Уфа – Инзер |
05.45 |
09.45 |
Ежедневно |
|
Инзер – Белорецк |
05.21 10.43 16.55 |
07.26 12.40 19.02 |
Ежедневно |
Из Уфы к началу активной части маршрута – городу Белорецк можно добраться двумя способами:
По нашему мнению первый вариант предпочтительней, т. к. он экономит время.
Туристы из европейской части России могут попасть в Белорецк поездом Москва – Магнитогорск.
Отъезды с маршрута
Время Московское
Поезд № |
Направление |
Отправление |
Прибытие |
Примечание |
676 |
Сибай – Уфа |
23.44 из п.Инзер |
04.31 |
Ежедневно |
Белорецк – Инзер |
07.56 14.30 |
09.50 16.25 |
Ежедневно |
|
Инзер – Уфа |
12.48 |
16.54 |
Ежедневно |
Время Уфимское
Автобус 139 |
Тикеево – Уфа |
09.30 14.30 19.30 |
11.00 16.00 21.00 |
Ежедневно, суб.,воскр., ежедневно |
4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Аварийные выходы
В случае необходимости маршрут можно закончить:
Запасные варианты
Спортивного интереса этот участок реки не представляет. Из препятствий перекаты, прижимы, завалы в протоках и шивера “Сарышта” (в большую воду пологие валы 0,5 – 0,7 м). Можно рекомендовать при наличии времени (на 100 км реки один населенный пункт в начале участка).
Спортивного интереса этот участок реки не представляет. Из препятствий редкие небольшие валы и бочки. Попасть к деревне можно по автомобильной дороге из пос. Инзер или от автомобильного моста перед пос. Карталы.
Плюсы этого варианта в том, что от Бриштамака до Искушты немного ближе чем от Ассов и в этом году машину найти в пос. Бриш было легче, чем в пос. Ассы (по словам других групп в Брише стоят машины, которые работают на ремонте дороги).
Минусы в том, что от Бриштамака до Бриша в любом случае идти пешком (разборка катамаранов), а из Ассов можно найти грузовую машину и загрузить катамараны не разбирая в кузов. А также около часа гребли по Инзеру.
Первый вариант короче минимум на 5 – 7 км.
Плюс варианта в том, что избавляет от утомительной гребли до устья Лемезы и экономит немного времени.
Минус в том, что предстоит еще одна сборка катамарана для переправы через Инзер.
5. Изменения маршрута и их причины
Причин для изменения маршрута не было.
дни пути |
дата |
участок перехода |
протяженность, км |
способ передвижения |
чистое ходовое время |
препятствия |
метеоусловия |
1. |
28.04 |
г.Уфа – г.Белорецк |
поезд |
||||
2. |
29.04 |
г.Белорецк – п.Нура п.Нура – р.Б.Инзер |
25 |
авто пешком |
5ч.50м. |
снег на дороге |
ясно |
3. |
30.04 |
сборка судов -//- - шивера № 2 |
4 |
сплав |
4ч. |
лед |
ясно |
4. |
1.05 |
шивера № 2 – д.Карталы |
40 |
сплав |
4ч.45м. |
порог “Мотаис” |
ясно |
5. |
2.05 |
р.Б.Инзер – ст.Карталы ст.Карталы – ст.Айгир сборка судов ст.Айгир – порог “Айгир” |
2
2 |
пешком электричка сплав |
25м
10м. |
порог “Айгир” |
ясно |
6. |
3.05 |
порог “Айгир” - п.Ассы п.Ассы – п.Искушта |
42 |
сплав авто |
3ч.30м. |
порог “Айгир” |
ясно |
7. |
4.05. |
п.Искушта – порог “Черная речка” |
10 |
сплав |
40м. |
порог “Черная речка” |
ясно |
8. |
5.05. |
порог “Черная речка” - д.Тау |
55 |
сплав |
6ч.05м. |
порог “Черная речка” |
пасмурно дождь |
9. |
6.05. |
д.Тау – р.Сим р.Сим – п.Тикеево п.Тикеево – г.Уфа |
30 3 |
сплав пешком авто |
4ч.55м. |
ясно |
Техническое описание реки Б. Инзер сделано по итогам походов 1999, 2000 и 2001 годов.
7.1. Пеший переход до реки Большой Инзер
29 апреля.
В 5.15 (здесь и далее время местное) мы выгрузились из поезда на ж/д вокзале города Белорецк. В 7.00 подъехала машина, о которой предварительно договаривались из Уфы по телефону через туристов-работников МПС. В машину (это оказался ГАЗ-66) загрузились три группы (всего 18 человек) и в 7.10 мы выехали в направлении пос.Нура. От ж/д вокзала нужно ехать в сторону Белорецка, а после моста через р.Нура повернуть на лево. Дорога по левому (орфографически) берегу реки ведет в пос.Нура. В 7.45 приехали в пос.Нура. Заехав в Нуру, нужно повернуть направо к полуразрушенному мосту через ручей. Посмотрев на дорогу, водитель ехать, отказался, сославшись на отключенный передний мост и малое количество времени. Вместе с группой (руководитель Окишев А. В.), с которой прошли весь маршрут параллельно, в 7.55 вышли на пешую часть маршрута. Третья группа (руководитель Верхотуров М. А.) осталась в Нуре. Через 20 мин чистого ходового времени (ЧХВ) дошли до ЛЭП. Здесь нас догнал лесник и потребовал пропуска в заповедник. Руководителям групп пришлось идти с ним обратно в Нуру, разбираться. Подойдя к п.Нура, встретили два “Урала” с туристами из Магнитогорска. Вместе с ними и руководителем третьей группы пошли к леснику в контору заповедника. После звонка в пос.Реветь начальнику заповедника пришли к соглашению, что мы можем посетить территорию заповедника за определенную сумму рублей. Магнитогорцы взяв третью группу из Уфы (больше мест не было) и лесника в качестве сопровождающего, выехали в сторону реки. Мы вернулись к ЛЭП. Во время завтрака показался еще один “Урал” с туристами из Магнитогорска, с которыми мы встречались здесь в прошлом году. Погрузив в их машину рюкзаки, в 11.37 пошли по дороге вслед за машиной. Дорога идет по восточному склону г.Широкая и выходит к реке Средний Отнурок. Дальше дорога вверх по Среднему Отнурку немного в стороне от реки. Чаще стали попадать участки не растаявшего снега. От полуразрушенного моста через реку Средний Отнурок, где дорога переходит на левый (орфографически) берег, лежит снег, глубиной до 1 м (фото №3). Дорога переваливает через не высокий водораздел между Средним Отнурком и Безымянкой. С водораздела открывается вид на Ямантау (фото № 4). На спуске по Безымянке догнали “Урал”, застрявший в снегу. Общими усилиями вытолкали машину. Немного спустившись вдоль р.Безымянка дорога уходит в лево и поднимается к границе заповедника. На участке от водораздела до поворота к заповеднику Безымянка часто течет прямо по дороге. Подошли к заповеднику в 16.47. Разгрузили рюкзаки и пошли вдоль старой дороги, которая уходит на лево от основной возле щита с надписью “Южно-Уральский заповедник” к Большому Инзеру. Через 20 мин ЧХВ подошли к реке. Вокруг все под снегом. Третья группа, которая приехала раньше уже собрала один катамаран. С помощью их катамарана переправились на правый берег и, найдя сухую полянку, встали лагерем.
Фото № 3. Дорога после моста через Средний Отнурок
Фото № 4. Вид на г.Ямантау
7.2. Сплав по реке Большой Инзер
30 апреля.
Мы вышли к реке примерно на 1 км ниже шиверы №1. Утром собрали катамараны, пообедали и в 15.25 вышли из лагеря. В обеих группах по одному К – 2 и одному К – 4. Через пару поворотов стал попадаться лед, который преодолевали около берега через промоины (фото № 5). Еще через пару поворотов мы подошли к участку, где река на протяжении около трех км была закована льдом (фото № 6). Пришлось тащить катамараны по льду. Затем еще около 1 км участок льда, чередующийся с промоинами, и в 19.47 мы подошли к шивере №2. Сильно уставшие, после таскания катамарана по льду, встали на ночлег на левом берегу.
1 мая.
Вышли в 11.35. Впереди первое препятствие маршрута.
Шивера № 2. Категория сложности – 2. (фото № 7, 8)
Шивера начинается на прямом участке реки. Уклон резко увеличивается, русло реки сужается. Представляет собой хаотически расположенные бочки и валы до 1 м. Заканчивается шивера красивой горкой, где река, сужаясь до 6 – 8 м, падает на расстоянии 30 м на 1,5 – 2 м.
Длина препятствия около 2 км.
Разведка шиверы трудоемка и малоэффективна.
Преодолели без разведки по центру, по основной струе.
После шиверы очередной плес длиной около 2 км (фото № 9). В заливах за ночь образовался тонкий лед. После плеса следующая шивера.
Шивера № 3. Категория сложности – 2. (фото № 10).
Начинается, как и предыдущая, на прямом участке. Представляет собой хаотически расположенные бочки и валы до 1 м, но более жесткие и мощные. Отдельные бочки на доли секунд останавливали даже К – 4. Напоминает шиверу№ 2, но река немного шире и мощнее. Заканчивается шивера перед большой поляной на правом берегу, где раньше находилась деревня Капкалка.
Протяженность около 5 км.
Разведка также малоэффективна.
Преодолели без разведки по центру, по основной струе.
К урочищу Капкалка подошли в 13.15 (фото №13). Долина реки стала шире.
С этого места можно начинать сплав, если при въезде в Нуру повернуть налево и проехать через поселок. За поселком по западному склону г.Широкая начинается дорога, которая идет по левому (орфографический) берегу реки Нура и перевалив через хребет Аурсяк спускается к Большому Инзеру как раз напротив поляны. Так мы выходили к реке в 1999 году.
Шивера № 4. Категория сложности – 2.
Начинается ниже Капкалки. Представляет собой слабые шиверы, чередующиеся с участками быстротока. В малую воду, как в 2000 году, шиверы практически нет. К концу препятствия шивера начинает усиливаться и заканчивается перед порогом “Мотаис”.
Протяженность около 6 км.
Разведка не нужна.
Преодолели без разведки по центру, по основной струе.
От Капкалки до порога “Мотаис” 35 мин ЧХВ.
Порог “Мотаис”. Категория сложности – 3.
Ориентиры порога: справа горы близко подходят к реке; шивера № 4 усиливается; река поворачивает на право; на правом берегу поляна заросшая березами; в середине прямого участка реки справа впадает приток плохо видимый с воды; затем река поворачивает на лево и на прямом участке реки становится видно резко
увеличивающийся уклон и гору, подходящую слева к реке перед следующим поворотом. После этого нужно срочно чалиться на правый берег.
Разведка и страховка по правому берегу.
Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень (фото № 11) представляет собой мощные косые валы, идущие от берегов к середине реки, и нагромождение бочек и валов до 1,5 м в центре реки. Длина ступени около 250 м. Далее участок быстротока около 50 м длиной на котором основная струя смещается ближе к левому берегу. Вторая ступень (фото № 12) начинается тремя последовательно расположенными мощными бочками. После них мешанина валов до 1,5 м. Порог заканчивается на правом повороте реки.
Проходили порог тандемом с взаимной подстраховкой по основной струе (фото № 14, 15, 16, 17, 18). Фото и видео съемки осуществляли участники параллельной группы. Шивера № 5. Категория сложности – 3.
Начинается через 50 м после порога “Мотаис”. Представляет собой хаотично расположенные бочки и валы до 1,5 м. Отличается от порога меньшим уклоном. Заканчивается перед островом. К концу шиверы мощь реки начинает ослабевать. Долина реки расширяется. В малую воду упрощается.
Длина шиверы примерно 3 км.
Разведка малоэффективна.
Преодолели по основной струе без разведки.
Шивера № 6. Категория сложности – 2.
Начинается сразу после острова. Уклон становится меньше. Препятствия упрощаются. В основном это валы до 0,5 – 0,8 м, иногда встречаются небольшие бочки. Заканчивается шивера перед поляной на правом берегу, где раньше находилась деревня Арипкулово.
Протяженность около 5 км.
Разведка не нужна.
Проходили без разведки по основной струе.
При дальнейшем сплаве сложность представляют только разбои и завалы в протоках. От порога “Мотаис” до ж/д моста перед д.Карталы 2 ч 30 мин ЧХВ.
Мы встали на полянке левого берега перед ж/д мостом. Вечером разобрали и подсушили катамараны.
Фото № 5. Плес перед шиверой № 2
Фото № 6. Плес перед шиверой № 2
Фото № 7. Прохождение шиверы № 2 экипажем К – 4
Фото № 8. Прохождение шиверы № 2 экипажем К – 2
Фото № 9. Плес между шиверами №2 и № 3. Вид на г.Ямантау
Фото № 10. Прохождение шиверы № 3 экипажем К – 4
Фото № 11. Порог “Мотаис”. Первая ступень
Фото № 12. Порог “Мотаис”. Вторая ступень
Фото № 13. Урочище Капкалка
Фото № 14. Порог “Мотаис”. Прохождение экипажем К – 2
Фото № 15. Порог “Мотаис”. Прохождение экипажем К – 2
Фото № 16. Порог “Мотаис”. Прохождение порога экипажем К – 2
Фото № 17. Порог “Мотаис”. Прохождение экипажем К – 4
Фото № 18.Порог “Мотаис”. Прохождение порога экипажем К – 4
7.3. Сплав по реке Малый Инзер
2 мая.
После завтрака собрали рюкзаки и пошли вдоль железной дороги на платформу, где останавливается рабочий поезд до станции Айгир. Расстояние в 1,5 км прошли за 25 мин ЧХВ.
После прохождения реки Б.Инзер в обеих группах по одному участнику не смогли продолжить поход из-за отсутствия времени. Из нашей группы это была Гайфуллина Д. В виду этого мы немного изменили экипажи судов. Экипаж К-2 : Широков, Мельников, а экипаж К – 4: Кривозубов, Мусиенко, Скрябина + Ишмурзин Г. из параллельной группы. К – 2 параллельной группы мы отправили в город вместе с отъезжающими, а остальные участники этой группы продолжили поход на К – 4.
В 11.00 подошел поезд и примерно через 30 – 40 мин мы выгрузились на ст.Айгир. Спустились к реке и на краю поселка собрали катамараны. Порог “Айгир” расположен примерно в 1,5 километрах ниже одноименной железнодорожной станции. Прошли это расстояние за 10 мин ЧХВ.
Порог “Айгир”. Категория сложности – 3.
Порог начинается на правом повороте реки. Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и видимую впереди каменную осыпь на левом берегу. В этом месте железная дорога вплотную подходит к реке. Разведка порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий участок спокойной воды. На правом повороте слабый прижим к осыпи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0.5-0.8м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две бочки отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует прямой участок. Здесь основная струя идет по центру с серией прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличивается и достигает 1-1,5 м. Примерно в 100 м. после поворота, по центру реки, немного ближе к левому берегу расположены две большие бочки высотой 1,5 – 2 м. При большой воде они вырождаются в вал. Обойти их можно сместившись к правому берегу. Далее следует прямой участок с хаотическими валами, который переходит в порог “Синие скалы”.
Порог “Синие скалы”. Категория сложности – 3.
Река делает небольшой левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами образуется последовательно несколько косых бочек и небольших уловов после них. По центру – серия валов высотой 1 – 1,5 м.
Пороги “Айгир” и “Синие скалы” проходятся вместе. “Синие скалы” в общем то являются второй ступенью порога “Айгир”. Стоянки расположены по левому берегу в начале порога “Айгир”, ниже насыпи до “Синих скал” и в 0,5 км ниже “Синих скал”.
Мы решили пройти пороги походным порядком без разведки. Для этого зачалились на левый берег перед порогом, подождали пока участники параллельной группы встанут на фото и видеосъемку и прошли пороги по центру тандемом с взаимной подстраховкой (фото № 19, 20, 21).
После прохождения встали на стоянку в районе “Синих скал”. После обеда часть группы совершила подъем на скалы хребта Караташ, с которого открывается красивый вид на десятки км (фото № 22).
3 мая.
Занесли катамараны и рюкзаки к началу порога “Айгир” и походным порядком прошли пороги “Айгир” и “Синие скалы”. После них начинается шивера.
Шивера № 1. Категория сложности – 2.
После порога следует довольно бурная шивера, которая тянется примерно на 5 километров, постепенно ослабевая. Основное препятствие – валы высотой 0.5 – 1 м и редкие бочки.
Фото № 19. Порог “Айгир”. Прохождение экипажем К – 2
Фото № 20. Порог “Айгир”. Прохождение экипажем К – 2
Фото № 21. Порог “Айгир”. Прохождение экипажем К – 4
Фото № 22. Порог “Айгир”. Вид со скал хребта Караташ
От порога “Айгир” до поселка Инзер 1 ч 30 мин ЧХВ. Ниже ж/д станции Малый Инзер впадает в Большой Инзер. Дальнейший сплав до поселка Ассы технически прост.
От пос.Инзер до пос.Ассы 2 ч ЧХВ. В Ассах мы зачалились на поляне правого берега в 50 м ниже автомобильного моста. Дежурные стали готовить обед, а часть группы пошла искать машину. В прошлом году доделали дорогу Ассы – Бриш – Искушта с гравийным покрытием и мы решили попытаться добраться до р.Лемеза не разбирая катамараны. Машину нашли часа через 2. Это оказалась грузовая “TOYOTA”. Водитель вывалился из машины и попросил поправить пошатнувшееся после двухнедельного запоя здоровье. Остальные машины были либо сломаны, либо заняты на работе. Мы спустили гондолы, не разбирая катамараны погрузили их сверху на тент и привязали. За это время водитель под чутким руководством некоторых участников группы поправил здоровье, но немного перестарался, в результате чего его загрузили в кузов, а за руль сел один из участников группы. Дорога от пос.Ассы идет к пос.Бриш и от него поднимается на верх, затем идет по верхам и спускается к пос.Искушта. После подъема от пос.Бриш на верх водитель очнулся и настойчиво попросился за руль своей машины. Дальше он повел машину под контролем нашего водителя. В пос.Искушта, переехав через мост, выгрузили катамараны и рюкзаки, так как до берега Лемезы можно доехать только на “Урале”. Затем мы накачали катамараны, привязали рюкзаки и сплавились по речке, протекающей через поселок. При впадении в Лемезу речка разбивается на протоки в которых много завалов. Пройдя по Лемезе около 300 м встали на ночевку на правом берегу.
4 мая.
От места ночевки Лемеза течет прямо около 1 км и поворачивает налево. За поворотом начинается шивера.
Шивера № 1. Категория сложности – 2.
Представляет собой хаотичные валы до 0,8 м.
Протяженность около 3 км.
Прошли по центру без разведки.
Шивера переходит в порог “Красный камень”.
Порог “Красный камень”. Категория сложности – 2.
Начинается на прямом участке реки. Ориентир – большие красные камни на левом берегу и высокие скалы с отдельно стоящей скалой впереди на правом берегу. Впрочем камни плохо заметны, а когда видна скала на левом берегу чалится как правило уже поздно. Порог не сложен – несколько прямых валов около 1 м высотой.
Прошли по центру без разведки.
Если делать его разведку, то чалится надо на левый берег.
Еще через 1 км начинается ключевое препятствие реки – порог “Черная речка”. От пос.Искушта до порога “Черная речка” 40 мин ЧХВ.
Порог “Черная речка”. Категория сложности – 3.
Ориентиры порога: река поворачивает на право, по левому берегу дорога поднимается в гору. Чуть дальше по дороге стоят два памятника, с воды они не видны. Эта дорога опускается к реке в конце порога.
Разведка порога по левому берегу.
От начала порога река около 400 м. течет по прямой. На этом участке она представляет собой шиверу с валами высотой около 1 м, ширина реки 50-70 метров, скорость течения в нашу воду около 12 км/ч. После прямой следует левый поворот, река сужается и за правым поворотом начинается ключевой участок порога. После короткой , 100 – 150 м прямой река поворачивает налево. На этой прямой слабый навал на крупные глыбы левого берега. Глыбы образуют серию косых валов высотой 0.5-0.8 м. Затем основная струя переходит к правому берегу и за правым поворотом реки у правого берега
находится большая жесткая бочка. За бочкой идет серия прямых валов высотой до 1,5 м. Затем река становится шире, валы слабее. Через300 м. от правого поворота справа впадает бурный правый приток – Черная речка. Напротив притока место для чалки и для лагеря.
Разведка всего порога очень трудоемка, поэтому мы прошли часть порога без разведки и зачалились на левый берег перед ключевой частью порога. После просмотра участники параллельной группы встали на фото и видеосъемку, а мы пошли на прохождение тандемом. Экипаж К – 2 решил попытаться пройти главную бочку порога (фото № 23), а экипаж К – 4 их подстраховывал. Бочка оказалась значительно мощнее, чем показалось с левого берега и К – 2 перевернулся (фото № 24). Один гребец выбрался на правый берег, второй на перевернутый катамаран. Спас.работы прошли быстро и грамотно. К – 4 зачалил перевернутый К – 2 на левый берег, а затем перевез с правого берега второго гребца. После этого экипаж К – 4 ушел на фото и видеосъемку параллельной группы, а К – 2 встал на страховку в конце порога. Через некоторое время по рации сообщили, что в бочке около 1 мин молотило, а затем перевернуло К – 4 “Тритон” из Набережных Челнов, который мы видели в начале порога перед прохождением. Увидев перевернутый катамаран К – 2 вышел на спас.работы. На катамаране оказалось только три участника происшествия, а четвертый выбрался на правый берег. Сначала мы сняли с перевернутого судна двух девушек и перевезли их на берег. Затем зачалили и “Тритон”. За это время К – 4 параллельной группы прошел порог, минуя основную бочку, и перевез четвертого пловца на левый берег.
После прохождений и спас.работ мы встали лагерем на левом берегу.
5 мая.
После завтрака мы занесли катамараны по дороге на начало порога и второй раз прошли порог “Черная речка” (фото № 25, 26). В этот раз бочку решили не проходить и прохождение закончилось без происшествий. После прохождения зачалились около лагеря, привязали рюкзаки и продолжили сплав.
Шивера № 2. Категория сложности – 2.
Начинается сразу после порога “Черная речка”. Протяженность около 5 км. Представляет собой небольшие валы хаотично разбросанные по всему руслу реки. Кусты по берегам залиты и мест для чалки маловато. Прошли по центру походным порядком.
Ниже моста река поворачивает на право и примерно через 1 км на левом повороте справа впадает р.Кысык. Дальше долина реки расширяется. Через 2 ч ЧХВ от порога “Черная речка” в 50 м от реки находится водопад Атыш. Еще через некоторое время Лемеза выходит из гор. В этот день мы дошли до д.Тау. 4 ч ЧХВ от водопада Атыш и заночевали на левом берегу в 1 км ниже деревни. Сама деревня находится в стороне от реки на берегу старицы, которая весной в большую воду соединяется с рекой.
6 мая.
Это был последний день похода. Мы встали пораньше и за 5 ч ЧХВ сплавились до р.Сим. Из препятствий только завалы в протоках. Напротив устья Лемезы на крутом берегу Сима большая поляна, где мы закончили сплав. Отсюда по дороге, идущей вверх по обрывистому берегу реки Сим, мимо садов мы вышли на трассу Самара – Уфа – Челябинск к автобусной остановке у пос.Тикеево. Вечерним автобусом мы уехали в Уфу.
Фото № 23. Порог “Черная речка”. К – 2 в главной бочке порога
Фото № 24. Порог “Черная речка”. Переворот К – 2
Фото № 25. Порог “Черная речка”. Прохождение экипажем К – 4
Фото № 26. Порог “Черная речка”. Прохождение экипажем К – 2
8. Потенциально опасные участки
Наиболее опасными участками на маршруте являются:
Температура воды в конце апреля – начале мая не превышает 1-3° С, поэтому гидрокостюм обязателен.
9. Перечень наиболее интересных природных объектов
10.1. Туристическая характеристика района
Горы Южного Урала образовались, как и весь Урал, более 300 млн. лет тому назад. В течение последующих 200 млн. лет горы под действием внешних сил были сильно разрушены, выровнены и превращены в плоскогорья. Позднее на Южном Урале произошли новые движения. Они выразились в резких поднятиях разрушенных хребтов, в сбросах и разломах между ними к северу от 53-й параллели (где р.Белая пересекает горы); к югу от нее произошло общее поднятие Южно-Уральского плоскогорья – Зилаирского плато. Усилилась деятельность рек, которые глубоко врезались в поднимавшиеся равнины и горы и образовали глубокие долины и ущелья.
Южный Урал делится по особенностям рельефа на две части – северную и южную.
Северная, более высокая и гористая, доходит до поперечного течения реки Белая. Она заполнена многочисленными горными хребтами, которые вытянуты с СВ на ЮЗ и составляют горную систему. Осью ее является хребет Уралтау. Он протянулся в восточной части Южного Урала на 500 км, имея в ширину от 5 до 30 км. Самая высокая вершина его достигает 1067м (г.Арвяк-Рязь, южнее города Белорецк); средняя высота хребта 800 – 900 м, а прилегающие долины лежат на 400 – 500 м ниже. Уралтау состоит из нескольких параллельных гряд и небольших отрогов, которые разделены широкими ложбинами. Очертания их выровненные, мягкие; только на некоторых вершинах поднимаются небольшие сопки и гребни из сланцев, кварцитов и конгломератов. Уралтау является водоразделом между бассейнами рек Белой и Урала. Долина реки Белой отделяет к западу несколько параллельных более высоких и скалистых цепей. Самые высокие хребты в этой полосе – Зигальга и Машак, а самые высокие горные массивы – Ямантау и Иремель. Они сложены очень твердыми кварцевыми песчаниками и глинистыми сланцами. Для рельефа их очень характерны ступенчатые склоны, широкие нагорные террасы и каменистые вершины. Склоны горных массивов покрыты хвойным лесом до высоты 1100 м, а выше этой линии преобладают каменные россыпи. На
нагорных террасах и сопковидных вершинах еще сохранились стенообразные скалы (останцы), составляющие гребень некоторых гор. Западнее идет полоса передовых горных цепей, имеющих среднюю высоту значительно ниже 1000 м, и лишь немногие вершины поднимаются выше. Горные цепи отделены друг от друга более широкими продольными долинами рек, а узкие поперечные долины разделяют каждую цепь на хребты и массивы. Главными хребтами являются Зильмердак, Юрматау, Колу, Каратау. Чем дальше на запад, тем ниже горы. Изменяются и горные породы: здесь больше известняков.
Восточнее хр.Уралтау протянулась цепь передовых восточных хребтов Южного Урала: Ирендык и Крыктытау. Они сложены не только осадочными, но и вулканическими породами. Горы сильно разрушены, вершины их плоские, но там, где обнажаются вулканические породы, появляются скалы, гребни.
Главные горные хребты и массивы Южного Урала
наименование |
высота, м |
главная вершина |
г.Ямантау |
1638 |
|
г.Иремель |
1586 |
Кабан |
хребет Зигальга |
1425 |
Большой Шолом |
хребет Машак |
1373 |
|
хребет Нары |
1328 |
|
хребет Баштау |
1270 |
Большой Шатан |
хребет Аваляк |
1192 |
|
хребет Крыктытау |
1114 |
|
хребет Уралтау |
1067 |
Арвяк Рязь |
хребет Ирендык |
987 |
|
хребет Зильмердак |
921 |
|
хребет Юрматау |
884 |
|
хребет Каратау |
698 |
10.1.2. Почвы и растительность
Южный Урал покрыт лесами, различными по составу и произрастающими на различных почвах.
На передовых западных хребтах, невысоких, но сравнительно богатых осадками, растут на серых почвах леса широколиственные. На скалистых юго-восточных склонах хребтов появляется сосна.
В центральной полосе Южного Урала хребты и долины между ними поднимаются выше, климат становится суровее, и широколиственные леса уступают место хвойным. По долинам и нижним склонам, до высоты 650 – 700 м, растут сосна, береза и лиственница обычно на серых лесных почвах. Выше 700 м преобладают ель и пихта, много березы и осины. Елово-пихтовый лес на более крутых склонах выше 900 м становится постепенно низкорослым, больше появляется лесных полян и каменных россыпей. Этот лесной пояс от 700 до 1100 м представляет горную тайгу. Под ней образовались горные подзолистые почвы. От 1100 до 1300 м расположен субальпийский пояс. Выше 1300 м идет гольцовый пояс. Он отличается преобладанием тундровой растительности (мхи и лишайники) на горно-тундровых почвах.
Животный мир Южного Урала разнообразен. Здесь обитают: из хищников – волк, лиса, рысь, медведь, барсук, куница, норка, колонок, крот, горностай; из грызунов – заяц, белка, бурундук, летяга, мышь; из птиц – утка, серая куропатка, перепел, тетерев, глухарь, рябчик, орлан, ястреб, сова, дятел и множество певчих; из копытных - лось, косуля. Встречаются
пресмыкающиеся – гадюка, уж, медянка, ящерица. В реках водятся – таймень, хариус, налим, щука, окунь, елец, голавль, язь.
3има (середина ноября – март) – продолжительная, суровая, преобладают ясные солнечные дни. Бывают метели и бураны, особенно часто в феврале (2 – 16 дней в месяц с метелью). Среднемесячная температура воздуха в январе – 22' (миним. – 45').Иногда атлантические циклоны приносят оттепели с мокрым снегом, дождем и туманом (1 – 6 дней с туманом в месяц). Снежный покров появляется в октябре, санный путь устанавливается во второй половине ноября. Высота снежного покрова в марте 40 –80 см. Весна (апрель – май) прохладная с заморозками. Характерно чередование пасмурных с дождем и мокрым снегом и
ясных солнечных дней. Снежный покров сходит в середине апреля, в отдельные годы сохраняется до начала мая, весенняя распутица продолжается более одного месяца. Заморозки бывают до первой половины июля. Лето (июль – август) умеренно теплое с частыми и обильными грозовыми дождями (7 – 11 дней с грозой в июне – июле). Среднемесячная температура воздуха в июле 19' (макс. 34'). В августе уменьшается количество осадков возрастает число ясных солнечных дней. Со второй декады августа начинаются заморозки.0сень (сентябрь – первая половина ноября) холодная, пасмурная, дождливая с сильными ветрами. Иногда сентябрь бывает сухим и солнечным с утренними заморозками. Осадки выпадают в виде затяжных дождей с туманом (5 – 15 дней с туманом в месяц) в виде мокрого снега. Распутица начинается с середины сентября и продолжается до устойчивых морозов. Ветры в течение года западные, юго-западные, весной и летом кроме того северо-западные со средней скоростью 1,3 – 4,3 м/сек. На западных (наветренных) склонах Южного Урала выпадает больше осадков – от 550 до 650 мм, а местами больше, на восточных (подветренных) склонах меньше – 400 – 450 мм.
Южный Урал пересекают две железнодорожные магистрали: Уфа – Златоуст – Челябинск и Уфа – Карламан – Инзер – Белорецк – Магнитогорск – Сибай. Железнодорожная линия на участке Белорецк – Карламан введена в строй действующих в 1977 – 1978 гг. Улучшенные грунтовые дороги шир.5 – 10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с добавками 5 – 15 см, состояние дорог удовлетворительное. Большинство грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие дороги, связывающие ближайшие населенные пункты с местами лесоразработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетворительном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов (преобладающие уклоны 7 –15', макс. До 35'). Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузоподъемность 5 –15 т, на остальных от 1 до 15 т (преобладают с грузоподъемностью 3 – 5 т). В 2000 году отремонтирована и покрыта гравием дорога Ассы – Бриш – Искушта.
Почти все реки Южного Урала относятся к бассейну Каспийского моря; только в северной части начинает свое течение несколько рек, принадлежащих бассейну реки Обь, то есть бассейну Северного-Ледовитого океана (реки Уй и Миасс). Основной водораздел проходит по хребту Уралтау, который является границей бассейнов р.Белая и р.Урал.
Больше всего крупных рек начинается у гор Иремель и Ямантау (Белая, М.Инзер, Б.Инзер, Юрюзань, Катав). Это наиболее высокие горы и на них выпадает много осадков. Истоки
многих рек заболочены. Остальные реки имеют преобладающую ширину 10 –30 м (на перекатах 20 – 50м), глубину 0,3 – 1,0 м, скорость течения 0,5 – 0,9 м/сек. Дно валунно-галечниковое, берега крутые и обрывистые. Реки преодолимы вброд, подъезд возможен, как правило, только по дорогам. Замерзают реки в середине ноября, в редкие годы в конце ноября – начале декабря, вскрываются в середине апреля, на перекатах вначале апреля. Толщина льда в конце зимы 60 – 70 см, на перекатах 20 – 50 см. Многие небольшие реки промерзают до дна. Половодье начинается во второй половине апреля и продолжается около месяца, уровень воды поднимается на высоту 1 – 3 м (на р.Инзер до 4 м). Межень в конце мая – начале июня. Летом и осенью бывают дождевые паводки с подъемом уровня воды на 50 – 80см. Главным источником питания рек являются атмосферные осадки – снег и дожди.
Крупнейшие реки Южного Урала
наименование |
длина, Км |
площадь бассейна, кв.км |
пункт замера расхода воды |
расход воды, куб.м/с |
||
февраль |
май |
среднегодовой |
||||
Белая |
1434 |
142730 |
Арский Камень г.Стерлитамак г.Уфа г.Бирск |
1,8 17,9 204 322 |
60,8 470 3064 3538 |
14,2 115 758 817 |
Уфа |
969 |
52580 |
с.Красноуфимск с.Караидель |
19,9 72,4 |
349 879 |
74,6 248 |
Ай |
580 |
14730 |
с.Метели |
20,3 |
241 |
79,3 |
Юрюзань |
430 |
7380 |
с.Трапезниково |
11 |
185 |
56,7 |
Сакмара |
348 |
5844 |
ст.Сакмарская |
14,3 |
519 |
123 |
Б.Инзер |
305 |
5240 |
хутор Калышта |
1,58 |
48,7 |
11,1 |
Нугуш |
238 |
2994 |
с.Андреевка |
3,7 |
125 |
31,6 |
Сим |
229 |
11380 |
Миньярский завод |
4,8 |
57,9 |
18,2 |
Зилим |
215 |
3280 |
||||
Лемеза |
150 |
1900 |
||||
М.Инзер |
109 |
1060 |
п.Айгир |
1,2 |
42,2 |
11,8 |
10.2. Характеристика реки Б.Инзер
Река Б.Инзер берет начало на восточном склоне хребта Кумардак примерно в 13 – 15 км на северо-восток от горы Ямантау. Абсолютная высота истока реки около 840 м, высота устья около 90 м, средний уклон 2,46 м/км. По общему характеру течения реку можно подразделить на два участка: первый – от истока до впадения реки М.Инзер, второй – от впадения реки М.Инзер до устья.
Первый участок реки, протяжением 165 км, проходит в горах в узкой долине. Здесь Б.Инзер имеет ярко выраженный характер горной реки с большими уклонами и большими скоростями течения. На первом участке ширина русла реки 20 – 40 м, глубины в меженное время на плесах не более 1 –1,3 м.
Начать сплав можно от кордона лесника, который находится в 1 – 1,5 км выше правого притока р.Куянтау. Ширина реки здесь 6 – 8 м, скорость течения низкая. Река делает почти сходящиеся петли в широкой долине. После впадения Куянтау ширина реки увеличивается до 12 – 15 м, течения почти нет, река напоминает озеро. Через 1 – 1,5 км на правом повороте шивера № 1 длиной около 1 км с большим уклоном. После шиверы очередной плес длиной около 5 – 6 км. Плес заканчивается шиверой № 2 с резким увеличением уклона. За шиверой снова плес длиной 2 км, который заканчивается шиверой № 3. Участок от начала сплава до урочища Капкалка характерен чередованием плесов и шивер с резким увеличением уклона
реки. Ниже Капкалки находятся основные препятствия реки порог - “Мотаис” (так его называют магнитогорцы, водники Белорецка называют порог “Сундуки”) и мощная шивера после него. Дальше препятствия упрощаются, долина реки расширяется. Сплав целесообразно закончить перед д.Карталы. Ниже река не представляет спортивного интереса. Начало сплава на высоте 790 м, окончание сплава у д.Карталы – 490 м. Средний уклон на участке сплава 6,7 м/км.
Второй участок реки Б.Инзер, после впадения реки М.Инзер, протяжением 140 км, называют только Инзер. Долина, по сравнению с долиной первого участка, более широкая. На этом участке ширина реки 40 – 60 м, а в низовьях достигает 100 м. Глубины при весеннем половодье достигают 3,5 м, в межень падают на плесах до 1,3 м и на перекатах – до 0,3 м. Максимальные скорости весной 2,4 м/с и уменьшаются в межень до 0,4 м/с.
Вскрытие реки происходит обычно во второй декаде апреля. Весенний ледоход длится 3 – 5 дней. Продолжительность весеннего поводка после очистки реки ото льда колеблется от 12 до 43 дней. Максимальные уровни наступают через 2 – 9 дней. Меженный период наступает в конце мая.
Участок реки от истока до д.Карталы находится на территории Южно–Уральского заповедника.
Лоция реки Б.Инзер
наименование |
берег |
расстояние от истока, км |
исток |
||
кордон лесника |
правый |
12 |
р.Куянтау |
правый |
13 |
р.Калпак |
правый |
21 |
р.Капкалка |
правый |
30 |
р.Еракташ |
правый |
37 |
ур.Арипкулово |
правый |
45 |
р.Куз-Елга |
правый |
46 |
ур.Гадыльшено |
правый |
50 |
р.Майгашля |
правый |
51 |
мост ж/д |
62 |
|
д.Карталы |
левый |
64 |
р.Юша |
левый |
67 |
мост уж/д |
69 |
|
р.Сюрензяк |
левый |
69 |
пос.Карталинская Запань |
правый |
71 |
р.Лапышта |
правый |
78 |
р.Суран |
левый |
87 |
р.Сухой Суран |
левый |
91 |
р.Касканиышта |
левый |
93 |
р.Минияк |
правый |
97 |
р.Калышта |
левый |
108 |
хут.Калышта |
левый |
108 |
р.Митязы |
правый |
110 |
р.Кумгазы |
левый |
110,5 |
р.Сарышта |
левый |
111 |
р.Кунгак |
правый |
113 |
р.Куяш |
левый |
116 |
р.Казмаш |
левый |
119 |
ур.Кызыл-ярово |
левый |
125 |
р.Янбика |
левый |
128 |
р.Ямашта |
правый |
131 |
р.Ямашта французская |
левый |
132 |
р.Ремашта |
левый |
135 |
ур.Ремашта |
левый |
135 |
р.Тулумбуй |
левый |
145 |
р.Манаир |
левый |
153 |
мост |
156,5 |
|
р.Шура |
левый |
156,5 |
д.Усмангали |
левый |
157 |
пос.Инзер |
правый |
162 |
р.М.Инзер |
правый |
165 |
д.Новохасаново |
правый |
165,5 |
д.Сафаргулово |
правый |
169 |
д.Манышта |
правый |
172 |
р.Манышта |
правый |
172 |
р.Тюльмень |
правый |
176 |
д.Александровка |
левый |
177 |
д.Карпуста |
левый |
179 |
хут.Калинин |
левый |
186 |
д.Ассы |
правый |
187 |
р.Туз |
правый |
187 |
10.3. Характеристика реки М.Инзер
Река берет начало на восточном склоне хребта Нары. Абсолютная высота истока реки 710 м, устье – 246 м. Средний уклон реки равен 4,25 м/км.
М.Инзер протекает в узкой горной долине и имеет ярко выраженный характер горной реки с большими уклонами и большими скоростями течения весенних полых вод.
Долина реки от истока до впадения реки Беркутья прямая, выражена слабо, ширина ее достигает более 1 км. После впадения ручья М.Казавда долина местами суживается до 300 м. В долине встречаются заболоченные участки. Ширина реки от 10 м у реки Беркутья до 40 м у устья. Глубина реки в меженный период 0,2 – 0,6 м, встречаются ямы глубиной более 1,5 м. Скорость течения в межень 0,3 – 0,5 м/с, а в половодье превышает 2,5 м/с.
Река вскрывается обычно в середине апреля. Весенний ледоход длится 4 – 7 дней. Продолжительность весеннего паводка от 21 до 40 дней. Максимальные уровни наступают через 8 – 16 дней после вскрытия реки.
Начать сплав можно от моста у д.Бердыгулово или от пос.Айгир. На реке между ними препятствий нет, поэтому удобнее от пос.Айгир. Выше Бердыгулово на реку попасть невозможно, так как это территория Южно-Уральского заповедника. Основные препятствия реки – пороги “Айгир” и “Синие скалы” расположены в 2 км ниже пос.Айгир.
Начало сплава на высоте 380 м, средний уклон 6 м/км.
Лоция реки М.Инзер
Наименование |
берег |
расстояние от начала сплава, км |
пос.Айгир |
левый |
|
порог “Айгир” |
2 |
|
руч.Катаскин |
левый |
8,5 |
хут.Катаскин |
левый |
8,5 |
мост ж/д |
11 |
|
мост ж/д |
13,5 |
|
д.Реветь |
правый |
13,9 |
р.Реветь |
правый |
13,9 |
руч.Салдыс |
левый |
16,5 |
д.Кумбино |
правый |
18,8 |
мост ж/д |
22 |
|
Устье |
22,5 |
10.4. Характеристика реки Лемеза
Река Лемеза берет начало в долине между хребтами Амшар и Аралташ. Абсолютная высота истока реки около 500 м, высота устья – 103 м, средний уклон – 2,7 м/км.
Реку можно подразделить на два участка: первый – от истока до впадения реки Экень и второй – от устья реки Экень до впадения в Сим.
На первом участке – от истока до устья р.Бедярыш – Лемеза протекает в продольной долине между гор. Ширина долины колеблется от 100 до 1000 м, русло реки имеет ширину от 8 до 22 м. От устья р.Бедярыш до впадения р.Шакраут Лемеза течет в долине, достигающей 300 м в ширину. У обрывистой высокой скалы Шакраут Лемеза круто поворачивает на север и течет по ущелевидной долине, сплошь загроможденной камнями. Здесь находятся основные препятствия реки – пороги “Красный камень” и “Черная речка”. Ширина реки от 25 до 50 м. Скорость потока в паводок превышает 2,5 м/с, уровень воды поднимается до 1,5 – 2 м. Ниже д.Верхние Лемезы река выходит из гор.
На втором участке Лемеза протекает в широкой равнинной долине, покрытой лесом и лугами. Средняя ширина реки 50 м, глубина на плесах доходит до 2 м, а на перекатах снижается до 0,3 м. Весной уровень воды поднимается до 2,5 м.
Река вскрывается во второй декаде апреля, весенний ледоход длится 3 – 5 дней. Продолжительность весенних полых вод после ледохода колеблется от 26 до 40 дней. Максимальные уровни наступают через 6 дней.
Лоция реки Лемеза
наименование |
берег |
расстояние от начала сплава, км |
д.Искушта |
левый |
|
р.Шакраут |
левый |
1 |
порог “Черная речка” |
7 |
|
р.Черная речка |
правый |
9 |
р.Кысык |
правый |
19 |
руч.Илыу |
левый |
21 |
руч.Югуз-Гурга |
правый |
23,3 |
руч.Кося |
левый |
26,6 |
руч.Бердяш |
левый |
29,3 |
руч.Кара-Коз |
левый |
30,5 |
руч.Атыш |
правый |
31,5 |
д.Сивирюхинская |
левый |
40 |
д.Верхние Лемезы |
правый |
46,5 |
р.Экень |
правый |
47,8 |
руч.Каймашка |
правый |
53,4 |
р.Новь |
правый |
64,5 |
руч.Улу-Комбяк |
правый |
71 |
руч.Саргай |
правый |
73,5 |
д.Нижние Лемезы |
правый |
74,5 |
Запань |
94 |
|
Устье |
94,5 |
10.5. Технические характеристики судов
Судно |
К-4 |
К-2 |
Вид |
Слаломный |
Слаломный |
Длина, см |
450 |
350 |
Ширина, см |
200 |
180 |
Диаметр баллона, см |
48 |
45 |
Водоизмещение, куб.м |
1,2 |
0.8 |
Каркас |
Дюраль |
Дюраль |
10.6. Техническое оснащение группы
Раскладка продуктов на одного человека:
1 |
Рис |
300 г |
12 |
Масло растительное |
0,4 л |
2 |
Спагетти |
600 г |
13 |
Сухари |
160 г |
3 |
Гречка |
500 г |
14 |
Чеснок |
25 г |
4 |
Гороховые хлопья |
250 г |
15 |
Шоколад |
300 г |
5 |
Картофельное пюре |
350 г |
16 |
Конфеты |
250 г |
6 |
Геркулес |
200 г |
17 |
Халва |
100 г |
7 |
Соевое мясо |
125 г |
18 |
Орехи |
180 г |
8 |
Сало |
200 г |
19 |
Курага |
200 г |
9 |
Печень трески |
120 г |
20 |
Изюм |
100 г |
10 |
Приправа (вегета) |
120 г |
21 |
сахар |
350 г |
11 |
лук |
100 г |
итого |
4900 г |
№ |
Статья расходов |
На 1 чел, руб. |
На группу в 6 чел, руб. |
1. |
г. Уфа – г. Белорецк (поезд) |
83,40 |
500,40 |
2. |
г. Белорецк – п.Нура (авто) |
20,00 |
120,00 |
3. |
п.Нура –заповедник (авто) |
15,00 |
90,00 |
4. |
ст.Карталы – ст.Айгир (электричка) |
12,00 |
72,00 |
5. |
п.Ассы – п.Искушта (авто) |
40,00 |
240,00 |
6. |
П.Тикеево – г.Уфа (авто) |
21,60 |
129,60 |
7. |
Продукты, фото, видео |
200,00 |
1200,00 |
ИТОГО: |
392,00 |
2352,00 |
12. Итоги, рекомендации, выводы
Итоги путешествия
Маршрут 3-ей категории сложности по рекам Большой Инзер, Малый Инзер, Лемеза пройден участниками группы в полном объеме, без обносов порогов. Основными порогами, характеризующими сложность реки, являются: “Мотаис”, “Айгир”, “Синие скалы”, “Черная речка”. Члены группы повысили свой технический и тактический уровень и готовы к более сложным походам. При перевороте К-2 в пороге “Черная речка” экипаж К-4 быстро и грамотно провел спас.работы, а затем экипаж К-2 провел спас.работы перевернувшегося К-4 из города Н.Челны.
Мы считаем, что это хороший, насыщенный маршрут для непродолжительного весеннего похода. Он позволяет познакомиться с большим районом Южного Урала и пройти наиболее интересные пороги.
Рекомендации
1. Лучшее время для проведения путешествия конец апреля – начало мая.
2. Для катамаранов необходимо иметь дюралевые каркасы, т. к. на маршруте предстоят три сборки судов, а дюралевый каркас значительно сокращает время сборки судна.
3. Могут возникнуть проблемы с посещением верховьев реки Б.Инзер, так как это территория заповедника.
4. Пешая часть маршрута проста и проходит в основном по дорогам. В верховья реки Б.Инзер можно доехать на “Урале”, а от р.Инзер до р.Лемеза можно найти машину в пос.Ассы или пос.Бриш.
Выводы
Мы считаем, что маршрут соответствует 3-ей категории сложности.
Если разделять каждую категорию на три в зависимости от трудности (А, В, С), то порогам “Айгир” и “Черная речка” можно присвоить категорию 3С, порогам “Мотаис” и “Синие скалы” категорию 3В, а шивере № 5 на реке Б. Инзер – 3А.
Карта-схема 1. Район путешествия.
М 1:1000000 (ориентировочно)
Карта 2. Верховья р.Бол.Инзер. М 1:200000
Карта 3. Верховья р.Бол.Инзер. (продолжение 1 – до пос.Карталинская запань)
М 1:100000
Карта 4. Верховья р.Бол.Инзер. (продолжение 2
– от пос.Карталинская запань до хут.Калышта)
М 1:100000
Карта 5. р.Бол.Инзер. Нижняя часть.
М 1:200000
Карта 6. р.Мал.Инзер.
Участок от пос.Бердагулово до пос.Инзер.
М 1:100000
Карта 7. р.Инзер.
Участок от пос.Инзер до пос.Ассы.
М 1:100000
Карта 8. Участок перехода от р.Инзер до р.Лемеза.
М 1:100000
Карта 9. Участок р.Лемеза от пос.Искушта.
М 1:100000
Карта 10. р.Лемеза. Средняя часть.
М 1:200000
Карта-схема 11. Район путешествия. Расположение определяющих
препятствий маршрута. М 1:1000000 (ориентировочно)