Министерство Российской федерации

по физической культуре спорту и туризму.

 

Туристско-спортивный союз России.

 

УТВЕРЖДЕНО

Советом туристско-спортивного

союза России

______________Востоков И.Е.

“ 02 ” апреля 2000 г.

 

 

 

 

 

Туристское многоборье

Меры безопасности

при выполнении технических приемов

(инструкция )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2000 г.

 

 

 

 

В разработке инструкции принимали участие:

Бормотов И.В. г. Майкоп

Горшков Н.Ф. г. Ставрополь

Киселев В.А. г. Уфа

Киселев С.М. г. Тула

Кононенко Е.О. г. Благовещенск

Прилашкевич Г.В. г. Дзержинск

Прокопов О. В. г. Ярославль

Теплоухов В.В. г. Екатеринбург

Хайрулин И.З. г. Казань

Ярошевский А.Э. г. Москва

Общая редакция - Трюхан Н.В. г.Ставрополь

Компьютерная верстка - Бушуева С. г.Ставрополь

 

 

 

 

 

Основной задачей настоящей инструкции является достижение единообразия требований к безопасности при выполнении технических приемов на соревнованиях по туристскому многоборью в различных видах спортивного туризма.

В пособии даны основные термины и определения, применяемые в туристском многоборье. Приведены требования к снаряжению, узлам и техническим приемам, применяемым участниками и судьями соревнований.

Инструкция поможет сократить объем " Условий соревнований ". Послужит учебным материалом при подготовке судей и участников соревнований. Будет полезно для руководителей и участников cпортивных походов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

АЛЬПЕНШТОК - палка с наконечником, применяемая для самозадержания при срыве на склонах.

БЛОК - приспособление служащее для уменьшения усилия при натяжении веревок и подъеме грузов.

ВЕРЕВКА ОСНОВНАЯ - веревка диаметром 9-12 мм, не менее 5 м длиной, выполненная из синтетических материалов,с поверхностной оплеткой, имеющая разрывное усилие не менее 1500 кг, служащая для страховки, организации перил и т. д.

ВЕРЕВКА ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ - веревка диаметром 6-8 мм, не менее 5 м длиной, выполненная из синтетических материалов, с поверхностной оплеткой, имеющая разрывное усилие не менее 400 кг, служащее для вязки схватывающих узлов и вспомогательных работ.

ЗАЖИМ - приспособление для организации скользящей по веревке дополнительной точки опоры.

КАРАБИН - универсальное разъемное устройство, служащее для крепления и соединения веревок, организации страховки и пр.

КОШКИ - приспособление крепящееся к обуви, служащее для усиления сцепления при движении по ледовым и снежным склонам.

КРЮЧЬЯ - приспособления для создания искусственных точек опоры на рельефе.

ЛЕДОРУБ - универсальное приспособление для рубки ступеней на ледовом и снежном рельефе, самозадержании при срыве, организации страховки.

ОПОРНАЯ СТАНЦИЯ - несколько точек страховки, соединенных основной веревкой.

ПЕРИЛА - устройство из основной веревки, закрепленной вертикально (60-90гр.), наклонно ( 20-60 гр. ) или горизонтально ( 0-20 гр.), служащее для опоры и самостраховки участников.

ПЕТЛЯ “ПРУСИКА” - индивидуальное средство страховки, выполненное из отрезка вспомогательной веревки.

ПОЛИСПАСТ - устройство состоящее из нескольких подвижных и неподвижных блоков, соединенных веревкой, служащее для уменьшения усилия при натяжении веревок и подъеме грузов.

САМОЗАДЕРЖАНИЕ - действия участника, направленные на восстановление равновесия при срыве.

САМОСТРАХОВКА - страховка осуществляемая участником самостоятельно с использованием индивидуальных средств страховки; индивидуальное средство страховки, выполненное из отрезка основной веревки.

СРЕДСТВА СТРАХОВКИ - специальное снаряжение предназначенное для обеспечения безопасности участника при работе на дистанции.

СРЫВ - несанкционированная потеря участником всех точек опоры на рельефе.

СТРАХОВКА - комплекс мероприятий обеспечивающих безопасность участника в случае срыва.

СТРАХОВКА ВЕРХНЯЯ - страховочная веревка подходит к участнику сверху. Точка страховки находится выше точки крепления страховочной веревки к участнику..

СТРАХОВКА НИЖНЯЯ - страховочная веревка подходит к участнику снизу. Точка страховки находится ниже точки крепления страховочной веревки к участнику.

СТРАХОВОЧНАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ - приспособление , состоящее из грудной обвязки и беседки, служащее для крепления страховочных веревок к участнику и равномерного распределения нагрузок на него.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ - комплекс мероприятий, направленный на преодоление локальных препятствий.

ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО - устройство предназначенное для регулирования скорости протравливания веревки при организации страховки и спуска по веревке.

ТОЧКА СТРАХОВКИ - скальные, ледовые крючья, петли, перила закрепленные на рельефе, с помощью которых через карабин осуществляется страховка и самостраховка.

УДЛИНИТЕЛЬ - отрезок основной веревки, служащий для увеличения угла перегиба веревки с целью уменьшения трения.

УЗЕЛ - веревочное соединение.

ЭЛЕМЕНТ ЗАКЛАДНОЙ - приспособление для создания искусственных точек опоры устанавливаемые методом закладывания в трещины скал.

1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Команда предъявляет судье при участниках групповое и личное снаряжение для проверки.

1.2. Судья при участниках обязан проверить:

а) наличие разрешения технической комиссии СК на применение нестандартного снаряжения;

б) соответствие предъявленного снаряжения с указанным в технической заявке;

в) исправность снаряжения;

г) правильность крепления индивидуальной страховочной системы (ИСС), каски, петли самостраховки и т.д.

д) соответствие одежды участников условиям соревнований.

1.3. Перед стартом капитан докладывает судье о готовности команды к работе на дистанции.

1.4 Началом движения участника на этапе считается пересечение им линии, ограничивающей этап или снятие его с самостраховки.

1.5. Если при работе на дистанции нарушилось качество страховочного снаряжения, оно запрещается к применению.

1.6. При падении каски с головы участника, движение на опасном участке прекращается до устранения нарушения.

1.7. При ошибочных действиях участника судья обязан:

а) назвать номер участника, дать команду остановиться;

б) объявить характер ошибки и потребовать устранения ее;

в) зафиксировать штраф.

1.8 . Участникам запрещено изменять состояние дистанции соревнований.

1.9. По письменному заявлению капитана, согласованному с технической комиссией по безопасности, гл. судья может допустить к апробации на соревнованиях новые виды туристского снаряжения.

1.10. Если действия участника нельзя квалифицировать настоящей инструкцией, то они рассматриваются с точки зрения безопасности.

1.11. Не допускается перебрасывать груз без его страховки на опасных участках дистанции соревнований.

1.12. Официальные комментарии по условиям соревнований дают главный судья и его заместители по видам дистанций.

2. СТРАХОВКА И САМОСТРАХОВКА.

Основные требования к страховке и самостраховке - независимость, надежность и непрерывность.

2.1 При прохождении опасных участков дистанции каждый участник обязан обеспечить себя верхней страховкой - командной или судейской.

2.2 Страховочные веревки и самостраховка крепятся фиксировано к индивидуальной страховочной системе (ИСС) участника только спереди. Судейская страховка на отдельном карабине участника.

2.3 Крепление страховки к участнику выполняется под контролем судьи.

2.4. За правильным положением судейской страховки при движении, следит участник.

2.5.На опасных участках дистанции при отсутствии командной или судейской страховки, участник обязан встать на самостраховку.

2.6. Страховка и самостраховка осуществляется только с использованием точек страховки, оборудованных службой дистанции.

2.7. Перила, предназначенные для самостраховки более одного участника, выполняются из двойной основной веревки.

2.8. Допускается:

а) страховать одной рукой при использовании тормозного устройства в системе страховки;

б) поправлять веревки и снаряжение предварительно закрепив страховочную веревку;

в) закреплять конец страховочной веревки к ИСС.

2.9. Не допускается:

а) выпускать страховочную веревку из рук или страховать одной рукой ;

б) двигаться вброд по перилам на схватывающем узле;

в) располагать руки на расстоянии менее 30 - 50 см от карабина, через который осуществляется страховка;

г) при отсутствии тормозного устройства работать со страховочной веревкой без рукавиц;

д) страховка при угле охвата карабина страхующ астника, если она не является опорной станцией;

н) использовать для самостраховки схватывающий узел с петлей длиннее вытянутой руки участника;

о) использовать узлы не по назначению;

п) применять "саморазвязывающиеся" узлы;

р) использовать зажимы в цепи страховки и самостраховки;

с) выпускать веревку из руки, регулирующей движение при спуске, без предварительного ее закрепления;

т) пропускать пункты промежуточной страховки;

у) работать без защитной каски;

ф) перехлест веревок в системе страховки и самостраховки, вызывающий трение, способное разрушить оплетку веревок.

3.ТРЕБОВАНИЯ К СНАРЯЖЕНИЮ.

На соревнованиях по туристскому многоборью применяется, как правило, стандартное снаряжение в исправном состоянии, имеющее сертификат. В порядке исключения, техническая комиссия по безопасности ГСК имеет право допустить к применению на конкретных соревнованиях снаряжение, изготовленное кустарным способом, или стандартное, имеющее конструктивные доработки, не снижающие прочностные характеристики.

3.1 КАРАБИНЫ.

а) Карабины, изготовленные кустарным способом, не имеющие сертификат безопасности к применению на соревнованиях не допускаются;

б) карабины без муфт к использованию на соревнованиях не допускаются.

3.2 БЛОКИ.

Блоки, изготовленные кустарным способом, допускаются применять при выполнении следующих условий:

- ось блоков изготовлена из стальных или титановых прутков диаметром 8 мм, или трубы - диаметром 12 мм;

- щечки изготовлены из стального или титанового листа толщиной не менее 2-х мм;

- минимальное расстояние от отверстий в щечке до ее внешней стороны - 10 мм;

- кромки деталей сняты;

3.3 ПОЛИСПАСТЫ.

а) Аналогично пункту 3.2;

б) полиспасты должны иметь не более 4-х роликов или карабинов.

3.4 ВЕРЕВКИ И УЗЛЫ.

а) В качестве основной веревки допускается применять веревки из синтетических материалов диаметром 9-12 мм с оплеткой, выдерживающие статическую нагрузку не менее 1500 кг;

б) в качестве вспомогательных веревок допускается применять веревки из синтетических материалов диаметром 6-8 мм с оплеткой, выдерживающие статическую нагрузку не менее 400 кг;

в) для работы с веревками применяются узлы рекомендованные в учебниках по альпинизму и туризму;

г) узлы используются согласно рекомендациям по их применению;

д) рисунок завязанного узла, должен соответствовать его изображению в методической литературе или образцам представленным СК;

е) длина конца веревки, выходящего из узла, должна быть не менее 50 мм.

3.5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАХОВОЧНАЯ СИСТЕМА (ИСС).

а) ИСС изготовленные кустарным способом допускается применять при выполнении следующих условий:

- ширина ремней грудной обвязки и беседки не менее 40 мм,

толщина - не менее 2 мм;

- ширина бретелей обвязки не менее 20 мм, толщина - не менее 1,5 мм;

- длинна сшивки ремней и бретелей составляет три ширины материала;

- швы выполняются капроновой нитью;

- цвет нитей должен отличатся от цвета ремней;

- направление строчек швов должно совпадать с направлением, действующих на сшивку нагрузок;

б) грудная обвязка и беседка, выполненные отдельно, блокируются в единую систему отрезком основной веревки;

в) не допускается:

- использовать карабины для соединения элементов ИСС;

- окрашивать кустарным способом материалы применяемые для изготовления ИСС;

- изготавливать несущие элементы ИСС из ремней разных сечений и разной эластичности.

3.6. САМОСТРАХОВКА.

а) Самостраховка изготавливается из основной веревки длиной не более 2-х м;

б) петля "Прусика" для вязки схватывающего узла изготавливается из вспомогательных веревок диаметром 6 мм с 4-мя ветвями в рабочей части или 2-мя ветвями при диаметре 8 мм;

в) не допускается:

- изготавливать самостраховку из строп, оплеток веревок и т.п.

3.7. ЗАЖИМЫ.

Не допускается использовать зажимы в цепи страховки и самостраховки.

3.8 УДЛИНИТЕЛИ.

Изготавливаются удлинители из отрезков основной веревки длиной не более 1.5 м;

3.9. РУКАВИЦЫ.

а) Рукавицы должны быть изготовлены из плотного материала типа "брезент", полностью закрывающие кисти рук;

б) не допускается:

- применять рукавицы и перчатки из тонкой ткани и трикотажа;

- заменять рукавицы подручными средствами (рукавами, полами штормовки и т.п.).

3 10. КАСКИ.

а) На дистанции соревнований применяются каски, обеспечивающие защиту головы от падающих предметов;

б) каски должны иметь амортизирующий вкладыш, фиксирующий ремень, шнур для крепления к ИСС;

в) не допускается:

- применять шлемы используемые в велоспорте, хоккее и т.п.

    1. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

4.1. Переправа вброд по перилам.

4.1.1. Переправа первого участника.

а) Первый участник идет вброд без груза с шестом направленным против течения. Движение осуществляется в "три такта";

б) страхуют участника два человека с помощью двух основных веревок;

в) страхующие располагаются выше и ниже по течению реки относительно места переправы;

г) расстояние между страхующими не менее половины ширины реки;

д) страховочные веревки жестко крепятся карабином к ИСС участника на груди;

е) концы веревок крепятся карабинами к ИСС страхующих;

ж) страховка осуществляется с рук;

з) допускается:

- не закреплять концы страховочных веревок, при этом страховка участника осуществляется двумя страхующими на каждой незакрепленной веревке. На концах незакрепленных веревок вяжутся узлы проводника;

и) не допускается:

- страховать участников через карабин закрепленный на опоре;

- пристраховывать шест к участнику;

- закреплять концы страховочных веревок на опорах;

- переправляться вброд без обуви.

4.1.2. Переправа вброд последующих участников:

а) через реку команда натягивает горизонтальные перила из основной веревки;

б) участник крепит командную страховочную веревку к своей ИСС;

в) конец страховочной веревки крепится карабином к ИСС страхующего;

г) участник пристегивает карабином самостраховку к перилам и движется вброд ниже по течению от перил;

д) страховка осуществляется с рук;

е) страхующий располагается выше по течению от перил;

ж) допускается:

- переправляться с рюкзаком;

- переправлять последнего участника аналогично п.п. 4.1.1;

з) не допускается:

- аналогично п. 4.1.1.(и);

- использовать самостраховку длиннее вытянутой руки участника;

- осуществлять самостраховку схватывающим узлом.

4.2. Переправа по бревну.

4.2.1. Укладка бревна:

а) укладка бревна в створ осуществляется с помощью основной веревки;

б) не допускается:

- проводить укладку бревна без рукавиц;

- крепить веревки на участниках, обматывать их вокруг тела и конечностей;

- находиться под бревном или на бревне во время укладки.

4.2.2. Переправа первого участника:

а) первый участник движется по бревну без груза, удобным для него способом (на ногах, верхом на бревне и т.д.);

б) страховка участника осуществляется аналогично п. 4.1.1;

в) не допускается:

- двигаться по бревну в кошках;

- аналогично п. 4.1.1.(и).

4.2.3. Переправа последующих участников:

а) команда натягивает горизонтальные перила из основной веревки вдоль бревна, ниже по течению;

б) далее аналогично п.п.4.1.2.( б - з );

в) допускается:

- аналогично п.п.4.1.2.(з);

г) не допускается:

- алогично п.п. 4.1.2.(и).

4.3.Переправа по веревке (навесная).

4.3.1. Переправа первого участника:

а) первый участник переправляется на противоположный берег способом определенным условиями соревнований. Через преграду команда натягивает грузовые и страховочные перила из основной веревки;

б) из основной веревки и карабинов делается устройство для страховки и транспортировки участников и груза - бегунок;

в) действия участника:

- встать на самостраховку на страховочные перила;

- встегнуть бегунок в карабин грудной обвязки ИСС;

- прикрепится карабинном беседки ИСС к грузовым перилам;

- сняться с самостраховки и начать движение ;

г) при наклоне переправы более 20 градусов, страховка осуществляется со стороны берега расположенного выше, через тормозное устройство;

- ноги участника, движущегося по наклонной переправе, располагаются в сторону наклона.

д) отсоединяются от перил в обратном порядке;

е) допускается:

- движение груза с не завинченной муфтой карабина;

- движение участника по грузовым перилам с небольшим грузом ( пустым рюкзаком, закрепленной маркированной веревкой и т.д.);

- применять для движения по грузовым перилам устройства типа роликов. Такие устройства должны иметь приспособление, исключающее отсоединение участника от перил, в случае их разрушения;

ж) не допускается:

- крепить грузовые и страховочные перила к одной и той же опорной станции;

- применять полиспаст, развивающий усилие более чем в два раза;

- применять для натяжения перил механизмы способные развить усилие, разрушающее основную веревку или опору;

- применять устройства для крепления полиспаста к натягиваемой веревке способные разрушиться под нагрузкой им создаваемой (схватывающие узлы из вспомогательной веревки диаметром 6 мм в сечении рабочей части петли которого менее 4 ветвей, а при диаметре 8 мм - менее 2-х ) или разрушить веревку (зажимы и т.д.);

- закреплять перила на самосбросах работающих по принципу переворачивающихся скоб, на открытых гаках, дистанционно развязывающимися узлами с помощью блокировок и т.д.;

- двигаться участнику по грузовым перилам во время натяжения перил;

- двигаться по горизонтальным грузовым перилам в рукавицах;

- переправлять одновременно более одного участника;

- аналогично п.п. 4.1.1.(и).

4.4.Движение по склону (угол наклона до 60 градусов).

4.4.1. Подъем по перилам.

а) Первый участник проходит склон без рюкзака, страхуясь альпенштоком или ледорубом, штычком к склону, закрепляет перильную веревку к судейским точкам опоры (страховка судейская или командная организуется согласно условий соревнований).

б) Последующие участники используя перила движутся вверх, осуществляя самостраховку с помощью схватывающего узла или с верхней командной страховкой;

в) Не допускается:

- самостраховка на скользящем карабине;

- захват схватывающего узла ладонью;

- провисание страховочной веревки ниже ступней участника;

- находиться на локальном участке перил более, чем одному участнику.

4.4.2. Спуск по перилам (спортивным способом):

а) команда закрепляет перильную веревку на верхней площадке к судейским точкам опоры;

б) самостраховка осуществляется с использованием схватывающего узла или верхней командной страховки. Схватывающий узел движется ниже ладони руки, удерживающей веревку. Веревка идет за спиной участника. На нижнем конце перильной веревки вяжется узел;

в) допускается:

- делать оборот перильной веревки вокруг руки, удерживающей веревку сверху;

г) не допускается:

- аналогично п.п. 4.4.1.(в).

4.5. Движение по скальному (ледовому) участку (угол наклона более 60 градусов).

4.5.1. Подъем:

а) первый участник встегивает судейскую и командную страхующие веревки в отдельные карабины, встегнутые фиксировано в грудную обвязку ИСС;

б) проходя промежуточные точки страховки, первый участник пристегивает к ним карабины и командную страховочную веревку;

в) дойдя до пункта верхней страховки, первый участник становится на самостраховку и организует верхнюю командную страховку следующих участников;

г) не допускается:

- движение участников и груза друг над другом;

- организация нижней страховки последующих участников;

- пропускать точки промежуточных страховок.

4.5.2. Траверс:

а)требования к движению и страховке первого участника аналогичны п.п.4.5.1.(а-в);

б) после прохождения первого участника команда закрепляет перильную веревку и организует страховку последующих участников;

г) не допускается:

- аналогично п.п.4.5.1.(г).

- находиться более чем одному участнику на одном локальном участке одинарных перил.

4.5.3. Спуск (дюльфер):

а) команда закрепляет вертикальные перила из основной веревки к судейским точкам страховки;

б) организует верхнюю командную страховку;

в) спуск участников осуществляется по вертикальным перилам с использованием тормозных устройств или системы "карабин - плечо";

г) последний участник спускается с командной верхней страховкой;

д) последний участник обеспечивается верхней судейской страховкой;

е) допускается:

- спускаться с рюкзаком;

- закольцовывать командную страховочную веревку;

ж) не допускается:

- аналогично п.п.4.5.1.(г);

- выпускать из руки, регулирующей скорость спуска, незакрепленную перильную веревку;

- движение по вертикальной перильной веревке без узла на нижнем конце;

- движение последнего участника по двойной веревке, несвязанной внизу;

- скольжение веревки по незащищенным от трения участкам тела.

4.6.ТРАНСПОРТИРОВКА УСЛОВНО ПОСТРАДАВШЕГО (УП).

4.6.1. Транспортировка УП на носилках по пересеченной местности:

а) команда изготавливает ложе носилок из материала, допускаемого условиями соревнований;

б) прочность носилок проверяет судья. Корпус носилок не должен изменять конфигурацию под действием силы, приложенной проверяющим по диагонали ложа;

в) транспортировка УП осуществляется на носилках допущенных судьей к применению;

г) транспортируют УП не менее 4-х участников;

д) при транспортировки УП на склонах 30-45 градусов осуществляется страховка носилок с помощью основной веревки через судейские точки страховки;

е) страховочная веревка крепится в перекрестия жердей и перекладин со стороны изголовья;

ж) УП крепится основной веревкой к корпусу носилок;

з) транспортируют УП головой вперед;

и) на спусках и бродах УП транспортируют ногами вперед;

к) допускается:

- держать носилки с УП двум участникам, не осуществляя движение;

л) не допускается:

- применять для изготовления ложа носилок штормовки с застежками "молния";

- крепить УП к носилкам во время транспортировки вброд;

- переходить на бег или спортивную ходьбу участникам транспортирующим носилки с УП;

4.6.2. Транспортировка УП на носилках на переправе по веревке (навесная):

а) вместо УП участника по навесной переправе транспортируют манекен весом 50 - 60 кг (бревно и т.п.);

б) для крепления носилок к грузовым перилам делаются подвески из основной веревки - передняя и задняя. Вяжутся подвески к перекрестиям жердей и перекладин;

в) порядок присоединения носилок с УП к переправе:

- страховочная веревка крепится к карабину задней подвески;

- транспортировочная веревка крепится к карабину передней подвески;

- манекен крепится самостраховкой к страховочным перилам;

- носилки с помощью карабинов подвесок присоединяются к грузовым перилам;

- транспортируется УП ногами вперед;

г) снятие носилок производится в обратном порядке;

д) при наклоне переправы более 20 градусов носилки с УП транспортируются аналогично п.п.4.3.1.(г);

е) допускается:

- аналогично пунктам 4.3.1.(е).

ж) не допускается:

- аналогично пунктам 4.3.1.(ж).

  1. Спуск УП с сопровождающим на носилках с сопровождающим по скальным (ледовым) участкам (угол наклона более 60 градусов):

а) оборудуется станция для спуска. Количество точек крепления не меньше трех;

б) участники спускаются аналогично п.п.4.5.3;

в) носилки с УП оборудуются подвеской типа "паук" из отрезков основной веревки;

г) спуск носилок с УП и сопровождающим производится с помощью 2-х основных веревок. Веревки связываются в общий узел выше носилок на 0,5 - 1 м таким образом, чтобы образовывались концы один длиннее другого на 1 - 1,5 метра. Короткий конец крепится к подвеске носилок. Длинный конец крепится к беседке ИСС сопровождающего. Противоположные концы сдвоенной и пропущенной через тормозные карабины веревки крепятся к судейским точкам страховки;

д) при наращивании веревок ниже тормозного устройства на транспортировочных веревках вяжется удерживающий схватывающий узел, который крепится карабином к полиспасту и ставится второе тормозное устройство;

е) сопровождающий и УП соединяются между собой самостраховкой;

ж) страховка сопровождающего осуществляется отдельной основной веревкой. Конец страхующей веревки крепится к пункту страховки;

з) УП крепится к носилкам основной веревкой;

и) положение носилок при спуске - горизонтальное.

4.6.4. Спуск УП с сопровождающим на скальных (ледовых) участках (угол наклона более 60 градусов):

а) участники спускаются аналогично п.п.4.5.3.

б) спуск УП с сопровождающим производится с помощью двух основных веревок. Веревки связывают в общий узел на 0,5 -1 м выше спускаемых таким образом чтобы один конец был на 30-40 см. длиннее.

в) длинный коней крепится в ИСС сопровождающего, а короткий конец - к ИСС УП;

г) сопровождающий помощью полиспаста, с использованием дополнительного схватывающего узла для фиксации веревок.

 

Дополнительные требования к обеспечению безопасности участников при выполнении технических приемов оговариваются в положении о конкретных соревнованиях.

 

 

Протокол

заседания комиссии ТССР по редакции инструкции

“Меры безопасности при выполнении технических приемов”.

от 01.04.00 Москва

 

 

Редакционная комиссия в составе:

Козлов А.И. Москва

Ярошевский А.Э. Москва

Богомолов В Екатеринбург

Прокопов О.В. г. Ярославль

Бормотов И.В. г. Майкоп

Прилашкевич Г.В. г. Дзержинск

Трюхан Н.В. г. Ставрополь

 

Рассмотрев проект инструкции “Меры безопасности при выполнении технических приемов” под общей редакцией Трюхана Н.В. , комиссия отмечает:

Содержание инструкции соответствует сложившемуся на данное время пониманию в обеспечении мер по безопасности в туристском многоборье. Инструкция проработана в регионах с ведущими специалистами спортивного туризма.

Рекомендации комиссии: принять на совете ТССР, как временную, опубликовать текст, апробировать на соревнованиях в 2000 году. Ответственные федерации за апробацию инструкции : Екатеринбург,

Москва,

Республика Мариэл,

Краснодар

С, Петербург,

Тула,

Ставрополь.

Предоставить заключения к 01.12.00. в ТССР на предмет принятия ее в комплект нормативных документов на период 2001 - 2005 г.г.