Газета "Моторостроитель", 18.04.1975, стр.4.

ПО ГОРАМ...

30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвятили свои походы по местам боев за Кавказ заводские туристы. В мае прошлого года сезон открыли, выпускники школы руководителей горных путешествий. До этого ни одна группа из Башкирии не была в горах в столь раннее время. Ведь май - месяц лавин.

ИЗ ПОСЕЛКА Терскол начиналась пешая часть маршрута. Поднялись к Старому кругозору. Здесь на высоте 3000 метров создан Музей обороны Кавказа, где собраны материалы о сражениях, боевое оружие и снаряжение. На склонах Эльбруса и сейчас можно найти немало следов войны: гильзы, остатки проводов телефонной связи, развалины блиндажей. До ближайшего перевала по прямой оставалось не более пяти километров. Но разыгралась метель, и мы были вынуждены разбить лагерь на леднике и в палатке переждать непогоду. Метель такая, что за 15-20 минут заметает все следы, непрерывно слышен грохот лавин. Каково же было нашим бойцам здесь зимой?!

Перевал Хотю-тау. Через него проникли фашисты в Приэльбрусье. Они даже переименовали его в честь генерала Рудольфа Кондра - командира 49-го горно-стрелкового корпуса. До сих пор на перевале сохранились блиндажи, а множество гильз, снарядных осколков, пулеметных лент и дисков свидетельствуют об ожесточенных боях.

В долине Махара обнаружили дзот. Кругом оплавленное стекло, большое количество гильз. Если судить по расположению, то принадлежал он советским воинам, но вот клеймо на гильзах смущало. Оказывается, на вооружении наших солдат были иранские пулеметы.

Пройдя последний перевал, выходим на бывшую Военно-Сухумскую дорогу - место кровопролитных боев за перевал Клухор. На Цветочной поляне - братская могила. Здесь похоронены тринадцать комсомольцев - строителей дороги, погибших в 1944 году под лавиной.

Маршрут закончили на Двуречной поляне, где 14 августа 1942 года партизанский отряд "Мститель" принял бой с фашистами. Двое суток партизаны сдерживали натиск немецких егерей, выигрывая время для того, чтобы наши войска подошли к перевалу.

Летом группа 73-го цеха под руководством Е.Политова поднялась по Военно-Сухумской дороге, перейдя через перевалы Киче-Муруджу Центральный и Южный, вышла на перевал Нахар. О том, что здесь шли ожесточенные бои, напоминают развалины блиндажей, стрелковые ячейки, разбросанные снарядные ящики, патроны, снаряды. В память о подвиге наших солдат у Нахарского озера и на перевальном гребне молодежью и комсомольцами установлены обелиски.

В сентябре группа Б.Корытной, пройдя по долинам рек Даута и Махара, вышла на перевал Клухор, а чуть позднее - на этом перевале побывала и наша группа.

Клухор - один из ключевых пунктов, обороны Главного Кавказского хребта. Здесь была разгромлена гитлеровская стрелковая дивизия "Эдельвейс". Стоя у стрелковых ячеек, сложенных из гранитных обломков, мысленно представляем тех, кого они прикрывали от врага и жестокого ветра. Подвиг советских воинов не забыт, на серых скалах перевала в память им высятся обелиски.

Готовясь к празднованию 30-летия Победы над фашистской Германией, туристы завода наметили ряд интересных мероприятий: это и встречи с участниками боев, и походы по местам сражений, и создание фотоальбомов, стендов, кинофильмов.

В.КИСЕЛЕВ,

инженер ОПС,

общественный тренер турклуба.

 

 

Газета "Моторостроитель", 19.06.1975, стр.4

ТУРИАДА ПО МЕСТАМ БОЕВ

ТУРИАДА по местам боевых сражений за Кавказ, посвященная 30-летию Победы, была проведена по инициативе спортклуба имени Гастелло. Пять спортивных групп прошли по тем горным перевалам, где в годы войны отборные горнострелковые части фашистов пытались прорваться в Закавказье. О пройденных маршрутах и пойдет этот рассказ.

Нальчик - столица Кабардино-Балкарии. Он-то и стал той отправной точкой, от которой нам предстояло дойти до заснеженных склонов Эльбруса. Энтузиастов перехода ждали дальние дороги. Но какие! Скальные породы, скользкие наледи, камнепады, провалы, едва прикрытые неплотным снегом - все это было на нашем пути.

Прощание с Нальчиком закончилось посещением его музеев и памятников погибшим советским воинам. А вскоре мы были уже в селении Булунгу. Отсюда начиналась намеченная пешеходная часть маршрута. Бережно хранится в памяти сельчан подвиг их земляка Султан-Халиды Калабекова, закрывшего грудью С.М.Кирова от пули белогвардейского офицера.

И вот, наконец, глазам туристов открылся долгожданный перевал. Его пока нет на известных маршрутных схемах, не знают о нем и местные туристы, хозяева горного края. Правда, нами два года назад уже было сделано одностороннее восхождение с противоположной стороны перевала, - восхождение, так сказать, разведывательного характера. Так была установлена возможность сквозного прохождения. Но перевал, оказался сложнее, чем мы предполагали - скалы с крутыми взлетами, снежная круговерть, густой туман. Только подготовленные, тренированные люди могли поспорить с горной стихией. И мы поспорили, выйдя победителями.

Маленькая остановка... Из разбросанных поблизости камней и скальных пород сложили тур, назвали его именем 30-летия Победы. И снова в путь. Потеряв немного высоты, траверсом выходим на другой перевал и спускаемся в долину. По курсу - Шаурту - самый сложный перевал нашего маршрута. На подходе к нему - три ступени ледопада, фирновое (из крупнозернистого уплотненного снега) плато и крутой ледовый предперевальный взлет. Прохождение длилось двое суток.

Следующим перевалом - Твибер - мы уходили в Грузию. Рассказывают, когда в 1942 году наши узнали о планах немецких егерей овладеть ничейным перевалом, в его район немедленно были высланы советские альпинисты, которые подорвали наиболее доступные участки подхода к нему. А затем на Твибере расположился сформированный здесь гарнизон.

Туманом, лавинами камней встретил нас и негостеприимный перевал Бечо. В месте выхода на ледник пришлось навесить 120 метров веревочных перил. Без них дальнейшее продвижение - рисковое дело. А вот и сам перевал. Многочисленные мемориальные доски, обелиски.

Здесь проходила эвакуация, потревоженных войной жителей г. Тырнауз. Полторы тысячи стариков, женщин и детей устремились за спасительный перевал. Но что они могли сделать одни, не знающие и не испытавшие "капризов" гор! И тогда им на помощь приходят шесть альпинистов. Это они, настоящие парни, вырубили ступеньки во льду, это они навесили перила, страхуя человеческие жизни, это они перенесли на руках более двухсот беспомощных детей. Так перевал был ими покорен.

И мы здесь устанавливаем вымпел нашего клуба, а затем спускаемся в Приэльбрусье, к перевалу Донгуз-Орун.

Через него в ноябрьские вьюжные дни второго года войны отходила стрелковая дивизия Купарадзе. За десять дней перехода дивизия перенесла около 400 раненых, унесла тонны вольфрама и молибдена - металлов так нужных для победы, и осталась без потерь.

Несколько отрядов "эдельвейсов" пробовали, было, пробиться к уходящим, но все их атаки были отбиты.

И сейчас, как память мужеству советских воинов, высятся обелиски. А на гранитном постаменте установлена горная пушка. Вблизи же Северного приюта - могила Неизвестного солдата.

Интересен был маршрут группы В.Н.Петрова (ОПС). Пройдя теснину Чегемского ущелья, она вышла на перевал Актопрак. В грозные дни августа-октября 1942 года, когда фашисты отрезали Баксанское ущелье от Нальчика, через Актопракский перевал была пробита автомобильная дорога. По ней-то и были переброшены боевые части, угнан уцелевший скот, вывезено оборудование Тырнаузского комбината. Здесь сражались бойцы гвардейской дивизии генерал-майора Ф.В.Захарова.

На перевале установлен обелиск советским воинам, а в день 30-летия Победы в селении Кызбырун был открыт памятник бойцам дивизии Захарова.

Дальнейший путь группы также проходил по местам боев за перевалы Эхо войны, 20 лет ВЛКСМ и Азау.

Заключением маршрута явилось посещение всеми группами Музея обороны Кавказа, созданного на склоне Эльбруса на высоте 3000 метров.

В.Киселев,

инженер ОПС,

инструктор-общественник по туризму.

Другие работы Киселева В. А.