Легенды башкирского ориентирования

    Жил такой ориентировщик – Леня Пашков...

 

 

 

Спасибо Вам, что вы живёте! Порою рядышком идёте!

Беда у Вас - меня зовёте, Мне худо - мимо не пройдёте!

Не знаю, как без Вас бы жил? Однообразен и уныл

Мой мир, увы, без Вас бы был!...

Не обошла меня удача!

Для Вас я тоже что-то значу!

     Л.Пашков, 1996 г.

 

С Леонидом Петровичем Пашковым мы впервые встретились и познакомились в 1963 году, в первомайском походе туристов трех уфимских вузов: авиационного, медицинского и нефтяного. С тех пор наше знакомство перешло в дружбу, которую мы сохранили на всю жизнь.

Леонид Петрович, а среди близких друзей почему-то просто Леша, а не Леня, был человеком необыкновенным -добрым, честным, всегда готовым прийти на помощь. Родился в Башкирии в 1941 году. Детство его прошло с родителями в Магадане. Как он сам вспоминал, его нянькой был какой-то старый заключенный. Школу закончил с отличием в районном центре Белокатай в Башкирии.

В спортивное ориентирование мы с Лешей пришли одновременно в 1964 году, учась на 3-ем курсе авиационного института. В Уфе ориентирование делало тогда свои первые шаги и, как в большинстве городов Союза, зарождалось в туристских клубах. Туристские слеты и   соревнования   в   то   время   были   популярными.   В авиационном институте также работала туристская секция -многочисленная, дружная, и возглавлял ее молодой, разносторонне спортивный преподаватель института Александр Константинович Журавский.

В программы соревнований туристских слетов входило ориентирование на местности в заданном направлении. Соревнования проводились в лесных массивах, трасса маркировалась яркими, как правило, красными полосками ткани на ветках деревьев через 10-15 метров на уровне глаз спортсменов. Нужно отметить, что слеты с элементами соревнований по ориентированию проводились тогда только летом. Думаю, что по этой причине и ориентирование как вид спорта появилось в стране раньше летнее, а зимнее ориентирование появилось значительно позже. На контрольных пунктах сидели судьи по два-три человека (как правило, у костра) и требовали от участников, чтобы на их картах были наколоты все контрольные пункты, кроме последнего. Карты были слабонасыщенными, в масштабе 1:20000, т.е. в 1 см - 200 м, и выполнялись на светокопировальной бумаге (синьке).

Леша Пашков, будучи общительным, быстро влился в коллектив туристской секции. А т.к. по природе был физически крепким и по духу сильным, волевым человеком, то сразу стал одним из лидеров сборной команды института по туризму и по ориентированию. Выиграв летнее первенство по ориентированию башкирского "Буревестника" в 1965 году, команда авиационного института завоевала право представлять Башкирский облсовет СДСО "Буревестник" на первых всесоюзных студенческих соревнованиях по ориентированию в Комсомольске-на-Амуре. Это было такое счастливое незабываемое время. На огромной поляне, на берегу Амура, километрах в 30 от города, был раскинут лагерь студенческой молодежи, съехавшейся со всего необъятного Союза. Днем это были бескомпромиссные команды-соперники, а вечером был настоящий всесоюзный слет туристов. Участники знакомились друг с другом, обменивались адресами, новыми песнями. Это ведь было время, когда в туристской среде появились и сразу приобрели необыкновенную популярность магнитофонные записи Александра Городницкого, Булата Окуджавы, Александры Пахмутовой, а позднее и Владимира Высоцкого. Тогда они назывались песнями самодеятельных авторов; "бардовской песней" это творчество стало называться значительно позже. Соревнования обслуживала судейская бригада из Литвы, т.к. Прибалтика в те годы была наиболее продвинутым в части ориентирования регионом. Литовцы оказались очень симпатичными, внимательными ребятами и щедрыми учителями, так что к концу соревнований половина участников стала разговаривать с литовским акцентом. Соревнования были многодневными, команда Башкирии дважды была второй, а Леша Пашков был вторым в личном зачете в ориентировании в заданном направлении. Необычностью тех соревнований было и то, что несколько раз участники на дистанции встречались с настоящими дикими медведями, в том числе и одна из девушек нашей команды. К нашему счастью, медведи были очень мирными и никакого интереса к нам не проявляли.

После окончания института в 1967 году Леша был распределен на работу в г. Казань на авиазавод. Здесь он проработал до августа 1970 года, увлекался туризмом, но большую часть свободного времени посвящал ориентированию, приобщился к рисованию спортивных карт. Дружбу с казанскими ориентировщиками он поддерживал все последующие годы.

В августе 1970 года приказом Министра Обороны нас обоих призвали офицерами  на два года  на службу в армию. Служить Леша был направлен в авиационную часть в гарнизон "Кремово" Дальневосточного военного округа. И здесь он не просто отслужил два года, а сумел организовать и подготовить из офицерской среды команду гарнизона по ориентированию, которая неоднократно участвовала в первенстве военного округа. Кроме того, он организовал группу туристов из офицеров, в основном семейных, провел обучение навыкам туристской техники и совершил летний туристический поход 4-й категории сложности по Камчатке. Служившие в те годы офицерами в нашей армии легко могут представить себе, чего это Пашкову, должно быть, стоило. Полеты в те годы в летных частях в летнее время проводились буквально через день, а летный день длился для офицеров не менее 12 часов. Между летными днями проводилась предполетная подготовка техники, официально - 8 часов, а практически -пока техника не будет готова к следующему летному дню. Уставали люди неимоверно. И вот, чтобы в этих условиях их еще чем-то увлечь, нужно иметь просто невероятные способности.

После окончания службы (а демобилизованы мы были так же, как и призваны, одним приказом) мы приехали в г. Миасс и поступили на работу в Конструкторское Бюро Машиностроения (КБМ). В КБМ в то время была очень приличная команда ориентировщиков. Это мастера спорта Гера Ерофеев, Володя Иоффе, Наталья Флакина, КМС Раиса Загидулина, перворазрядники Володя Ахрамеев, Юра Гришанов, Коля Казаков и др. Но вот «рисовальщиков» карт практически не было. А окрестности Миасса просто созданы для ориентирования. Огромное количество озер, речек и ручьев, дорог, мелкого рельефа, то есть наличие всего, что так необходимо для хороших насыщенных карт. Имея за плечами "казанский" опыт, Леша сразу же окунулся в этот интересный творческий процесс. Приехали мы в Миасс в сентябре 1972 года, а в августе 1973-го уже было проведено первенство области по ориентированию по новой карте. Это был район, ограниченный берегом озера Тургояк и дорогой на Златоуст. Основным исполнителем карты и начальником дистанции был Леша Пашков. Карта и дистанция получили высокую оценку инспекторов и участников соревнований. Эта первая карта стала на многие годы полигоном для ориентировщиков Миасса. Позже были нарисованы им карты других районов. Последней его работой была карта, созданная совместно с Георгием Воловичем для первенства Союза 1980 года. Начиная с 1972 года и по 1982 год Леша Пашков был непременным членом сборной команды КБМ по ориентированию, стал мастером спорта, неоднократно входил в состав сборной команды области общества "Зенит".

Другим его увлечением, к которому он относился с не меньшей любовью и ответственностью, был туризм. Туризмом в Машгородке (и в КБМ, в частности) увлекались многие, но организации или какой-то секции, где бы можно было получить информацию или консультацию, не было. С появлением Леши Пашкова вокруг него довольно быстро сформировалось ядро энтузиастов, вскоре оформившееся в туристский клуб "Ветер". Под руководством Пашкова начала действовать школа подготовки инструкторов по туризму. В городе появилась контрольно-спасательная служба, постоянным и активным членом которой был Леша Пашков. Туристы из клуба "Ветер" стали регулярно организовывать категорийные походы по Южному, Северному,    Приполярному   Уралу   и   другим   горным районам теперь уже бывшего Союза. Организатором и руководителем самых сложных походов, как всегда, был Леша Пашков. К походам он готовился исключительно серьезно, основательно, того же требовал и от остальных участников. Поэтому и завершались они всегда успешно. А зимний поход по Западной Туве в 1978 году был заявлен на всесоюзный конкурс и все участники были награждены серебряными медалями за завоеванное второе место.

Леша был удивительно талантливый, неординарный человек. Он многое делал по-своему, к решению проблем подходил нестандартно. Как шутили в институтские годы, Леша даже шнурки на ботинках завязывал не как все, а по-своему. И, как следствие, с ним очень часто случались необыкновенные приключения.

Вот хотя бы такой случай. На 7 ноября 1967 года мы с Лешей собрались пройти маршрут 2-ой категории сложности по Южному Уралу, с восхождением на вершины Яман-Тау и Иремель. Созвонились с Лешей по телефону и договорились, что я с группой туристов радиозавода из г.Касли 5 ноября приезжаю в пос. Двойниши. Там мы встречаемся с Лешей (он приедет из Казани) и вместе уходим на маршрут. Договорились, что ждем друг друга до утра 6 ноября, т.к. Леша не был уверен на 100%, что сможет приехать. Случилось так, что мы приехали 5-го утром, ждали его до утра 6-го и ушли на маршрут. О мобильниках тогда мы еще и не слышали. На 4-ый день нашего путешествия во время обеденного привала на речке Юрюзань нам встретилась группа туристов из Саратова, идущая встречным маршрутом, и рассказала, что утром встретили чудака, который в одиночку догоняет группу, причем без палатки и продуктов. Конечно, мы догадались, кого они встретили, и теперь уже не он нас, а мы его бросились догонять. Догнали мы его в поселке Тюлюк. Оказалось, что он опоздал на сутки и, не задумываясь, отправился нас догонять. Это то же самое, что искать иголку в стоге сена. Ну многие ли из обычных смертных отважатся добровольно пройти около 200 км в ноябре месяце по рано выпавшему в тот год снегу в горах, по тайге, имея всего полбулки хлеба и банку печени трески в масле? Вот такой он был, Леша Пашков.

А какие замечательные стихи он посвящал своим близким: жене, сыновьям (а их у него трое: Артем, Рома и Миша), друзьям по разным поводам, - стихи, полные любви, оптимизма, романтики, жизнелюбия!

Работая инженером конструктором в КБМ, ныне Государственный ракетный центр, в ситуации, когда перед коллективом предприятия встала задача срочного поиска принципиально нового конструктивно - технологического решения позволяющего резко повысить основные характеристики разрабатываемых изделий Леша Пашков, будучи человеком нестандартно мыслящим и здесь отличился, тем что внес достойный вклад в решение этой задачи. Об этом можно подробно прочесть в книге «Морские стратегические ракетные комплексы» Издательство Москва 2011 год (стр. 34…35).

К великому сожалению, криминальная революция, организованная в нашем отечестве, безжалостным катком прокатившаяся по судьбам многих честных, порядочных людей в 90-е годы, не обошла и Лешиной судьбы. Сейчас никто уже не сможет узнать точно: то ли он помешал совершить кому-то преступление, то ли оказался в силу обстоятельств (работа у него такая была) свидетелем преступления. Фактом остается только то, что негодяй из страха не оставил его в живых 19 июня 2000 года.

Человек жив, пока люди помнят о нем. Именно поэтому Леша Пашков всегда будет с нами. Даже уйдя от нас, он продолжает нас объединять, помогает нам быть ближе друг к другу.

    В. Максимов