Экспедиция БГФ на пик Ленина. Август 1993 года. 

Ретроспектива событий.

 

 

От лица общественной организации «Башкирский Гималайский Фонд», горный костяк которой составляли туристы - гастелловцы, в августе 1993 года была организована очередная (вторая) экспедиция на пик Ленина. Программа включала в себя три этапа: предварительная акклиматизация в окрестностях лагеря, затем акклиматизация до лагеря 2 (5300м) со спуском на Луковую поляну (3900м), затем - тоже самое до лагеря 3 (6100м) и собственно, штурмовой выход с попыткой восхождения на вершину пика Ленина (7134м).

Экспедиция была уникальной для своего времени по формату проведения и необычным ситуациям, с которыми нам пришлось встретиться в пути. Надеюсь, что описание различных эпизодов этого путешествия еще ждет своих авторов.

 

Состав участников:

1.     Часовников Николай – руководитель экспедиции, т/к «Рассвет»

2.     Лукьянов Олег, т/к им.Н.Гастелло

3.     Новоселов Игорь, т/к им.Н.Гастелло

4.     Новоселов Сергей, т/к им.Н.Гастелло

5.     Прокопьев Владимир – водитель

6.     Прокопьев Виктор, т/к им.Н.Гастелло

7.     Сафина Венера, т/к им.Н.Гастелло

 

Весь спортивный состав экспедиции имел достаточный опыт для  восхождения на этот семитысячник:

·        - Часовников Н, Лукьянов О, Новоселовы И и С, Сафина В. – пик Ленина в 1991 и/или 1992 годах, опыт других сложных походов в горах

·        - Прокопьев В. – горный поход 6 к.с. на Центральном Памире, с ночевками на плече пика Корженевской, на высоте около 6000 метров, опыт других сложных походов в горах.

 

Особенностью экспедиции являлось сразу несколько моментов:  

 

·        автомобильная часть: Уфа – Ташкент – Ош – МАЛ «Памир» – Ош – Ташкент – Уфа. Один водитель на весь путь, все ночевки в поле. Всего пройдено около 7000 км на автомобиле «Урал» с дизельным двигателем. Автомобиль был передан в аренду на условиях самостоятельного ремонта до поездки (из серьезного ремонта – замена редуктора среднего моста). Все вопросы аренды и ремонта решались руководителем. Ремонт производился силами группы. Дополнительно был заказан и установлен в кузов резервуар на 3 тонны топлива. Кузов имел брезентовый тент, в нем помещались раскладной диван, переносная газовая плита с баллоном на 50 литров. Также в кузове находились две большие железные бочки для воды, электробензогенератор, коробки с радиостанциями, видеокамерой и прочим. Каждому участнику выделялась герметичная жестяная бочка для личных вещей и снаряжения. 

·        автономность, то есть запасов продуктов, воды и топлива хватало на многие сотни километров. Участки бездорожья также не были редкостью для нас. Особенно важно это было в моменты посещения редких колодцев в поселках, среди пустынь Казахстана и Калмыкии – зачастую, колодцы были заперты на замок. 

·        армейские номера автомобиля (ДОСААФ) позволили избежать многих проблем на дорогах страны, тогда уже разваливающейся на части. Местные милиционеры и бандиты с интересом расспрашивали нас: какое воинское звание у этой женщины в спортивном костюме?

·        частичным спонсором экспедиции выступила коммерческая фирма «А-ДАСИ», неоценима также ее роль в финансовой поддержке составу экспедиции в период нахождения пострадавшего в ташкентской больнице и возвращения его домой (в Ташкент срочно вылетел врач из Уфы – кардиохирург Ильтеряков О.Ф., затем вернувшийся в Уфу с больным на руках лишь через двое суток. К тому времени, за плечами у врача уже был опыт горной памирской «шестерки» девяностого года).

 

*      *      *

В суету городов

И в потоки машин

Возвращаемся мы –

Просто некуда деться…

В.Высоцкий

 

По приезду в международный альплагерь МАЛ «Памир», мы обосновались на Луковой поляне (3900м). Разбили лагерь, несколько дней посвятили активной акклиматизации на окрестные вершины. Затем приступили к работе по плану – вышли всем спортивным составом (6 человек) через пер. Путешественников на ледник Ленина в лагерь 1 (4200м). Водитель остался охранять машину и вещи.

Лагерь расположен на каменистых площадках левобережной моренной гряды ледника Ленина, по обе стороны которой ледник изрезан широкими трещинами.

Ночевка на морене в лагере 1 прошла хорошо. Состояние участников нормальное. Погода стабильная, снега на окружающих склонах немного. Выход в лагерь 2 (5300м) утром, после завтрака.

Крутой подъем по северному склону пика Ленина по тропе в снегу, с преодолением ледовых трещин, местами широких. На трещинах провешены стационарные перила. К вечеру миновали широкую мульду с характерным названием «сковорода» и подошли к Лагерю 2. Сам лагерь ютится на моренных подушках, примыкающих к небольшому отрогу и содержит около тридцати площадок под палатки, однако в тот раз свободных мест не оказалось. Пришлось вставать метров на сто ниже, возле тропы, ведущей на «сковороду».

Подъем дался нелегко, однако народ был готов к тому – у каждого за плечами достаточный опыт маршрутов в высокогорье. Ставили палатки, обустраивали бивак, готовили ужин. Забегая вперед, скажу, что Виктор – участник нашей команды,  работал не меньше других. Даже более – пришел первым на место лагеря, после установки палаток сразу занялся примусами. Откуда столько силы у человека? Впрочем, так было всегда – Витя и дома, и в горах без дела сидеть не любит!

Ночь прошла беспокойно – высота давала себя знать: полночи вздыхали, да ворочались, кого-то мучили головные боли. Зато утром дали себе возможность отоспаться – организм уже привык к этой высотной планке и спалось сладко. Солнце пригревало сквозь палатку, погода  благоволила нам! Сегодняшний план – спуститься до первого лагеря, пообедать и вниз, на Луковую поляну. К траве и баранам!..

Но, не тут-то было! В нашей палатке все уже проснулись - (Часовников Н, Сафина В, Лукьянов О) и сквозь шелестящие капроновые стенки, пытаются разбудить жителей соседней палатки - (Новоселов С, Прокопьев В, Новоселов И). Через минуту залезаю к ним в жилище, вижу что все еще упакованы в теплые спальные мешки. Братья Новоселовы лежавшие по краям, вылезают из спальников, потягиваются. Однако, Виктор и не думает просыпаться – храпит по-прежнему! Пытаемся разбудить – не реагирует. Наше недоумение разделяет теперь уже вся группа, собравшаяся возле входа. Щупаем пульс, поднимаем веки, смотрим на зрачки глаз. Все нормально, с виду – человек просто спит глубоким сном. Предложения применить медикаменты отклоняются – не можем понять, что с ним. После короткого совещания решаем отправить гонцов к соседям – у них есть настоящие врачи, как мы выяснили еще вчера. Через короткое время приходит альпинист средних лет, врач по профессии, сквозь одышку интересуется что с больным, проводит осмотр. Витя спит, как младенец!

- Когда его нашли? Сколько он пролежал в снегу? У него отек легких! – вот диагноз медика. Ломает ампулы Лазикса из нашей аптеки, колет Вите мочегонное и что-то еще. Напоминает нам о срочной эвакуации вниз, и тяжело дыша, поднимается по снежной тропе к своему лагерю…

В палатке повисает молчание, мы еще не готовы внутренне принять эту новость: у нас тяжелый пострадавший, экспедиция окончена едва начавшись!

Однако, недолгая растерянность сменяется новыми заботами – у москвичей есть связь с базовым лагерем, а это сейчас самое главное! Просим по рации БЛ снять нашего пострадавшего с помощью вертолета, почти каждый день доставляющего клиентов для лагеря из Ташкента. Переговоры проходят непросто: хотя в воздухе на пути в БЛ находятся аж два борта сразу, с нас требуют залог в 800 долларов. Наличных денег с собой ни у кого нет, закладываем видеокамеру и вопрос решается положительно.

Пока шли переговоры, возле больного уже новые врачи – теперь это специалисты из Франции, их лагерь по соседству. Немолодой врач внимательно осматривает Виктора, разговор с ним ведем на английском – впервые для нас значимость иностранного языка возрастает настолько! Затем французы несут баул с необычным оборудованием, «кессон» - так они называют переносную барокамеру, куда мы и помещаем Виктора.

Барокамера напоминает герметичный спальный мешок ярко-красного цвета, пациента помещают внутрь, лицо его видно через иллюминатор, как в скафандре. Качаем воздух с помощью ножного насоса – слышно, как шипит воздух в регулировочном клапане. Стрелка на цветном барометре показывает, насколько опускается по высоте наш пациент – Витя сейчас на две-три тысячи метров ниже нас, это необходимо для защиты головного мозга от баротравмы…

Ждем вертолет, все уже готово давно: группа собрана, площадка для посадки подготовлена и отмечена вешками. Нашей бедой проникся весь лагерь - что ни говори, неизвестно, кто завтра может оказаться в подобной ситуации.

Но вот, слышим рокот мотора – из-за нижних гребней ледопада появилась полосатая машина, сверкнув серебряным диском. Заложив пару кругов, вертолет поравнялся с нами. Поднимая бурю снега, искрящегося на солнце, он проходит над утоптанной площадкой и вновь сваливается вниз по склону, по дуге обходя завалы ледопада. Вскоре стихает шум винтов, рокот машины уже чуть слышен.

Мы в недоумении устремляемся к рации - ниточке, связывающей нас с миром. Ответ из БЛ короткий: Пилот не смог сесть, винты не держат, хотя педаль до отказа! Если успеете за два-три часа сбросить тысячу метров, заберет из-под стены. Если нет - тогда, возможно лишь завтра…

Инициатива переходит к нашим помощникам – москвичи сами предлагают свою помощь в транспортировке по северному склону. И эта жертва осознанна – возможно, кто-то из них теряет свой шанс побывать на вершине горы в этом сезоне. Погоду на Ленина всегда приходится ловить, каждый из дней расписан в календаре восхождений, совмещенном с графиком непогоды и сроками возвращения.

И все же, восемь человек готовы выйти с нами вниз.

Теперь рассуждать уже некогда: перекладываем Виктора из французского «кессона» в спальник, утепляем его максимально, с помощью ковриков и веревок сооружаем «кокон». Петли от него расходятся во все стороны: по две – вверх и вниз, по одной – с каждого боку. Альпинисты встегивают веревочные петли в свои обвязки и процессия трогается. Несмотря на неспешный темп движения, мы не поспеваем за группой транспортировки – наши рюкзаки вмещают теперь все лагерное имущество плюс Витины вещи. Мои попытки впрячься в транспортную лямку не приносят успеха – сердце выскакивает из груди, восстанавливаю дыхание лишь опираясь о палки на фирновом склоне.

Догоняем основную группу возле сбросов: это серия широких трещин, образовавшихся на перегибе склона. Теперь уже недолго! Вся компания сидит вокруг нашего товарища, упакованного и перевязанного веревками, словно багажный баул. Слышно лишь хриплое дыхание пострадавшего – в сознание он так и не приходит. Ребята угощают нас леденцами, шутят: «Вот притащим его вниз – а он встанет, скажет спасибо и пойдет себе дальше!» Да, в такой ситуации и юмор становится своеобразным!

Спустившись по снежному склону до пологих полей (градусов двадцать), слышим знакомый звук, взгляд ищет на горизонте воздушную машину. Вертолет все ближе, и вот нас уже настигают снежные вихри от его винтов. Сквозь искрящуюся снежную пыль видно, как машина касается боковым шасси склона и плавно покачиваясь, удерживается пилотом в таком положении. Колеса другого борта по-прежнему висят в воздухе. В распахнутой двери салона видим фигуру, отчаянно машущую нам рукой – человек что-то кричит сквозь грохот винтов. Судя по его жестам, лексика – сплошь ненормативная! Подхватываем на руки упакованного товарища, подносим и передаем его в темное чрево машины. Нам поясняют, что пилот возьмет с собой лишь троих сопровождающих. Николай хлопает по плечу – Олег, Сергей, Венера! Быстро забрасываем рюкзаки и тоже прыгаем в дверной проем. Натужно ревет двигатель, и вот под нами уже проносятся палатки лагеря 1, морены ледника Ленина и Луковая поляна с необычно зелеными лугами.

После посадки в МАЛе (3600м) суета возле вертолета не кончается – идет срочная погрузка чьих-то баулов и бочек со снаряжением. Это уезжают группы, уже отработавшие в этом сезоне. Похоже, что летят иностранцы – слышна немецкая речь. Короткий разговор с женщиной в белом халате, лагерным врачом: «Доставлю вашего больного в Ташкент, вернусь в лагерь завтра. Приготовьтесь к худшему!» Успеваю подхватить несколько рюкзаков, поехавших было на Виктора, по-прежнему лежащего на полу без сознания. Наш товарищ все еще опутан остатками веревочной шнуровки, под ним – пенные коврики и  алюминиевые заклепки на дрожащем  днище машины. За складками спального мешка, в который он упакован, лежит зернистый снег, набившийся туда еще во время спуска по склону.  

А вокруг – яркий летний день посреди альпийской природы, зеленая трава, стрекозы в знойном воздухе. За дверью салона – словно другой мир, там люди смеются и делают фото на память.  

Странные чувства сомнений в реальности происходящего позади: оказывается, мне уже который раз показывают на дверь – вертолет отправляется! Хлопает дверь салона, все провожают взглядами взлетающую машину. Минута, стихает шум мотора и лишь точка на горизонте медленно плывет вдоль синей кромки гор. Становится необычайно тихо, и вскоре мы остаемся втроем посреди опустевшей поляны.

Теперь наш путь – по зеленым альпийским лугам, мимо памятников восходителям не вернувшимся с великой горы. Вдоль тропы, по которой всякий идущий с надеждой глядит на ослепительные склоны пика Ленина. Мы возвращаемся сейчас к своей базе – к зеленой армейской машине, которую не видели уже тысячу лет.

Для нас теперь круг замыкается здесь!..

 

 

Олег Лукьянов                                                                  25 ноября 2009г.

МС по туризму                                                                  г.Уфа

log07@yandex.ru

 +7-90500-44445