s Мембет и Кузгенак - скальный класс на Южном Урале

Мембет и Кузгенак - скальный класс на Южном Урале

записки о поездке в Гафурийский р-н (Киреев Р.)
Часть 1

11 октября, утро. Топчусь возле стадиона Гастелло (то есть сижу в машине слушаю музыку), т.к. из-за боязни возникновения пробок в праздничный день вышел из дома рано. Через 20 минут люди постепенно начали подтягиваться. Первыми кого я поприветствовал, был Фаюршин Вениамин со своим семейством. За ним последовали Киселев Вячеслав Александрович с Розой Абдулловной. Вакс Сергей с семьей, Минибаев Ахмудулла Ахмедгариевич и замкнул цепь Ахметшин Альфир Мударисович с Борисом Андреевичем. Автобус (а точнее Торос) пришел без опозданий, как и всегда это бывает. Погрузились за 15 минут и выехали в 9:15. Большую часть дороги я проспал и практически не заметил, как мы добрались до села Красноусольского. Остановились на перекрестке перед Красноусольском, т.к. должны были здесь забрать еще несколько человек из Стерлитамака.
Не прошло и часа, представители Стерлитамака в количестве одного человека (Михаила) прибыли и мы продолжили свое путешествие.
Подъезжая к Красноусольску, меня охватило странное трепетное желание его посетить. Правда, должен предупредить, что уже бывал этих местах, когда жил в санаторном комплексе целый месяц. Было это еще 1992 году, тогда я учился в 3 классе. И это было первое мое длительное пребывание вдалеке от родных. Но времени у нас было мало, и мы не заезжали в курортную зону и объехали этот поселок стороной.
Дорога дальнейшая лежала в деревню Толпар (Толпарово). Это примерно 40 км от Красноусольска и отняло у нас час пути. На обратном пути я слышал от Ахметшина А.М., что это последняя электрифицированная сельская местность, в которой еще 6 лет назад не было электричества. А телефон провели всего 2 года назад. Жаль, но фотографий я не сделал. Хотя деревня достаточно большая.
Далее наш путь лежал вверх по течению р. Зилим, место, где река меандрирует. Где на извилистых поворотах рек, высятся скалы. Там то и находится в этих местах высшая точка вдоль реки Зилим - гора Мембет. Скалы, подпирающие эту гору с северной и западной стороны, возвышаются на 100 м высоту. Что заставляет смотреть и восхищаться подобными местами. Но мы двигались еще дальше, к горе Кузгенак, которая еще больше впечатляет, когда ты проходишь по гребню этого хребта.
Добрались до назначенного места к 15 часам дня. Расположились лагерем на правом берегу реки, прямо напротив скалы Кузгенак.
В первый день осмотрели скалу с обеих сторон. Направление гребня с востока на запад. Гребень разделен перевальной седловиной и образует два гребня. Западный гребень более узкий и скалистый, чем Восточный. Западная часть этого скального массива еще интересна тем, что в ней имеется грот, причем сквозной. А увидеть его можно с севера. Но обо всем по порядку, т.к. грот насквозь мы увидели только по пути домой
Переправлялись на сторону, где находится этот скальный массив, на лодке, любезно предоставленной Ахметшиным А.М.
Чтобы посмотреть на северную сторону хребта мы перевалили через перевал, западнее скального массива. Через седловину проходит тропа, по которой ходят местные жители. По тому насколько выражена тропа, можно судить, как часто используется этот путь. Так как в этих местах река сильно извивается, то проход через перевал экономит больше часа пути (от южной стороны перевала по руслу реки до северной стороны чуть больше 3 км).
С обеих сторон скалы образуют прижимы, так что пройти вдоль скального гребня не возможно. Обратно вернулись тем же путем, через перевал. С перевала посмотрели выход на западный гребень. Подъем на него преграждает скальный бастион , без спецснаряжения который не пройти.