Материалы конференции "Современные проблемы спортивного туризма в РБ"
(12.02.2006г., ТСС РБ, Башпедуниверситет).


Несчастные случаи с летальным исходом в спортивном туризме РБ: описания, краткий анализ

 

 

В.А.Киселев

ЗМС, председатель РМКК ТСС

Республики Башкортостан

 

 

Несчастные случаи с летальным исходом

в спортивном туризме РБ: описания, краткий анализ

 

В каждом спортивном походе совершается немало отступлений от правил безопасного поведения и передвижения. Они разные по серьезности и значительности. Допускают их не только малознающие и не достаточно умеющие "чайники". Сознательное игнорирование техники безопасности явление достаточно распространенное среди туристов с большой практикой. Когда пренебрежение канонами безопасности, в угоду, например, скорости движения, завершается благополучно, то эти нарушения продолжают многократно повторяться. Ведь сошло раз, сойдет и в следующий. И только несчастные случаи, где обнажается то, чего скрыть никак нельзя, заставляют нас  анализировать причины, способствовавшие формированию аварийной ситуации. Вспоминать и критически оценивать собственные действия при подобных обстоятельствах, которые хотя и не привели к неблагоприятному исходу, но вполне могли завершиться не столь благополучно. Особенно это относится к несчастным случаям (НС) с летальным исходом.

В спортивном туризме Башкирии на протяжении более 20 лет не было случаев гибели туристов в группах, зарегистрированных в системе маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). Трагический исход пешеходного похода по Алтаю в июле 2005 года потребовал проанализировать предшествующие аналогичные происшествия, но организации, где была бы сконцентрирована официальная информация по подобным случаям (акты о НС, справки о результатах разбора), в настоящее время не существует. Пришлось опросить многих ветеранов туризма и проработать архивные материалы Башкирского областного Совета по туризму и экскурсиям (БОСТиЭ) с тем, чтобы восстановить сведения по этой теме. 

 

Первый в истории спортивного туризма РБ трагический случай на туристском маршруте относится к 1964 году. Тогда Централь­ный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТиЭ) проводил в Капо­вой пещере  сборы младших инструкторов по спелеотуризму. 14 июля группа из трех человек, в состав которой входил Валерий Н-в из Уфы, исследовала новый обводненный ход и в одну сторону прошла благополучно. Воздушная прослойка в полости составляла от 20 см до метра. Связь со страхующей группой, располагавшейся в начале хода, осуществлялась по телефону (отказал) и сигнальной веревке. Спасательная группа располагалась на поверхности.  При возвращении тем же путем Н-в, в нарушение договоренности, встегнул в сигнальную веревку свой страховочный карабин. Веревка зацепилась за выступ, а в гидрокостюм Н-ва попала вода и он потерял плавучесть.  Самостоятельно выстегнуть карабин он не смог, не получилось это и у пришедшего на помощь руководителя группы. Обрезать веревку было нечем. Другой участник, ушедший вперед, утверждал, что из-за поворота хода он крики о помощи не услышал. Когда с поверхности прибыл спасатель с аквалангом, время было упущено и длительные реанимационные мероприятия не вернули к жизни Н-ва.

Причины НС: неправильные действия погибшего, отсутствие у рабочей группы необходимого снаряжения, отсутствие у страхующей группы спасательного снаряжения, неэффективность организации страховки.

Обстоятельства НС дважды рассматривались на заседании Центральной секции спелеотуризма ЦСТиЭ. Руководитель и второй участник были дисквалифицировы. Материалы по НС БОСТиЭ  разослал по туристским организациям.

 

23 июня 1967 года на  водном  маршруте 1 категории сложности (к.с.,) на р.Юрюзань, близ Урмантау, утонула восьмиклассница из Уфы Елена Ю-ва. Авария произошла из-за переворота судна (камерный плот) через натянутый поперек реки трос.  Движение группы осуществлялось во время молевого сплава. Тело найдено через 10 дней в 100 км ниже по течению. Количественный состав группы 19 человек при одном руководителе.

Причины НС: нарушения правил обеспечения безопасности, отсутствие спасжилетов, неправильные действия руководителя группы, неумение плавать погибшей, превышение количества участников в группе (норма -  8 участников школьного возраста на 1 руководителя).

             Руководитель осужден,  условный срок.

 

В августе 1970 г. на пешеходном маршруте 3 к.с. по Алтаю в группе из Стерлитамака умер от сердечной недостаточности Юрий М-в. Он страдал врожденным порогом сердца, но от группы этот факт им был скрыт.  При прохождении перевала высотой 2950 м М-ву стало плохо, его транспортировали до границы леса, но к утру он скончался.. 

Причины НС: неправильные действия руководителя группы, незатребовавшего с участников справки о состоянии здоровья, неправильные действия погибшего.

Руководитель  дисквалифицирован.

 

В мае 1971 г. при прохождении порога Сарышта на р.Б. Инзер на водном маршруте 2 к.с., утонул студент Башкирского государственного университета. При перевороте судна (байдарка) он сумел вытолкнуть на поверхность второго члена экипажа, но сам от переохлаждения выплыть не смог.

Причины НС: отсутствие у погибшего необходимого снаряжения, недостаточная тренированность перед сезоном, неэффективность организации страховки.

Ректорат университета принял суровые меры в отношении руководителя и участников похода.

 

             2 августа 1977 г. при переправе через  реку Кантегир (Зап.Саян) на пешеходном маршруте  3 к.с. утонула Л. М-ва из г. Бирска. 

Причины НС: тактическая и техническая неподготовленность, неправильная страховка через реку, неправильный выбор брода, неправильные действия руководителя и участников в аварийной ситуации, нарушения при выпуске группы на маршрут, изменение маршрута, изменение состава группы в сторону ослабления.

Постановлением Президиума БОСТиЭ руководитель группы и председатель правления Бирского клуба туристов дисквалифицированы, с МКК Бирского городского клуба туристов сняты все полномочия по выпуску на категорированные маршруты.

 

30 апреля 1979 г. при прохождении порога Яманташ на р.Сакмара на водном маршруте 2 к.с. утонул В. К-н из  г.Салавата. Порог из-за высокого уровня воды для байдарок был закрыт. Группа не произвела разведку препятствия. Погибший и его напарник по байдарке, игнорируя указания патрульной группы КСС,  не причалились перед порогом, вошли в него и перевернулись. Имели место неправильные действия при выпуске группы со стороны выпускающего члена МКК т/к "Горизонт" (г.Салават).  Группа не встала на учет в КСС.

Причины НС: нарушение погибшим техники безопасности (шел без спасжилета и каски), тактическая и техническая неподготовленность руководителя и участников группы, слабая дисциплина.

Постановлением Президиума БОСТиЭ руководитель группы  дисквалифицирован полностью, ему запрещено руководство походами на 2 года и участие на 1 год, участникам запрещено руководство и участие в походах сроком на 1 год, выпускающий член МКК выведен из состава МКК, с МКК т/к "Горизонт" (г.Салават) сняты все полномочия по выпуску на категорированные маршруты.

 

8 сентября 1979 года при первопрохождении пер.Зенит (2а) на пешеходном маршруте   5 к.с. на  Восточном Саяне в результате срыва на спуске погиб руководитель группы Владимир К-н. Поход проходил в условиях межсезонья, склон был заснежен. Перевал проходился без предварительной разведки во второй половине дня. На спуске не была организована страховка.

Причины НС: нарушения правил обеспечения безопасности - от­сутствие страховки на потенциально опасном участке, перевал проходился без предварительной разведки (перевалы 2а и выше проходятся с предварительной разведкой пути), группа не смогла правильно оценить опасность и сложность предстоящего пути и проявила пассивность и неуверенность в вопросах организации страховки.

Постановлением Президиума БОСТиЭ поход участникам не засчитан,  участникам группы разрешено участвовать в походах 4-5 к.с. только после окончания школы подготовки туристских кадров.

 

7 ноября 1984 г. на восточном склоне Откликного гребня (Южный Урал, хр. Большой Таганай) на лыжном маршруте 1 к.с. в радиальном выходе от общего переохлаждения умер Сергей А-н.

Группа авиационного института под руководством Андрея К-ва, оформив в МКК необходимые документы, вышла на маршрут в район Таганая. Под Откликным гребнем они встретили двух своих одноклубникоы, в том числе Сергея А-на, вышедших без соответствующего оформления в поход выходного дня. Руководитель группы предложил им присоединить­ся к группе. Согласившись, А-н решил на день сходить в г.Златоуст. В Златоусте  он провел ночь на ж/д вокзале, не завтракал и к завтраку в группе опоз­дал. Передохнув и легко перекусив, решил идти на Откликной гребень, подняться на перевал и в этот же день вернуться назад. С ним  напросился идти еще один участник.  Руководитель группы уступил их просьбам и назначил контрольной срок возвращения.

Двойка без запаса продуктов вышла из лагеря около 14 часов 6 ноября.  Подняв­шись на гребень, пошли к перевалу, игнорировав установленный контрольный срок возвращения. Из-за плохой  видимости и неправильного ориентирования двойка начала спуск с перевала в другую сторону. Долго плутали в поисках тропы, оба сильно ослабли. Развести костер не смогли. Решили вернуться назад по своим следам, для чего вновь поднялись на перевал. Выбившийся из сил А-н, не смог идти дальше и попросил спутника сходить за помощью. Не создав остающемуся  никаких условий для обеспечения жизнедеятельности, напарник ушел один, долго колесил и лишь утром 7 нояб­ря около 9 часов вышел к стоянкам. Сформированная поисковая группа обнаружила А-на около 12 часов без признаков жизни (смерть наступила между 2 и 5 часами 7 ноября).

Причины НС: со стороны погибшего - слабая физическая подготовка, неумение ориентироваться на местности, недисциплинированность, выразившаяся в игнорировании контрольного срока возвращения,  неумение разводить костер в сложных условиях, со стороны руководителя и группы - проявленная пассивность в критической ситуации, непринятие мер к поиску ушедших участников, не подавались ни световые, ни звуковые сигналы.

Решением Коллегии БОСТиЭ руководитель группы был полностью дисквалифицирован с анулированием всех накопительных справок о совершенных походах и окончании СТП, с запретом руководства  походами на два года. Дисквалификации подверглись второй участник незаявленного похода выходного дня и напарник погибшего по радиальному выходу.

 

30 июля 2005 г. на пешеходном маршруте  4 к.с. при переправе через р.Карагем (Центральный Алтай) погиб руководитель группы Михаил К-в из г.Нефтекамска.

Группой был допущен целый ряд нарушений и ошибок субъективного характера. При заявленном составе 4 человека группа вышла на маршрут в количестве 3-х человек (двое мужчин и одна женщина).  В своем сообщении о выходе на маршрут руководитель группы не известил БашРМКК о неполном составе. Об этом же  не было сообщено ПСС МЧС при регистрации, постановке на контроль и оформлении страховок в г.Горно-Алтайске. Также группой вместо указанного в маршрутной книжке метража основной веревки 50 м х 2, взято только 50 м х 1, наличие вспомогательной веревки не предусматривалось. Такие действия группы уже изначально делали проблематичным обеспечение безопасности при сложных переправах.

Происшествие случилось в середине похода. К этому времени было пройдено 3 из 4 заявленных категорированных перевалов. Из-за отставания от графика группа не стала делать запланированную дневку, что не позволило снизить накопившуюся физическая усталость после прохождения основной по технической сложности части маршрута. В день происшествия К-в был дежурным, поэтому утром встал раньше остальных, кроме того  по биоритмам этот день для него являлся днем усталости, физиологического спада по физической и интеллектуальной фазам, все три цикла активности были близки к критическим точкам.

Группа приступила к организации переправы через основную протоку Карагема шириной около 25 метров примерно в 14-00, то есть в период близкий к уровню воды дневного максимума, хотя в предшествующие дни и в день происшествия стояла хорошая погода, что вызвало интенсивное снеготаяние и высокий (паводковый) уровень воды в Карагеме. Категория трудности переправы по ряду параметров существенно превосходила норматив для 2А, тогда как в обычных условиях  она находится в пределах 1б. У группы для  преодоления потока не было в достаточном количестве ни технических средств, ни опыта, ни сил. В сложившейся ситуации целесообразнее было дождаться следующего утра, организовав переправу по малой воде. Можно было подождать подхода другой туристской группы. Брод в этой части долины традиционен и вызван рельефом местности. Путь исходным (правым) берегом ниже по течению становится более трудоемким, чем по противоположному склону, но движение по нему все же безопаснее сложного брода.

На начальном этапе организации переправы Михаил К-в дважды пытался с рюкзаком и со страховкой перейти поток, но обе попытки оказались  неудачными, во время последней он был сбит потоком, снесен течением и маятником прибит к исходному берегу. Группа, сменив К-а, все же продолжила организацию переправы и второму мужчине удалось без рюкзака со страховкой перейти на целевой берег.      

При дальнейшем наведении переправы группой был допущен ряд нарушений в организации страховки и техники движения, оказавших влияние на формирование и развитие критической ситуации.  Так, не была организована   веревка сопровождения (транспортировочная), хотя в качестве ее можно было использовать оставшийся запас веревки на исходном берегу. Перильная (грузовая) веревка была слабо натянута, так как ее натяжение производилось с исходного берега одним К-ым без применения полиспаста: завязанный на коренном конце перил узел был просто с натягом включен в карабин локальной петли. Сами перила располагались практически строго поперек течения, но чтобы поток помогал переправляющемуся, а при падении сносил бы его к целевому берегу, необходимо смещение перильной опоры на противоположной стороне вниз по течению под углом 30-45О. Высота перильной веревки над уровнем воды со стороны исходного берега составляла около 20 см, с целевого – 50 см. Такое низкое расположение перил вело к  провису нагруженной веревки ниже уровня поверхности воды.

После закрепления перильной веревки Михаил К-в стал переправляться  с достаточно тяжелым рюкзаком на спине.  На середине протоки К-в был сбит потоком и его ноги оказались выше по течению.

В момент погружения К-ва спиной в воду внутри анорака образовался воздушный пузырь (купол). Нагруженная самостраховочная петля вытянула переднюю часть слабо затянутой страховочной системы, что  позволило сильной водной струе, давя на пузырь,  протащить туловищную часть анорака под грудной обвязкой, втащить изнутри в воротниковую часть, надеть на голову и придавить к лицу. Дышать в таком положении К-в не имел никакой возможности, а отвернуться не давал находящийся первое время на плаву рюкзак. Отсутствие влагонепроницаемого вкладыша (гидромешка), вызвало быстрое утяжеление рюкзака от намокания и К-ва с поверхности увело под воду.

Долгое предшествующее пребывание Михаила К-ва в холодной воде и мокрой одежде на берегу,  противостояние  сильному течению при последующем движении по перилам – существенно подорвали его физическое состояние, он так и не смог встать в потоке и вскоре  перестал совершать активные движения.

Действия участников по берегам по уменьшению провиса перильной веревки положительного результата не дали.  Перпендикулярный характер перил привел к тому, что пострадавший после потери сознания завис на середине протоки - в точке наибольшего провисания перил, оказавшись в так называемой перильной ловушке. В создавшейся критической ситуации необходимо было освободить любой из перильных концов с тем, чтобы К-ва маятником прибило к берегу. Но развязать узлы на опоре участники  не могли, так как примененные группой узлы под нагрузкой развязать невозможно. Поэтому участники пошли на крайнюю меру - перерезали на исходном берегу перильную веревку, но при этом на веревке не был создан ограничитель (стопорный элемент), препятствующий соскальзыванию с перил карабина самостраховочного уса переправляющегося. Поэтому тело К-ва, беспрепятственно соскользнув с перил,  было смыто потоком и обнаружено уфимской поисковой группой только через 2.5 недели примерно в 7 км ниже места переправы.

Перерезание перильной веревки без осуществления мер, обеспечивающих удержание К-ва на веревке,  стало  решающей причиной, приведшей к необратимости летального исхода. Участники группы, находясь в состоянии психологического шока, не смогли принять решение, обеспечивающее достаточный уровень безопасности.

Причины НС: нарушения правил обеспечения безопасности, неправильные действия погибшего и группы, изменение состава от утвержденного, отсутствие снаряжения в заявленном количестве.

Приказом Минспорта РБ введены ограничения на проведение спортивных походов за пределами республики, ужесточены меры по проверке групп к готовности на маршрут.

 

Всего за период 1964-2005 г.г. в спортивном туризме Башкирии в группах, зарегистрированных в системе МКК, произошло 9 НС с летальным исходом.   Погибло 9 человек. Две трети  НС связаны с водой - в 6 случаях причиной смерти является утопление. Три человека утонули при перевороте судна, два на переправе, один при прохождении сифона. Отсюда  следует воду рассматривать как очень сильный агрессивный фактор.

Главенствует по числу погибших пешеходный туризм - 5 человек, затем идет водный - 2 человека, в лыжном и спелеотуризме - по одному человеку.

Наи­большие потери принесли походы 1 к.с. - 3 погибших, по 2 погибших приходятся на походы 2 и 3 к.с. и по 1 погибшему на походы 4 и 5 к.с.

По количеству НС на первом месте стоит Южный Урал - 5 погибших,  но это не влияние района, а связано оно с количеством групп и качеством подготовки их участников. По 2 случая приходятся на Алтай и Саяны.

По времени года:  на лето - период массовых походов приходится 5 погибших, пиковый месяц - июль.

По местопроживанию: 5 человек из Уфы и по одному из Стерлитамака, Салавата, Бирска и Нефтекамска. Большой процент, приходящийся на туристов из периферийных городов, свидетельствует о недостаточном уровне их подготовки. Количество совершенных походов спортивными группами из этих городов составляет значительно меньшую долю в общем количестве спортивных походов по республике.

 

Любой НС - результат проявления как правило субъективных факторов. Поэтому знания обстоятельств  происшедшего позволяют  выявить и систематизировать допущенные ошибки и нарушения, послужившие причинами аварий, что крайне важно в профилактике туристского травматизма.

 

 

Литература:

 

1 Информация по несчастному случаю, БашРМКК.

http://www.ufacom.ru/~tourmuseum/mkk/nesch-sluch-pereprava2005.htm

 

              2 Шишкин Е.К. Близкое - далекое. Уфа, типография им.Ф.Э.Дзержинского, 2001 г., стр.15.

 

              3 Письмо БОСТиЭ от 07.02.1966.

 

             4 Постановления Президиума (Коллегии) БОСТиЭ от: 24.11.1977, протокол N 10, п.3; 27.09.1979, протокол N 10, п.7; 31.01.1980, протокол N 1, п.14; 27.12.1984, протокол N 14, п.9.