УДК 796.5

В.А.Киселев

Туристско-спортивный союз Республики Башкортостан

ПРОБЛЕМЫ ГОРНОГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН:

ПУТИ РЕШЕНИЯ

За последнии 10 лет горными туристами Башкортостана совершено 9 походов 5-6 категорий сложности (к.с.), занято 4 призовых места на чемпионатах России, 4 человекам присвоены мастерские звания и на подходе к этому рубежу еще несколько человек. В то же время за этот период походов 1-2 к.с. совершено только 8. Соотношение, говорит о том, что в горном туризме республики спортсменам высокой квалификации нет подпора со стороны молодежи. Главная причина - поездки в традиционные горные районы стали разорительными и небезопасными, плюс пограничные, таможенные, милицейские и иные проблемы, связанные с пересечением границ и проездом по территориям новых государств. Если не принять мер, не перестроиться, то не далек тот час, когда горный вид туризма полностью сойдет на нет.

Выход видится в освоении горными туристами среднегорья, в частности близлежащих территорий Урала. Еще в 1976 году Башкирская областная маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) разработала и направила в Центральную МКК проект перечня горных маршрутов Южного Урала. Разработка Москвой была одобрена. Дальше требовалась наработка статистики для классификации как локальных препятствий (ЛП) -перевалов, вершин, траверсов, так и самих горных маршрутов. Однако появившаяся альтернатива дальнему горному туризму развития не получила, из-за тогдашней относительной доступности по финансовым затратам гор Кавказа, Средней Азии и Алтая. Удалось лишь провести два исследовательских похода: в 1977 (турклуб "Орион") и 1978 (турклуб "Гастелло") годах.

В основе современной оценки горных походов лежат техническая сложность и количество горных ЛП. Но до сих пор в системе Единой Всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) ("Русский турист", выпуск 7, М., 2001г.) на Южном Урале нет ни одного категорированного ЛП и горного маршрута.

К основным естественным препятствием, характерным для горного туризма, на Южном Урале относятся каменные россыпи, скальные породы, участки снежного рельефа. Преодоление указанных препятствий дает возможность приобретения горного опыта.

Каменные россыпи, покрывающие значительные пространства склонов, гребней и вершин горных хребтов, как правило крупноглыбовые и устойчивые, но в достаточно большом количестве встречаются "живые" камни. Широко распространены так называемые "каменные реки" - далеко спускающиеся в зону леса каменные потоки. Преодоление россыпей требует применения простейшей индивидуальной техники передвижения и самостраховки, их прохождение оценивается не выше 1а. Из специального снаряжения достаточно наличие альпенштока у каждого участника.В дождливую погоду (скользкие камни) и в период осеннего межсезонья, когда пустоты между камнями закрыты рыхлым снегом, требуется повышенное внимание, а скорость движения резко падает.

Скальные породы самого разнообразного профиля и протяженности встречаются в горах Южного Урала повсеместно, но практически везде они обходятся более простыми путями по соседнему микрорельефу. Техническая сложность скальных участков доходит до 3а-3б и прохождение их требует применения соответствующей горной техники и снаряжения. Включение в туристский маршрут скальных препятствий целесообразно в учебно-тренировочных целях для приобретения соответствующего опыта и как контрольное прохождение при проверке групп на местности или по завершению курса обучения.

Сложность прохождения заснеженного рельефа сильно зависит от переменных факторов: глубины снежного покрова, плотности снега, обледенелости. Выше границы леса снежный склон представляют собой плотный ветровой наст, встречаются участки, покрытые ледовой коркой, на гребнях хребтов - снежные заструги. При прохождении этих участков требуется применение веревки в качестве средства передвижения и страховки. Желательно наличие кошек и ледорубов у всех участников. Техническая сложность логично проложенных на Южном Урале маршрутов по заснеженному рельефу как правило классифицируется в пределах 1б, но может доходить до 2а.

Целенаправленная работа по категорированию южноуральских ЛП Турсоюзом РБ была возобновлена в 2002 году (турклуб "Урал") по примеру Турсоюза Свердловской области.

Учитывая, что в методиках категорирования маршрутов в горном, пешеходном, лыжном видах туризма имеются различия в подходах к категорированию, необходимо использование единой методики, что бы одни и те же ЛП в одном и том же районе имели одну и ту же категорию трудности (к.т.). Поэтому категорирование перевалов в средневысотном Южном Урале должно осуществляться с использованием методики, изложенной в приложении к ЕВСКТМ "Оценка трудности перевалов". До 2005 года необходимо завершить категорирование ЛП Южного Урала и результаты представить в ЦМКК для обобщения и включения в новую редакцию "Перечня классифицированных перевалов среднегорья" ("ПКПС"). Действующая на сегодняшний день редакция "ПКПС" 1985 года, раздела по Южному Уралу не содержит.

По мере накопления материалов по горным ЛП, их систематизации предстоит разработка эталонных южноуральских горных маршрутов. При этом следует исходить из того, что ЛП среднегорья помимо абсолютных высот уступают высокогорным ЛП в разнообразии естественных препятствий, расположены в зонах с более благоприятными климатическими условиями, значительная часть пути через них проходится в близи леса и выход в населенку более прост. Для компенсации этой разницы условий предлагается 50% увеличение ЛП, определяющих сложность похода, то есть с двух до трех. В частности, в горном походе первой к.с. возрастает количество перевалов (вершин, траверсов) 1А, а во второй к.с. увеличивается количество ЛП 1Б.

Данный подход должен быть апробирован на практике с внесением в ЦМКК предложений по дополнению нормативных документов.

Окончательное категорирование горных маршрутов 1-2 к.с. осуществляет выпускающая МКК, а маршрутов более высокой к.с. следует оставить за ЦМКК.

Что бы заинтересовать руководителей походов в проведении работы по категорированию ЛП, составлении качественной документации в Положении по открытому чемпионату РБ по спортивным походам 2002 года предусмотрен класс по преодолению отдельных ЛП, где основным отчетным документом служит паспорт ЛП.

С целью наиболее полного использования возможностей Южного Урала возможно проведение усложненных маршрутов, в нитки которых искусственно включаются сложные участки рельефа, к.т. которых превышает сложность оптимального пути. Так, полный траверс зубчатки Откликного гребня (хребет Таганай) оценивается летом 2Б, а в зимнее время может усложниться до 3А. Допуск участников на такие элементы аналогичен допуску на классифицированное ЛП по принципу непрерывного увеличения сложности прохождения от похода к походу.

Такими элементами могут быть и участки, на которых проводятся соревнования по туристскому многоборью (ТМ), только их преодоление осуществляется в режиме полного рюкзака, отсутствия судейской страховки, но без давления фактора времени. Получается своего рода альтернатива ТМ. В качестве примера можно привести возможность восхождения на г.Караташ со стороны Айгирского порога не по традиционному пути, а через скальный пояс, служащий местом соревнований скалолазов и горных туристов. В таком случае к.т. пути доходит до 3а.

Работа по категорированию горных ЛП и маршрутов Южного Урала позволит в конечном итоге минимизировать затраты на начальную горную подготовку и увеличит количество совершаемых горных походов 1-2 к.с.