-31-

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЬДУ В КОШКАХ И ОРГАНИЗАЦИЯ

САМОСТРАХОВКИ

 

Методическая разработка

Часть I.

 

1 Форма проведения - практическое занятие.

2 Продолжительность - 4 часа 30 минут

3 Цель занятия - дать слушателям первоначальные навыки передвижения

по льду в кошках и организации самостраховки.

4 Состав группы - отделение учебно-спортивного мероприятия на 8 человек.

5 Подготовленность участников - слушатели имеют опыт участия в горных

путешествиях 1-2 категории сложности.

6 Место проведения -

ледник с участками различной крутизны (20-50°) с выполаживающимися площадками в верхней и нижней части каждого участка, без камней, трещин, сераков. Крутые участки - короткие (2-3 м), остальные более длинные и широкие (20-25 м).

7 Занятие проводит - инструктор отделения.

8 Необходимое снаряжение -

а) групповое: спальный мешок 1, сухой спирт - 1 пачка, кружка;

б) личное: кошки, ледоруб.

9 Форма одежды - штормовой костюм, ботинки отриконенные, головной

убор, очки защитные, рукавицы.

 

-32-

 

Часть II

 

Порядковый N этапа

Краткое содержание по этапам проведения

Продолжительность этапа в

минутах

Указание инструктору о соблюдении:

Б - требований безопасности;

Ф - организационных форм

проведения;

М - методов обучения;

З - особых замечаний

1

2

3

4

II.1

Вступительная часть

а. Факторы, влияющие на применение кошек:

  • крутизна склона;
  • состояние льда;
  • наличие и толщина снега.

б. Способы подгонки, хранения, переноски и затачивания кошек.

в. Меры безопасности при проведения занятия:

часть III, раздел I,

пункт "а"

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

М. Провести беседу

II.2

Одевание кошек

(затягивание фителей)

20

Ф.М. часть III, раздел I,

пункт "б"

З. - предложить слушателям кошки одевать сидя, подложив под себя древко ледоруба или рукавицы;

- проверить плотность прилегания фитилей, положение пряжек и аккуратность заправки одежды.

 

-33-

 

1

2

3

4

II.3

Особенности передвижения в кошках:

а. Постановка всех зубьев на лед одновременно и без перекоса.

б. Постановка кошки с ударом.

в. Ступни ног - на ширине плеч.

г. Соблюдение двух точек опоры (ледоруб как трость).

20

Ф.М. часть III, раздел I,

пункт "г"

Разучить прием с отделением, построенным в колонну по одному на горизонтальном или не крутом

(до 15°) участке ледника.

Б. Регулировать темп движения, увеличивая нагрузку на голеностоп постепенно.

II.4

Использование всех зубьев кошек на некрутом склоне (до 30°)

А. Подъем.

Постановка ступней параллельно, полуелочкой, елочкой (в зависимости от крутизны склона). Ледоруб как трость.

B. Спуск.

Ноги полусогнуты в коленях, ступни параллельны, припечатываются к склону. Ледоруб на изготовке к самозадержанию.

 

C. Траверсирование

склона.

Верхняя нога параллельна склону. Ледоруб на изготовке.

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

Ф.М. часть III, раздел I,

пункт "г"

Ф. Прием разучивать с отделением, выстроенным шеренгой (интервал ок.2 м), инструктору идти позади.

Ф.М. часть III, раздел I,

пункт "г"

Ф. Прием разучивать с отделением, выстроенным шеренгой (интервал ок.3 м), инструктору идти позади.

З. Следить, чтобы кошки припечатывались к склону за счет работы голени.

Ф.М. часть III, раздел I,

пункт "г"

Б. Отделению траверсировать участок склона в колонне по одному на высоте не более 2 м от нижней площадке.

-34-

 

1

2

3

4

Е. Смена направления движения при подъеме или перенос:

а. внешней к склону ноги (1) с разворотом (угол ок.45°) вперед, вверх;

б.рук на ледорубе (смена положения);

в. центра тяжести тела на внешнюю к склону ногу (1);

г. внутренней ноги (2) с разворотом;

д. ледоруба;

е. центра тяжести на ногу (1);

ж. ноги (2).

60

Ф. Слушателям по одному (в обоих направлениях) пройти участки (1, 2, 3, 3, 2, 1):

  1. подъем (на 2 м под углом ок.45° к линии падения воды);
  2. траверс (ок.2 м);
  3. спуск (под углом ок.45°).

Схема:

2

 

1 3

М. Свободные слушатели по очереди корректируют действия товарища.

Перерыв

15

З. Подтянуть фитили кошек

II.5

Использование первых четырех зубьев кошек и клюва ледоруба на крутом склоне до 45-50° при движении в три такта.

(Подъем, траверсирование склона приставным шагом, спуск лицом к склону). Вбивание двух передних зубьев и опускание пятки до сцепления со склоном двух следующих зубьев.

60

Ф.М.часть III,раздел I,пункт "г"

Ф. После демонстрации приемов разучить с отделением, построенным шеренгой (интервал 1.5 м) "зависание" на передних зубьях. Предложить всем (по очереди) пройти подъем (2 м), траверс, спуск и, освободившись, прокомментировать действия товарища.

(Свободные по очереди комментируют выполнение приема).

З. Следить, чтобы:

  • слушатели не находились друг над другом;
  • ноги были уже плеч;
  • ступни параллельны;
  • шаги маленькие;
  • ледоруб на уровне груди;
  • нагруженная ступня не перемещалась.

-35-

1

2

3

4

II.6

Разбор занятия

20

Ф. Разбор провести на биваке

М. Проанализировать типичные ошибки.

Часть III

1 Общие методические замечания

а) Не допускать:

б) Тщательно смазать ботинки водоотталкивающим составом накануне занятия.

в) Произвести подгонку и затачивание кошек накануне занятия.

г) Соблюдать следующий порядок обучения приемам передвижения и самостраховки:

д) Следить за вертикальным положением корпуса слушателей, выполнивших прием.

2 Литература

“Спутник альпиниста” (ФиС, 1970 г.) (имеется в популярных библиотеках).

Кузьмин Н., Рукодельников Б., “Обучение альпинистов” (ФиС, 1965 г.) (только в библиотеках крупных городских турклубов).

3 Автор разработки

Слушатель Всесоюзного семинара инструкторов-методистов горного туризма инструктор Киселев В. (июнь 1973 г.).

 

Ц Т К Ц С Т Э В Ц С П С

Тираж 500 экз.

Ответственный за выпуск Б.Фадеев заказ N 181 от 6 – 02 – 74