ОТВЕТЫ

водного сектора БашРМКК по поводу "троек"

на Южном Урале весной и сектора "авто-мото" о маршрутах 1-2 к.сл.

 

Вопрос 1 (из письма МКК г.Стерлитамак): Близиться выпуск на воду, но нет достоверных данных о категорийности водных маршрутов по Ю. Уралу. Особенно интересуют тройки. Непонятно, почему, вроде бы, маршрут троечный по Б. Инзеру начинается не с Карталов, как было, а значительно выше.

Ответ: Водный сектор БашРМКК неоднократно, не реже, чем раз в год проводит семинары для низовых МКК и руководителей водных походов 1-3 к.сл. И их надо посещать!!! Конкретный ответ: маршрут от  п.Картали (р.Бол.Инзер-р.Инзер) никогда 3 к.сл. не был. Это – самая слабая "двойка" из южно-уральских рек, можно сказать "двойка для начинающих".

Кроме того, низовым МКК Республики Башкортостан (кто обращался !) неоднократно доводилось следующее:

·                    - Со времен ввода новых правил ("Русский турист", выпуск 1, Москва:1998,  а также "Русский турист", выпуск  7, Москва:2001, кстати, их можно записать на CD-диск у Перескокова Ю.А.)  введено понятие ОП (определяющее препятствие).  Учитывая требование ЦМКК "по запасу прочности" БашРМКК ещё в 2001 г. приняла решение:

·                    на водном маршруте 3 к.сл. по Юж.Уралу должно быть не менее 3 порогов 3 к.сл.  Поскольку на всех наших реках - фактически по одному сложному порогу, поэтому группа должна пройти связку не менее 3 рек в период весеннего паводка (как правило, 25 апреля-15 мая), с обязательным прохождением порога 3 к.сл.  Вот и выбирайте, что с чем связать (в порядке убывания сложности):

1) р.Миньяр – верхний участок (Миньярский каньон),

2) р.Юрюзань - пор."Шумы",

3) р.Березяк – пор. "Самарский",

4) р.Лемеза – пор."Чёрная речка",

5) р.Б.Инзер – верхний участок (верхние шиверы и пор."Матаис", т.е. от кордона заповедника до п.Картали),

6) р.М.Инзер – пор."Айгир".

           Но нужно учитывать, что пороги на реках (1-3) в период максимального подъёма воды и при прохождении льда могут иметь 3-5 к.сл. и готова ли группа к такому прохождению – вопрос интересный! Категорийность перечисленных выше рек установлена. На Южном Урале, вероятно, есть и другие малорасходные реки с ОП 2-4 к.сл. (в период весеннего паводка). Официально они не пройдены, и рекомендовать их пока не можем. Возможно, весна-2007 даст новую информацию…

           Необходимо помнить, что для официальной защиты маршрута 3-4 к.сл. (и выше) в отчёте должны быть полные доказательства прохождения всеми участниками группы ОП 3-4 к.сл. (фото, видео, тех.описание). Если группа претендует на первопрохождение ОП – полный паспорт ОП (см. "Русский турист", выпуск  7, Москва:2001).

На сегодня большинство из этих рек – на территориях заповедников. Пропуск туда получить - иногда неразрешимая проблема (все вопросы – в Министерство природных ресурсов РБ). К тому же годовые запасы снега и уровень воды постоянно падают. "Поймать воду" сразу на 3-4 реках очень проблематично. Поэтому в последние годы более 50% групп, заявившихся на маршруты 3 к.сл., проходят лишь 2 к.сл., 1 к.сл. с эл. 3 к.сл. (зачёт - по факту!!!). Легче "тройку" сделать на Алтае, в Карелии. Но если вы полны энергии – вперёд!

К слову, категория сложности пор."Ревун" на р.Исеть, Свердловская обл. – 3-5 к.сл., в зависимости от уровня воды. Но это уже другой туристский район…

На сайте "Музей туризма Башкортостана" ещё в 2001 г. в методических целях выложен отчёт  по "Новой башкирской тройке". См.

http://tourmuseum.ufacom.ru/popularny/b-inzer-meln.htm

Этот маршрут защищался членами БашРМКК в ЦМКК как типовая "тройка". Нового классификатора водных маршрутов официально пока нет, поэтому перед выпуском группы на маршрут по "воде" звоните и уточняйте категорийность предполагаемого маршрута, если есть сомнения (Перескоков Ю.А., 273-53-38, 8-917-43-26040 или пишите tssrb@rbweb.ru) или др.членам БашРМКК (всего 8 чел.).

 

Вопрос 2: Заинтересовались автомобильным туризмом, но нет никаких материалов о категорийности, нитках маршрутов и пр. хотя бы по Башкирии.

Ответ:  авто-мото - опять же – см. "Русский турист", выпуск  7, Москва:2001. 1500 км – 1 к.сл., начиная с 2000 км – 2 к.сл. Маршруты более высоких категорий должны включать ОП в виде участков бездорожья, пески, болота, высокогорные перевалы, тундра и т.п. Зима (пурга, мороз -25-40"С) вносит повыш.коэффициент категорийности 1,5.

Для примера, команда водников под рук. Камского М.Я. на своих машинах делала комб.авто-водный  поход в Карелию и Мурманскую обл. (разными дорогами туда и обратно). Авто-часть похода ЦМКК (9,0 тыс.км по асфальту) категорировала лишь как 2 к.сл. (решение имеется). Для сведения, БашРМКК имеет полномочия по "авто-мото" 2 к.сл., "конный" – тоже 2 к.сл.

Всем удачи!

 

От имени БашРМКК

                      

Зам.председателя,         

МС России                                                          А.И.Вахов

Исп.секретарь,

МС России                                                          Ю.А.Перескоков

Член комиссии

по авто-мото туризму,

МС России                                                          М.Я.Камский

 

14.04.2007 г.