В ЛЕДОВОМ САРКОФАГЕ

ЧИТАТЕЛИ “ДВ” ПОМОГАЮТ РАЗГАДАТЬ ТАЙНУ АВИАКАТАСТРОФЫ

В "ДВ” за 20 ноября 2001 года мы рассказали о найденных следах авиакатастрофы, произошедшей 60 лет назад в горах северного Таджикистана. И получили несколько отзывов от наших читателей, два из них мы публикуем в надежде приблизиться к разгадке этой находки.

Уважаемая редакция!

18 сентября 1987 года группа туристов турклуба имени Н.Гастелло из Уфы, в составе которой мне довелось быть, завершая первопрохождение перевала Уфимских моторостроителей, в среднем течении ледника Тавастин С. обнаружила разбросанные на значительном пространстве обломки самолета довоенной постройки. Растащенные ледником фрагменты самолета встречаются на протяжении 0,5-1 км вдоль течения, часть из них засыпана моренным материалом или затянута льдом. Кабину пилотов мы не видели. Мы зафиксировали некоторые наиболее крупные агрегаты, в частности, два V-обраэных мотора, на одном из них удалось разобрать номер - 023-2048... Еще нашли кожаную перчатку. Обрывки пулеметной ленты.

По сделанным нами фотоснимкам и номерам агрегатов специалистами Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) была установлена марка моторов - из семейство М-100. М-103 и его модификация М-103А выпускались в городе Рыбинске предприятием, правопреемником которого является ныне ОАО “УМПО". Они устанавливались на 8 типах и модификациях самолетов, в том числе 6 серийных. Эти моторы на Ли-2 не ставились, скорее всего разбившийся самолет относится к семейству двухмоторных скоростных бомбардировщиков СБ-2 конструкции А.Н.Туполева (СБ-2бис, учебно-тренировочный СБ-3) или к их пассажирским вариантам -транспортному, почтовому ПС-41 и транспортному ПС-41 бис). Экипаж этих самолетов состоял из 3 человек.

В 1988 году завклубом Лангарского кишлачного совета Раджабов Ходибой Б. сообщил нам, что авиакатастрофа произошла 12 декабря 1941 года, самолет перевозил почту. Обломки самолета были обнаружены пастухами значительно позже, были найдены и останки одного из членов экипажа - летчика Туркестанского военного округа Шаповалова Ивана Петровича.

В 1989 году наша группа из долины Тавастина С. совершила первопрохождение в долину Тавастина Ю. через перевал, который назвали “Летчика Шаповалова И.П.". Это один из самых сложных перевалов Памиро-Алая.

На скалах перевальной седловины на крючьях закреплена мемориальная табличка и несколько фрагментов разбившегося самолета. Такая же табличка установлена в долине Тавастина С. на огромной каменной глыбе у слияния западного и центрального истоков.

С уважением, Вячеслав КИСЕЛЕВ, мастер спорта международного класса по спортивному туризму.

По поводу заметки “В ледовом саркофаге” мне хотелось бы сказать следующее. С 1943 г. по август 1944 г. я служил в 9 перегоночном авиационном попку с базой в г.Красноярске. Были у меня приятели летчики-бомбардировщики: Федя Пекин, Николай Заря и много других. В августе 1944 г. я убыл из 9-го ПАП и вернулся в Красноярск в июне 1946 г. в 122-ю ОСАЭ (отдельная авиаэскадрилья связи), сформированную но базе 9-го ПАП. Командиром 122-й ОСАЭ был Палтусов, зам.командира - Кучеров А.А. Когда я интересовался своими бывшими сослуживцами, то они мне ответили, что Ф.Чекин и Н.Заря разбились на самолете Ли-2 в горах Средней Азии. Не они ли это? Поисками их в то время никто не занимался. Не верю в то, что они пытались улететь из СССР, так как были настоящими патриотами Советского Союза.

Федор ЮШИН. 302016, г. Орел, ул. Комсомольская, 185, кв. 30.

ОТ РЕДАКЦИИ

Мы благодарим всех, кто откликнулся на публикацию “В дедовом саркофаге”. Ваши свидетельства, верим, помогут установить истину. Ждем ответов на запросы, отправленные в Министерство обороны.

“Деловой вторник”, 18 декабря 2002 г.

Другие работы Киселева В. А.