ПЕРВЫЙ ПЕРЕВАЛ.

РАССКАЗ О ПОХОДЕ, СОВЕРШЕННОМ СЛУШАТЕЛЯМИ ШКОЛЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТРУКТОРОВ ПО ТУРИЗМУ СПОРТИВНОГО КЛУБА ИМЕНИ Н. ГАСТЕЛЛО.

Мы тщательно готовились к прохождению первого на маршруте перевала. Позади трудные дин подходов по долине реки Даут, притока Кубани, и вот перед нами перевал! Из группы только двое имеют опыт преодоления высокогорных перевалов, остальные ведут пока счет нашим южноуральским вершинам. Так что экзамен серьезный.

Первый перевал! Новичка терзают сомнения: сможет ли пройти, не задержит ли группу, как перенесет высоту и нагрузку? Здесь, на верхнем плато кавказского ледника Большой Даут, высота чуть более трех тысяч метров, но дышать уже тяжело. Опытные туристы знают, что через пару дней это пройдет. Но новичкам от этого не легче. Чтобы поверить в себя, в свои возможности, надо самому все испытать. Задача инструктора. руководителя состоит в том, чтобы помочь туристу преодолеть сомнения и придать уверенности.

Важно не спешить, потому что по леднику шага не ступить без страховки: под слоем снега трещины глубокие, коварные, не угадаешь, где притаилась опасность.

Горы живут своей жизнью. Вот на ледопаде оторвалась большая масса льда. Ущелье наполнилось грохотом, усиленным и повторенным эхом. Осколки летят в нашу сторону, но группа в безопасности: свой путь мы проложили в обход зоны ледовых сбросов. Лишь ветер доносит до нас ледяную пыль.

Перевал Даутская щель оправдывает свое название — это узкая, глубокая щель в скалистом гребне, к которой ведет крутой, до 70 градусов, снежно-ледяной взлет, рассеченный трещиной. Решаем разбить на леднике бивак, а одной связке, подняться на перевал, набить ступени и навесить веревку.

Выходим вдвоем с Алексеем Пановым (он работает на заводе слесарем). Путь наверх усложняется с каждым метром. Гулко стучит сердце, в глаза затекает соленый пот. Ближе к седловине рыхлого снега больше, за нами остается глубокая траншея. Перед выходом на перевал должен быть рант-клюфт — трещина, которая окаймляет скалы. Сейчас она

незаметна, скрыта под снегом. Чувствую вдруг, как проваливается сначала левая, затем правая нога. Успеваю застраховаться ледорубом. Подо мной пустота, ледяная ловушка...

Пропускаю вперед Алексея, он обходит трещину по скалам. Прошу его идти аккуратно, скалы ломкие, а от сброшенного камня мне, застрявшему в - трещине, не увернуться. Но вот и перевал. Теперь по закрепленной веревке поднимаюсь сам. Цепляясь за сыпучий снег ледорубом, локтями, коленями, переваливаюсь вперед. Заглядываю в образовавшуюся черную дыру — любопытно, какая здесь глубина?

На седловине перевала с трудом умещается несколько человек. К тому же чувство такое, будто тебя поместили в аэродинамическую трубу — такой силы здесь ветер. Далеко внизу остался ледник с двумя ярко-красными палатками... Решаем, пока позволяет время, поднять на перевал часть груза, чтобы назавтра сократить время подъема.

...Утро следующего дня тихое и теплое, но солнце скрыто за тонкой пленкой тумана, а это не предвещает ничего хорошего. Надо успеть до непогоды подняться на перевал. Хотя наверх проложен след, пробиты ступени и навешаны веревочные перила, но в группе еще нет сработанности. Надо быть предельно внимательным.

Несколько часов затратили на прохождение скальной стены, прежде чем спустились на крутой снежник. К этому времени небо заволокло тучами. Пошел мелкий и нудный дождь. Одежда промокла. Скорее вниз! Под ногами наполненный влагой снежный склон. Судьба этого снега предрешена, скоро он сползет вниз в виде мощной лавины. Когда спустились на каменистую морену под ледником Юго-Западный Даут, дождь прекратился, но наше испытание продолжалось: повалил крупными хлопьями снег. Застучали о каменистую землю ледорубы, и через полчаса были готовы две удобные площадки под палатки, Мощные раскаты грома и завывание ветра мы слушали уже в палатках.

Снегопад продолжался всю ночь, и к утру приледниковая терраса была под слоем глубокого рыхлого снега. До долины Махара еще метров 800 по вертикали. Сложен последний участок: спуск по так называемым “бараньим лбам” —крутым скалам. За нашим спуском наблюдает стройный красавец тур — горный козел. Люди в этом ущелье бывают нечасто, и хозяину этих мест интересно, наверное, посмотреть, как они пыхтят на склоне, где сам тур свободно бегает в любом направлении.

Но вот спуск завершен благополучно. Поздравляем тех, кто записал в свой актив первый перевал — Розалию Галиахметову, Владимира Никитина, Рината Янгуразова.

В. КИСЕЛЕВ.

инженер моторостроительного завода, руководитель похода.

Другие работы Киселева В. А.