Новости-Главная

 

 

 

 

Сборник статей посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Самодеятельный туризм: Современное состояние и перспективы развития, Уфа, изд-во БГПУ-2006 г.,124 с.

И.В.Новоселов, мастер спорта, г. Уфа.

На горной тропе

В туризме и альпинизме теория написана не с потолка, а на основе практики. Охватить даже часть серьезных происшествий,  систематизировать их и учитывать на маршрутах не так просто. Поэтому только личный опыт позволяет избежать серьезных последствий в горной местности, будь это Юж. Урал или Памир. С годами вырабатывается интуиция на основе собственного багажа всякого рода происшествий. Погибнуть или получить серьезные травмы в горах, можно даже не имея значок Альпиниста , 2 разряда по туризму, не говоря уже о мастерах спорта .Немало случаев произошло в моих поездках.  Некоторые необычны, есть которые не встречались мне, в прессе.

ТРЕЩИНЫ. Значкок Альпинист СССР я закрывал вершиной Софруджу (3781 м, 1Б), Кавказ, а/л Домбай, 1987 г. При подходе к Зубу Софруджу (3600 м) мы обходили ряд хороших трещин. Шли в связках. При подъеме по крутому склону сорвался последний участник. Вел он себя очень скромно, а главное тихо. В центре связки девушка  успела мне крикнуть перед падением. Увидев все это, бросаю кольца веревки, и прыгаю на место где можно воткнуть ледоруб в фирн. Забиваю кошками ледоруб и даже успеваю лечь на него до рывка. Веревка самортизировала и движение прекратилось, когда до трещины оставалось около пяти метров. СВЯЗКА – в горах очень надежное средство страховки, если есть опыт. Могут возникнуть проблемы, если его нет. Помогает быстро проходить участки, где желательна страховка. С. Т-Шань, 1988 г., 4 к.с. Снега на ледниках очень много, трещины часто засыпаны . Без связок не обойтись. При передвижении проваливались неоднократно. После одной из ночевок выяснилось, что палатка стояла наполовину на снежном мосту.

Очень много разного рода происшествий происходило при выполнении 2 и 1 разрядов по альпинизму на Памиро-Алае (а/л Артуч, Фаны, 1990 г. и а/л Дугоба, 1991 г.). Проанализировав, с удивлением обнаружил, что они были почти на всех  вершинах 3-4 к.с. Причем  все закончились без серьезных последствий. Просто удивительная статистика.

Случаи в а/л  Артуч, Фаны, 1990 г.:

СПАСРАБОТЫ - в горах хлопотное занятие. Альпинисты очень не любят туристов именно за это. Приходится отрывать от восхождений иногда весь состав сборов. Группы туристов своими силами часто не могут обеспечить даже простую транспортировку пострадавшего, не говоря уже о серьезных случаях. Едва мы успели пройти комплекс тренировок, как  слетел с маршрута 5-6 к.с. инструктор. Пока группа поднимала его по стене на гребень (две веревки) подошли и мы. Это почти весь мужской состав сборов (около 50 человек, не находящихся на маршрутах). Носилки несли постоянно 6 человек, без остановок, часто сменяя друг друга. На крутом участке пути, прозванного ″Бухенвальдом″, пришлось даже 20 участникам тормозить носилки, двумя веревками привязанными сзади к ним. Затем пострадавшего увезли на вертолете. Спасработами занимались весь день, вместо восхождений.

ПОЛКИ. На вершину Шагун-Ага (4300 м, 3Б) иду с тремя участниками. Мне в связку дали девушку в галошах - скалолазку.  У предвершинной башни выходим на узкую до 1,5 м, слегка наклонную полку присыпанною камешками разной величины. По ней надо пройти около 10 метров. Скалолазка встала, идти явно боится. Время идет. Ищу глазами камень, чтобы организовать страховку. Его нет, а под нами стена в несколько сот метров. При срыве связка улетит туда без проблем. Выстегиваюсь из связки. Прохожу полку (в ботинках) и организую страховку на подходящем камне. Даю команду пристегнуться и продолжить движение. Наверху получаю выговор, что идем медленно, (ребята не сделали перил, но думали, что скалолазка пройдет). КРЮЧЬЯ - вообще то их надо забивать. На нижней станции берусь за крючья и два из трех выдергиваю рукой. Третий заколачиваю по самые уши. Так я ходил почти с перворазрядниками.

КАМНЕПАДЫ.  Вершина Алаудин (4134 м, 3Б), инструктор велел мне идти последним. Начинаем вешать веревки. Часто идем по полкам на стенах. Две альпинистки постоянно  задевают камни, и все летит на меня. Это напоминает штурм средневековой крепости, только не в кино, а наяву. Такие мелочи в других группах привели к ЧП. В итоге руководство а/л закрыло  маршруты 5 к.с., а затем и 4 к.с.

Первый разряд начал выполнять в а/л  Дугоба, Памиро-Алай, 1991 г. В Персидском заливе шла операция Буря в пустыне. Горели скважины с нефтью, и погода у нас была часто, мягко говоря, нелетная.

Случаи  в а/л Дугоба, 1991 г.:

ЗАКЛАДКИ -  в основном служат для быстрого прохождения маршрута.  Вершина Дугоба (4200 м, 3А, делаю руководство). Самый опытный участник уже успел неофициально сходить в Фанах на  в. Сфинкс (5А). Посылаю его навесить вертикальные перила. Очень быстро раздается команда: ″Перила готовы″. Что-то здесь не так. Поднимаюсь лазанием и, что я вижу. Стоит альпинист на самостраховке на станции, из сблокированных закладок. Когда при хорошем рывке на перилах, это все вылетит, то лететь ему метров 30.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - не только светит, но и сильно бьет. В горах нередки случаи гибели, особенно альпинистов во время грозы. Приближение грозы часто можно видеть, а иногда испытать на своей шкуре. При восхождении на гору Калькуш (4250 м, 2Б, рук), выходим на вершинный гребень. Нас догоняет и накрывает облако. Сначала в воздухе начинает потрескивать, волосы наэлектризовываются и становятся  дыбом, жандармы на гребне начинают гудеть. В эту вершину часто бьют молнии, видны оплавленные камни. Снимаем с себя все железо, оставляем его, спускаемся с гребня. Когда грозовой фронт уходит, возвращаемся и завершаем восхождение.

СТРЕСС. На высоте отмечаются случаи неадекватного поведения. Вершина Хаким-Заде-Ниязи (4350 м, 4Б, с. стена). Идем в связке. На этих сборах не хватало раций, шли без нее. Поднявшись по стене, вышли на гребень. Облако уже тут. Тур на гребне рядом.  Спускаться надо немного дальше по снежному кулуару (2Б-3А). Напарник не хочет ждать погоды и искать тур. Ему вдруг захотелось идти вниз по пути подъема. Уговорил его подождать полчаса, может погода улучшится. Проходит минут 20, напарник неожиданно выстегивается из связки и идет вниз один. Позже я узнал, что на маршруте 5А к.с. группа схватила холодную ночевку, и очевидно перспектива схватить еще одну его испугала. Раздумывать некогда у человека начинается истерия, тут уже не до записок. Быстро пристегиваю его к веревке, идем вниз. Спускаться по пути 4Б к.с. вечером, после напряженного дня, непросто. В полночь вышли к палаткам. Стрессовые ситуации возникают даже на тропе. Алтай 2002 г., 5 к.с. Река Карагем. При подходе к Карагемской поляне один из участников испугался переходить с рюкзаком по бревну. Переношу его рюкзак на другой берег. Двумя днями раньше этот же участник при спуске с перевала 2А, идя по крутой осыпи, перепугался так, что боялся идти самостоятельно. Пришлось показывать ему ступеньки и зацепки.

СНЕГ - да невесомы снежинки... Снег уникален как физическое тело. Он одновременно может быть сыпучим, твердым, упругим, вязким, пластичным. Утром он твердый, днем мокрый и липкий. Свежевыпавший очень хорошо отражает солнце. Вершина Сагу-Хамса (4650 м, траверс 4А). Подходим к вершине. Руководительница отсылает нашу связку за запиской. Пока мы ходили, она созерцала красоту гор, без очков. В итоге всю ночь не спали, так как у нее сильно болели глаза. Пришлось забинтовать. Повязку сняли только через 3 дня. Чимган, Зап. Т-Шань, май 1985 г. В походе 2 к.с. несколько участников сожгли кожу на лице буквально до лохмотьев, всего минут за 30, от свежевыпавшего снега. В ШТОРМ ветер переносит громадные массы снега, которые могут замести группу вместе со всем снаряжением.  Пол. Урал, март 2006 г., 5 к.с. За ночь снег засыпал стенку высотой 1,5 метра, а утром начал засыпать палатку Зима (высота 2м). Попытки откопаться положительных результатов не дали. Часов через пять мы уже стояли на палатке. Позже, при восхождении (в. Пайер, с запада) на предвершинном гребне, шли по пояс в снегу. Скорость невелика. Небольшое облако на востоке успело превратиться в мощную метель. На подступах к вершине она буквально смела нас обратно. К палатке всех уверенно вывела собака, прибор GPS не понадобился. Под утро ветер развалил снежную стенку около входа. До рассвета  при видимости метра 3-4, два часа восстанавливали ее. К вечеру все утихло. Оказалось ветер смел со склонов весь снег, в котором мы барахтались при восхождении. В августе 1996 г. Федерация альпинизма Киргизии пригласила нас на международные соревнования по скоростному забегу на в. Хан-Тенгри (6995 м), с юга. Старт (базовый лагерь 4200 м) – 6995 м – финиш - 4200 м. У самых подготовленных на это уходило менее 17- 20 часов. Выехали втроем Новоселов Сергей, Лукьянов Олег и автор этих строк. Во время быстрой акклиматизации перед забегом идем на ночевку на перевал, ок. 6000 м. Сергей по дороге обгоняет всех идущих, и до нашего подхода подготовил снежную пещеру, для ночевки. Вечером началась метель. Всю ночь снег плотно забивал вход. Становилось тяжело дышать. Мне пришлось пять раз пробивать снежную пробку. Утром выяснилось, что снега за ночь намело с метр. Ждать погоды в такой обстановке мало смысла. Связываемся и идем вниз. Внизу встречаем спасателей. Оказывается, фанатики готовы ждать погоды в пещерах долго. Постепенно спасатели спускали вниз всех оставшихся. Один участник при самостоятельном спуске сорвался и пролетел по пухляку без последствий более 500 метров. Снег спас. Второй провалился в трещину метров на 30 и только сломал палец. Некоторые участники серьезно поморозились, искали компламин. Одного привели к нам в палатку, чтобы мы присмотрели за ним, пока занимались другими пострадавшими. Оказывается, он 4 дня ночевал наверху, а это не первый его семитысячник. Вид у рассказчика был сильно измученный и в мыслях большая путаница. ИНЕЙ. Южрал, ноябрь,1999 г., пещера Сумган. Входной колодец, высота около 70 м. Рано утром собрались выходить на поверхность. Праздники закончились, все торопятся домой. Да не тут то было. Мокрые веревки превратились в покрытый инеем кошмар. Ждать когда прогреется воздух и растает иней или нет? Двое молодых ,но опытных спелеологов из клуба «Ежи»  пошли наверх стирать иней. Работа непростая и идет медленно. К обеду воздух прогрелся, скорость подъема резко возросла.

ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ – не любит слабых. Немало случаев произошло при восхождениях на пик Ленина (7134 м), Памир, с уфимскими туристами и альпинистами. Никто не погиб, но последствия самые неприятные, вплоть до серьезной потери зрения и инвалидности! При восхождении в 1993 году один из самых опытных и сильных участников шел тяжело. На мой вопрос может его отправить вниз, последовал ответ, что он даст нам сто очков вперед. На ночевку встали на ″Сковороде″ (5300 м). Название дано т.к. здесь днем сильно припекает при отражении солнечных лучей от снега. Вечером он дежурил, сидел у примуса, пока все остальные суетились, а утром не проснулся (впал в коматозное состояние). У испанцев взяли переносную барокамеру. Не помогло. Срочно спускаем его вниз на 4200 м. Только, на этой высоте, вертолет смог зависнув над землей на высоте один метр, забрать пострадавшего. В Ташкенте в больнице человек пришел в себя. Несмотря на последующее лечение у хороших специалистов, инвалидность осталась. В 1992 году самый молодой участник нашей группы не вписывался в темп движения. Его отправили вниз на 4200 м. Через 4 дня он адаптировался и уже на вершину шел в числе первых. Мне приходилось его тормозить, т.к. остальные не успевали за нами.

ЛАВИНА - уступите ей дорогу! Ее лучше наблюдать издали. Оценить мощь можно, когда осядет пыль. В районе Эльбруса в снежные сезоны мне приходилось неоднократно видеть результаты работы лавин: то дорогу завалит, то гостиницу разрушит. В поселке Терскол (за рынком) ударной волной вековые сосны сломало как спички. Предугадать где и когда сойдет лавина трудно, несмотря на всю статистику. Иногда они сходят в неожиданных местах. Самые быстрые двигаются со скоростью до 300 км в час, давление может достигать 150 т/м  (дом рушится уже при 3 т/м). Пылевые лавины создают большой перепад давления. На Памире толщина снега в лавине может достигать  200 м. А/л Уллу-Тау, Кавказ, март 1987 г. Выпало много снега и мы приехавшие кататься на горных лыжах 4 дня ждали, когда лавинщики приведут в порядок склоны. Хибины, март 2000 г., 3 к.с. Приехав, в г. Кировск в МЧС узнаем, что накануне на окраине города мальчишки катались на санках. Троих засыпала лавина. Все погибли. На маршруте 6 марта мы спустились с перевала Рисчорр (896 м, 1А), переночевали у спасателей. 7 марта весь день шел снег. 8 марта сделали кольцо через три перевала. Вечером возвращаемся и около домика спасателей видим сани Буран с прицепом, в котором лежал груз 200, длиною 1,5 метра. Оказалось, что знакомая группа лыжников 8 марта поднималась  на пер. Рисчорр (896 м, 1А). Лавина накрыла четверых. Одного из участников ударило камнем по шее. Спасатели нашли не все сразу. Перевал не такой уж лавиноопасный. Один день непогоды может стоить дорого. Пол. Урал, март 2001 г., 3 к.с., в. Вост. Пайер. ВЕТЕР – при подъеме усилился до такой степени, что его порыв на гребне поднял в воздух участника и пронес несколько метров. Фотографируемся лежа и сваливаем вниз. На спуске за спиной раздается треск. Снежная доска, шириною около 100 метров съезжает вниз. Бежим в сторону, и пока доска не набрала большой скорости, успеваем спрыгнуть с нее.

ПЕРЕПРАВЫ - возможны не всегда и не везде. Вост. Саяны, июль 1998 г., 3 к.с. Место слияния рек Китой и Араошей. Накануне прошел дождь, и река поднялась примерно на метр. Я советовал соседней группе уфимцев переправиться, когда дождь только начинал моросить. Не захотели. Мы ушли вверх по течению и в узком каньоне, перебросив три бревна, переправились. Оставшаяся группа долго и безуспешно организовывала переправу. В итоге - перешла по нашим бревнам, хотя по маршруту должна была идти вниз по течению. А в 2000 г., 4 к.с. мы перешли стенкой Китой в месте впадения в нее р. Араошей, без проблем. Алтай, 2001 и 2002  гг., 4 и 5 к.с. Слияние рек  Комрю и Карагем. Сошедшая сель перегородила р. Карагем, образовалось озеро. Попытки днем перейти реку закончились неудачей. Стенку из участников просто смывало течением.

Даже во времена Союза встречи с местным населением порою заканчивались неприятностями, хотя в основном люди к туристам доброжелательны. После распада СССР обстановка стала ухудшаться. Во многих регионах у людей только случайные заработки. В горной местности почти все на лошадях и при оружии. Как правило, пить не умеют. Наркомания среди молодежи, явлении, не редкое  (Зап. и Востаян, Алтай, Тува, …). В больших селах может не оказаться милиции!? Эти моменты обязательно надо учитывать на маршруте (при подъездах-отъездах). Например, пос. Тюнгур на Алтае. В нем работают несколько турфирм, т.к. поток туристов значительный. На территории турбазы порядок. Лучше останавливаться здесь. Средняя Азия. Спокойная обстановка осталась в Киргизии и на севере Таджикистана. Более безопасно, если в группе есть мусульмане. В Узбекистане и Казахстане контролирует обстановку милиция: вокзалы, базары, гостиницы, регистрацию на пребывание в районе и ее не обойти. Самым эффективным вариантом остается оформление серьезных документов и сопровождение группы представителями турфирмы. В проходящие поезда местные пацаны любят кидать камни. В трех поездках  в нашем вагоне разбили окна. Однажды пришлось выехать из Ташкента в странном поезде, все окна в нем снаружи закрыты мелкой металлической сеткой. Памиро-Алай, 6 к.с., 1997 г. В горах проще. Правда и чабаны могут выследить закладку заброски, и вы тогда лишитесь самого ценного. Медицинской помощи в горах от местного населения не получишь, т.к. у них  нет даже самых  элементарных лекарств, рацион питания своеобразен и небогат, а ваш желудок может не справиться. В долинах много фруктов, а вода не из крана, можно пострадать. В России немало мест где обстановка вполне спокойная и экзотики не меньше. Прежде всего, это Сибирь, Север и дальневосточные районы. Местное население живет порою плохо, но поможет. В последние годы все интересные места превращаются в парки или заповедники, где надо платить. Появляются хозяева, если есть возможность лучше договориться заранее. Вариант, послать, скажем, егеря может закончиться неприятностями, хотя оплата не всегда законна. Во многих отдаленных глухих местах России уже нет поселков, населения, а дороги находятся в плачевном состоянии. О Кавказе, говорить особо не приходится. Места курортные даже в горах. Кто не был, хочет побывать. Есть реальные шансы влипнуть в серьезнейшую историю, даже в черте крупных городов, не говоря уже о приграничной территории. Решайте сами. С подобного рода проблемами и мне приходилось сталкиваться .

МЕДВЕДЬ. На тропе встречались неоднократно, нас всегда было больше даже при встрече с четырьмя (три медвежонка). Нормальный медведь всегда старается уклониться от встречи с человеком. Если мишка идет к вам, то неважно, каких он размеров, уносите ноги. Когда он проявляет агрессивность, то ничего не боится, даже огня, всегда защищает медвежат до победного конца. Медвежатина может быть еще опаснее, надо знать, как ее приготовить. Туристы создают себе проблемы, когда оставляют косолапому продукты. Медведь и сам способен найти и «уничтожить» заброску.

ВОРОНЫ – оказывается, бдительно следят за человеком. Они летают выше всяких вершин. В его отсутствие запросто потрошат найденные продукты, даже в упаковке. Памир, 1997 г., (6 к.с.).

СОБАКИ – в горах охраняют отары овец, очень бдительны. Некоторые из них в одиночку вполне могут справиться с двумя-тремя волками. В отсутствии чабанов можно серьезно пострадать, если не принять меры. Фаны, Памир…

РОСОМАХА – очень любопытна и пакостна. Она может долго сопровождать группу, и если доберется до ваших запасов, что не съест - то покусает, раскидает, спрячет или испортит. Хибины, 2000 г. Выяснилось, что она шла по нашим следам.

О НЕВИДИМЫХ ″ЗВЕРЯХ″ – стоит упомянуть. Они способны запросто запрыгнуть в ваши носки или свитер, потому, что любят шерсть. Это может случиться во время ночевки или остановки у местных чабанов или жителей. Избавиться от них непросто.

О  НЕОБЫЧНОМ – рюкзаки просто классно летают. Не раз видел ротозеев, смотрящих вслед летящему куда-то вниз, ни с того ни с чего рюкзаку. Прыгать по склону он может очень далеко, а иногда исчезает навсегда. Чем раньше порвется или рассыплется, тем больше шансов собрать его содержимое. На этом остановлюсь. Подведем  некоторые итоги.

Анализируя, подобного рода истории, возникающие или создаваемые участниками, я пришел к выводу, что происходят они в основном с людьми с поверхностными представлениями о реальной опасности в горах.  Часто это бывает из-за большой разницы походного опыта и сложностью маршрута. Когда таких людей в группе много, то контролировать их действия постоянно невозможно. Они могут создать проблемы другим, зачастую сами того не осознавая. Несомненно, есть и такие люди, которых как магнитом тянет в разные истории, даже, несмотря на вроде бы достаточный опыт. Природа создает порою, казалось бы, безвыходное положение. Далеко не всякий способен грамотно оценить обстановку и отступить, когда до цели остается совсем немного. Для этого нужен здравый смысл, опыт, поменьше амбиций и большая интуиция. Мыслить руководителю лучше дома иначе приходиться менять планы на маршруте. Это не всем нравится. Возникающие часто из-за этого конфликты не просто контролировать. Изучая отчеты сложных походов часто видно большое несоответствие опыта участников итогов похода и занятого места командой!? Если в простых ситуациях постоянно что-нибудь происходит с новичками, что может случиться с ними в сложных походах? Это можно без особого труда представить. Бойтесь амбициозных или малоопытных руководителей. Статистика дело серьезное. Птенцы сначала учатся летать, а уже потом охотиться, а не наоборот.

 

 

 

 

 

Новости-Главная