Газета "Моторостроитель", 27.09.1988, стр.4.

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРЕВАЛ

Наш поход по Памиро-Алаю подходил к концу. За плечами сложный, большей частью первопроходный маршрут в малоисследованном узле Такали. Оставалось пройти последний перевал. Честно говоря, группа устала. Скверная погода вынуждала тормозить на сложных участках, а упущенное время приходилось наверстывать за счет отдыха.

Вчера, пройдя очередной перевал, мы, не дотянув до дна долины метров 300 по высоте, плюхнулись на "зеленку", разбив на травяной площадке лагерь. Дров нет - долина безлесая. Ни обсушиться, ни у костра погреться. А на примусах шибко не развернешься. Но мы привыкли к этим неудобствам. Тем более, что завтра последний перевал, а дальше - домой. Мы уже переступили ту временную черту, когда не до красот природы, не до красивых слов о туризме. Сейчас все разговоры и мысли, в основном, о доме. Но до конечной точки маршрута еще километров 60. И, вдобавок, надо пройти этот чертов перевал.

Утром вылезать из палаток не хотелось: холодрыга. От одной только мысли, что придется все-таки вставать, становится холодно. Дежурные, свыкшиеся со своей тяжелой долей, гремят посудой. Волей-неволей приходится выползать из палаток. "Водопровод не работает", - ворчит Мугалим Киреев. Действительно, ручей замерз, досада какая. У Сергея Шустнкова и Рифа Фархутдинова свои заботы: вечером не убрали ботинки, и те, мокрые, промерзли и задубели. Теперь немало придется помучиться, чтобы их как-то размять и надеть.

Пока завтракаем, светлеет. День обещает быть хорошим. Противоположный склон освещен солнцем. Там, наверное, уже тепло. А тут все блестит от инея. Поэтому придется осторожничать на спуске.

В тактическом плане предстоящий путь выглядел проще простого: спуститься в долину, затем, набрав около километра высоты, выйти на перевал, ну а с него - вниз и вниз, до самого, так сказать, финиша все вниз. Впрочем, в походе всегда есть место неожиданностям, тем более, что предстоящий перевал - возможное первопрохождение.

И вот мы "пилим" по ровному леднику. Ослепительно светит солнце. Кругом безмолвный мир скал, снега и льда. Когда-то Гис-сарский хребет, через который нам предстояло перевалить, служил в этих местах границей между Россией и Бухарский эмиратом. Гребень .хребта ненамного возвышается над ледниковым плато. И это, безусловно, облегчит нам переход на "бухарскую" сторону. Молчаливый вывод об этом сделал каждый участник, и, как следствие, идем мы медленно, очень даже медленно для ровной, почти как стол, поверхности ледника.

Наконец, мы у цели. Перед нами перевальный взлет. Разглядываем подъем: подгорная трещина и метров 70 ледового склона. Неско-

лько левее видны следы горных козлов-туров, но выбранный ими путь нам явно не подходит: камнепадоопасно. Игорь Алтайский и Риф Фархутдинов, надев кошки, поднимаются на гребень хребта. Остальные идут по веревке, закрепленной первой связкой. Но, чтобы выйти на перевальную точку непосредственно, потребовалось еще немного страверсировать влево, причем метров 15 ползли в "трубе". Скажу, что изображать гусеницу, когда за плечами объемистый рюкзак, не так-то просто.

Рассматриваем противоположную сторону хребта. Спуск есть. Почти все время идется "пешком".

Складываем пирамидку из камней - перевальный тур, оставляем записку. Сам перевал предлагаем назвать именем "Фронтовых бригад", в честь патриотического движения тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Фотографируемся и уходим на спуск.

Верхняя часть - самая опасная, хотя породы здесь "более-менее" и есть надежные зацепки. Но линия спуска совпадает с траекторией полета камней. Вероятность падения высокая. Поэтому этот участок приходится идти по одному, чтобы не сбрасывать друг на друга камни.

Перед выходом на ледник небольшая трещина, так называемый ратклюфт, она образовалась от интенсивного таяния у скал. Перепрыгиваем через трещину, а дальше махонький ледничок, травянистые и осыпные склоны.

Повеселев, мы в бодром настроении продолжили свой путь и вскоре были на покатой травянистой террасе у входа в мрачный каньон. Удобное место для бивуака. Решили не искушать судьбу и сегодня не соваться в каньон. Задача дня была выполнена, мы прошли последний перевел. Теперь можно заняться обустройством лагеря, отдохнуть, чтобы завтра продолжить путь домой.

 

В.КИСЕЛЕВ,

руководитель группы.

Другие работы Киселева В. А.