Новости-Главная

 

 

 

 

Сборник статей посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Самодеятельный туризм: Современное состояние и перспективы развития, Уфа, изд-во БГПУ-2006 г.,124 с.

И.В.Новоселов, мастер спорта, г. Уфа.

 

Унесите меня в Гималаи

 

Россия одна из самых богатых стран мира. Непал принадлежит к самым бедным и основная статья его доходов - это иностранный туризм. Здесь находится большая часть Гималаев - 8 из 14-ти восьмитысячников планеты, в том числе самая высокая вершина Эверест (8848 м). Государство по площади едва превышает Австрию и Швейцарию. Четверть территории страны находится выше 3000 м. Клочки обработанной земли можно встретить на очень крутых склонах. На севере она граничит с Тибетом (территория Китая), с остальных сторон с Индией. Население 23 млн. человек. В промышленности занято менее 1 % населения. Инфляция  составляет порядка 5-6 % в год. Непал - это конституционная монархия. Официальная религия индуизм, но около половины жителей исповедует буддизм или поклоняется обоим богам - Шиве и Будде. Есть мусульмане, и даже христиане. Конфликтов на религиозной почве здесь не бывает. Столица Непала город Катманду расположена в долине Катманду на высоте 1336 м, в окружении древних городов Патан, Бхактапур, и других. Город основан в 10 веке, но не велик по размерам, в нем нет высотных зданий. Население около 700 тыс. человек.

В апреле 1996 года мы с Николаем Часовниковым прилетели познакомиться с этим чудом туризма. Только в Катманду тогда более 10 тыс. человек работало в турфирмах. Таможню проходим быстро, получаем свои рюкзаки и покидаем здание  аэропорта. Нас тут же атакует толпа менеджеров. Договариваемся с самым настырным, садимся в такси и едем в центр в гостиницу. Старый город и новый королевский дворец рядом. Российские туристы обычно здесь не останавливаются. Номер вполне приличный, есть горячие вода, все чисто. Шустрый пацан за 10 центов готов сбегать куда угодно. Ударили по рукам. Хозяин заплатил водителю за такси, ведь он привез ему клиентов и тут же начал выжимать из нас прибыль. Пришел представитель турфирмы. Идем в офис. После переговоров нас убедили район Эвереста посетить в другой раз. Наш путь  в район вершины Аннапурна (8091 м). Это первый из восьмитысячников, на который поднялся в 1950 году человек - французы М.Эрцог и Л.Ляшеналь. Экспедиция проходила в очень сложных условиях на фоне многих драматических событий, но закончилась успешно. По наивности мы решили присоединиться к группе иностранцев, чтобы сэкономить. Нам быстро объяснили, что мы такие же буржуи, не хуже чем англичане или американцы. Пришлось выложить по 400 зеленых за сервис. У нас взяли паспорта и убрали  в сейф. Гулять по стране лучше без документов. С обманом туристов шутки плохи. Оказывается мы спонсоры, а их берегут. Арестовать  нас не может даже полиция, для этого надо получить согласие российского консула. Наши приключения уже начались, но  мы об этом узнали позже.

В Непал мы прилетели вместе с российской группой альпинистов, которых возглавляла  снежный барс (одна из девяти женщин получивших это звание, для этого надо было подняться на все семитысячники бывшего  СССР) и несколькими водниками (каякеры). В самолете летел и сын российского посла в Непале. В аэропорту не нашли его багаж. Подозрения в пропаже багажа пали также и  на нас,  так как мы сразу же отделились от группы и исчезли в неизвестном направлении. Николаю хотелось расслабиться без  советских коллег. За все заплачено. Турфирма нас автоматически страхует. В услугу  входят и спасработы на вертолете. В России в те времена страхование было хлопотным и зачастую бесполезным делом. А сейчас...?

Инструктор-гид ведет нас осматривать город. Если вы интересуетесь историей, религией, искусством или хотя бы философией вам будет интересно. Оказывается, Непал для туристов открыл наш соотечественник - Борис Лисаневич. Он родился в Одессе в 1905 году. Судьба занесла его на Восток. В Индии он познакомился с королем Непала, благодаря своим связям Лисаневич помог ему вернуться в страну. Позже, когда Лисаневич оказался в Непале он остался там навсегда и в 1954 году открыл фешенебельный отель  Royal Hotel. Здесь останавливались все первые туристы и знаменитости со всего мира, не говоря уже об альпинистских экспедициях. Многие памятники включены ЮНЕСКО в список Мирового культурного наследия. Если не интересуетесь - все равно стоит посмотреть. Подобного нет нигде в мире. Главный храмовый комплекс индуистов это Пашупатинатх. Правда если вы не индуист, то даже на порог храма вас не пустят, но с соседней площадки хорошо просматривается весь комплекс. В 60-е годы хиппи со всего мира собирались здесь, кто курил гашиш, кто медитировал. Их не трогали. Индуисты считают Непал родиной Шивы (Пашупати). Храм считается самым священным в мире. По преданиям на юге Непала (в Лумбине) родился принц ставший впоследствии Буддой. Буддийские храмы выполняются в виде ступы. Боднатх - самая большая ступа в мире. С ее вершины на вас со всех сторон будут смотреть в упор глаза Будды. Вокруг много буддийских монастырей, можно зайти внутрь и, если разрешат, пофотографировать. Город Бхактапур - древняя столица непальских князей, наполнен памятниками древности. В Катманду в центре старого города находится единственный в Непале храм Рани Покхари, а главной достопримечательностью является старый Королевский дворец. Сваямбунатх - самая древняя ступа в мире, ей 2000 лет. Богов очень много, даже о части их рассказать невозможно. Перемешав всю информацию в голове, уезжаем в город Покхару.

Дороги иногда идут по краю пропасти, часто их строит на свои средства Индия для торговли с Китаем. Глубоки ущелья, на дне текут реки. Все белые туристы в автобусе сидят. Все что их  сопровождает едет на крыше. Успеть спрыгнуть можно только оттуда, подумал я, глядя в очередной раз вниз. В долинах возделанные поля, растут бананы и разная экзотика 

Обедаем в ресторане для туристов. Основное блюдо рис и очень необычные приправы, соусы, порою дикой окраски - желтые, красные, зеленые. Сытно, но без мяса. Большинству непальцев рыба и мясо не по карману. К тому же религия запрещает употреблять некоторые сорта мяса в пищу. Непальцы ростом невелики. Наш инструктор не является исключением, зато аппетит у него отменный. Добавку съел за троих. Вот оказывается, куда уходят наши денюжки. В Покхаре в ресторане я начинаю понимать английскую речь с непальским акцентом. Фишь и по-немецки рыба, я долго учил немецкий. Кто такие лери понял, когда пришли две симпатичные иностранки. На улице со мной заговаривают местные жители. Оказывается, я похож на богатого незагоревшего непальца.

Горы начинаются с тропы идущей через плантации жителей. Выше поселков все необходимое надо заносить снизу, даже воду. На высоте 4000 м вода стоит 2 доллара за литр. Николай несет горелку и пьет только чай, я взял 1,5 литра водки и коньяку. Местные микробы дело нешуточное. Буржуи очень их боятся и кидают в воду таблетки чтобы добить выживших. В горной местности дороги крутые. С непривычки мы запарились и решили попить чайку, сходим с тропы на травку. Не успели зажечь горелку, как я увидел, что по моим ботинкам поскакали вверх пиявки. Не зря тропы выкладывают плитами из камня. Боятся, что спонсоров съедят пиявки. Ночью в горах прохладно и насекомых не видно. Тогда доллары официально можно было поменять только в банке. На черном рынке курс был гораздо выше. Рассказы о дешевом фирменном снаряжении оказались не совсем правдой. Что-то дороже, чем в России, многого просто не нашли. Недорог только местный непальский GORE-TEX. Вещи, сшитые из флиса, часто имели немыслимые расцветки. Книг по альпинизму много, дорого и почти все на английском языке. Индустрия  туризма кормит многих. С начала 1996 года в страну въехало более 300 тыс.  человек.  В горах мы сразу же отключились от ценностей цивилизации и порою созерцали просто фантастические пейзажи. Впечатления о второй ночевке запомнилось на всю жизнь. Вечером сидим на террасе. Долина как на ладони, а за ней склоны Аннапурны Южной (7219 м). Инструктор ушел выполнять спецзадание на кухню - контролировать процесс приготовления ужина и печь хлеб (его нет в меню). Буржуи уже поужинали в столовой, а нам принесут в номер. Сосед молодой финн рассказывает всем присутствующим о своем долгом путешествии по соседним с Непалом странам. Он только через два месяца будет дома.  Меню, мы обсуждали слегка по-русски. Финн, услышав русскую речь начал рассказывать, что делает наша мафия в Финляндии. Я пытаюсь вникнуть в смысл его слов и жестов. Николай говорит, что мы не мафия, на отдыхе эксплуатирующая бедных доверчивых непальцев, а русские безработные туристы. Оплатить инструктора могут не все иностранцы и нам не очень-то верят.

Солнце закатывается за горизонт в тропиках очень быстро. Возникает картина Рериха. Все споры смолкли. Чтобы создать шедевр у меня есть минут пять. Быстро работая кисточкой, набрасываю цветовой эскиз. Наступает ночь. Возникает следующий кадр. По  всей долине загорелись огоньки. Это в отелях вдоль троп зажгли освещение, раскаленные от керосина шары, по-нашему петромакс. В радиусе 5-10 метров можно читать. Цепочки троп легко определить. Огней тысячи и масштабы сравнимые разве, что с безбрежностью океана или звездного неба. Неожиданно становится светло. Появилась  луна,  сегодня - полнолуние. Смотрю на Аннапурну Юж.- это сверкающий хрустальный купол. Воспроизвести в красках такой шедевр невозможно, можно только оставить в памяти.

На другой день подошли к вершине совсем близко. Номер выбрали с потрясающим видом из окна. Далее приближаемся к штурмовому лагерю экспедиций под Аннапурной. Это цель нашей поездки. На подходе узкое ущелье. С отвесных стен Аннапурны Юж. из облаков тонкими струйками падают водопады. Справа ущелье, на той стороне священная гора непальцев Мачапучаре (6997 м). На нее не ступала нога человека. Вершина напоминает рыбий хвост. В переводе с непальского звучит аналогично. Здесь чувствуешь себя не совсем уютно и ловишь себя на мысли, если сверху что-то будет падать, то куда бежать? Высота лагеря 4095 м. В это время экспедиция из России штурмует основную вершину массива Аннапурны (8091 м), в которой четыре вершины выше 7000 м. Ребята, почти провесив перила наверх, уехали в Покхару отдыхать. Погода на высоте 8000 м уже нелетная.

Утром просыпаюсь очень рано. Массив Аннапурны начинает освещаться золотистыми лучами восходящего солнца. Температура далеко не плюсовая. Залезаю в спальник и начинаю рисовать. Восход длится недолго. Место здесь необычное, до стен вершины  4 км и  столько же вверх. Пару дней пролетает быстро. Спускаемся в лес и встречаем наших попутчиков, альпинистов из самолета. От них узнаем о поиске багажа, оказывается, его забыли погрузить в Москве в самолет. Идем  очень быстро,  у нас явно  останется несколько дней. Заворачиваем инструктора в сторону, посмотреть еще один восьмитысячник - Дхаулагири 8167 м. Эту вершину Морис Эрцог планировал брать первой, но она при разведке ледников показалась сложной. Экспедиция ушла под Аннапурну. Тропа сворачивает в густой лес, и видим табличку на дереве. Смысл слов таков, что если вас будут грабить, то кричите громче, лучше по одному не ходить. Нас трое. Доходим до поляны и на фоне вершины Дхаулагири любуемся большими красными цветами на  высоких деревьях –  это рододендроны. В наших краях они в лучшем случае вырастают высотой до одного метра. К вечеру выходим на открытый гребень. Видимость просто потрясающая. Хребет с доминирующей вершиной Дхаулагири в центре, прямо напротив нас, за глубоким ущельем. От реки до нее 6000 м. Это самое глубокое ущелье в мире. Массив простирается по горизонту на добрых 30 км. и обрывается стеной. Масштабы несопоставимы даже с Памиром. Они просто грандиозны. В гостиницу приходим в числе первых и выбираем комнату. В одно окно вид на Дхаулагири в другое на Аннапурну. Инструктору от волнения налил сто грамм водки. Ужин ждали долго, и принес его повар. Наш непальский друг спит. Дома в горах часто построены просто из камня, без цемента. Стены сложены из плит, а крыша в виде черепицы без гвоздей. Идем дальше. Постепенно дорога выводит  к жилью. Гостиниц здесь мало. Туристы проходят редко. Уровень жизни уже не тот. На тропе увидел перламутровую бабочку изумительной красоты и больших размеров. Решил поймать. После очередного прыжка нога оказалась над пропастью. Инструктор советует купить бабочку в магазине. Это гораздо проще и безопаснее. На привале гид показывает пучок травы. Любители курить травку подолгу живут в Непале, так как за десять минут можно сделать бесплатную убойную сигарету. В очередной деревне к нам подходит с барабанным боем отряд пионеров в галстуках. Так они собирают пожертвования для коммунистической партии Непала. Дали доллар. С голландки стрясли 5  баксов. Сумма для этой местности значительная. На дороге в Покхару ехали в такси. Внизу в долине блестит озеро. Это окраины Покхары, а перед нами возникает купол вершины Манаслу (8163 м). Третий восьмитысчник на нашем пути. В озере отражаются Гималаи. Из Покхары вершина Мачапучаре доминирует над другими  на фоне Гималаев.

Север страны – почти Тибет, т.е. высокогорье. Юг - джунгли, где уникальное разнообразие флоры и фауны.  В Покхаре и Катманду искали сувениры, осматривали памятники культуры. Жизнь в городе на узких улочках бьет ключом. Лавки торговцев часто соседствуют с храмами. Много необычного. Правилам поведения нет числа. Некоторые лучше знать, чтобы и самому не попасть впросак и местное население не обидеть невежеством. Буддийские и другие святыни обходят по часовой стрелке. Перед входом в храм принято снимать обувь. В гостях не принято накладывать еду, предлагать ее другим или касаться еды соседей. Зато чавкать принято этим вы показываете, что угощение вам нравится. Непальцы не ступят на клочок бумаги, если на нем что-нибудь написано или изображено. К своей голове не принято прикасаться без надобности, ненужно показывать пальцем на кого-либо, и тем более обниматься на людях (даже супругам). Женщинам не рекомендуется открывать ноги, мужчинам ходить без рубашки. Фамилия у жителей  обозначает либо касту, либо народность. Профессора насчитывают их до ста. Примерно для половины жителей родной язык непали. Население говорит на 32 самостоятельных наречиях. Очень глубоко укоренены в сознании кастовые правила поведения, даже за пределами индуизма. Политические структуры столь могущественны и устойчивы, что слово демократия непонятна большинству жителей. Праздников немало, и длятся они иногда очень долго и не все безобидны. Могут облить водой, испачкать порошком или краской. При расставании инструктор жалобно уверял нас, что потратил все наши деньги. Пришлось отдать все, что осталось, не везти же водку и закуску  домой. Билеты аэрофлота были самые дешевые и ненадежные. Это мы испытали на себе, так как при посадке оказались в конце очереди. Нам сказали: вам придется добираться через Индию, не смотря на то, что места были на этот рейс. Николай начал выяснять отношение с представителем аэрофлота по-русски. Не получилось. Закончилась посадка. Николай перешел на английский. Скоро представитель ушел посоветоваться  с экипажем. Через десять минут мы сидели в салоне самолета. Рядом в кресле оказалась жена очень известного российского альпиниста. Она часто бывает в Непале, подолгу там живет. На этот раз опоздала на свой рейс, и ее пристроили на наш. Рассказала много чего...  Самолет садится в эмиратах. Город Шарджа. Баксы у нас еще оставались, а стресс не прошел. Николаю пить нельзя. Покупаем блок SALEWA и курим одну сигарету за другой.  Подарков тоже набрали явно не фирменных. Идем на спецконтроль и интересуемся, сколько можно взять сверх нормы крепких напитков. Темная девушка в белой униформе по-английски объясняет, что считать не будет. Литр Хеннеси стоит всего 30 долларов, шотландский виски 15! Скоро я в окно иллюминатора любовался Красным морем, где-то в районе Суэцкого канала. Оказывается, в пустыне есть горы и, причем они черного цвета. Снегов не видно.

В 1992-95-ых годах наш небольшой  коллектив горных туристов тГастелло  пытался организовать экспедицию с целью восхождения на Шиша-Пангму (Гималаи). Основная проблема – это участники. Подготовленных людей, способных заплатить за восхождение, мало, а надо команду человек 10-12. Решили хотя бы съездить вдвоем, посмотреть район, изучить возможности организации серьезного похода. Это намного дешевле, но выяснилось (на мой взгляд) что не проще. В последние годы в Непале начали действовать так называемые маоисты. Они добиваются своих целей различными путями. Это поборы с туристов, могут гранату  бросить в автобус… Правительство для увеличения числа туристовтменило даже сборы для посещения некоторых районов. В 2001 году трагически погибла королевская семья, и на трон пришел брат короля Гыенендра,  В 2004 году Непал вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сегодня это уже в чем-то не та страна. Конечно, памятники вряд ли изменились.

Водный туризм имеет неплохие шансы, особенно где есть подход к реке и возможность обеспечить разведку и страховку. Обнос судов возможен далеко не везде. Сложные горные и пешие походы сомнительны. Передвижение туристов контролируется и возможно почти всегда только по тропам. Ориентирование по карте, а тем более передвижение вне троп порою просто невозможно. Вдоль троп сосредоточена почти вся жизнь в горах, и поэтому хорошо развита структура сервиса. Проконтролировать процесс похода невозможно. Если группе удастся добраться до Непала, то она сможет использовать незаконные приемы для достижения успеха. Обеспечить эффективное лечение некоторых специфических болезней в походных условиях, весьма сомнительно. Все может закончиться серьезными проблемами. Природа может преподнести  много непредвиденных сюрпризов. Общаться с населением на английском непросто. Ночевки в предгорьях, в палатках возможны далеко не везде. Высокогорные перевалы расположены далеко друг от друга. Чтобы сделать нужный набор перевалов, надо иметь не только кучу непонятно какого снаряжения, но и опытный состав. Альпинизм, треккинг и даже сплавы по многим рекам – отработанная схема. Она действует давно и весьма эффективно, в чем мы наглядно убедились. Мы узнали, как непальские ребята, зачастую даже без начального образования, продают богатым и не очень богатым иностранцам горы и воздух. Дышите глубже, смотрите больше, уносите, все, что сможете унести. Нам не жалко. А как зарабатывают деньги наши турфирмы вам известно.

 

 

 

 

 

 

Новости-Главная