Я патриот  Южного Урала,

но к сожалению,   НЕТ – К СЧАСТЬЮ,

есть места, где и горы  покруче,

и пещеры поглубже.

Говорю – Алтай, подразумеваю Рерих,

говорю Рерих – подразумеваю Алтай

Высказывания Владимира Гершова

На Алтай я собрался быстро – в начале августа на Симских скалах получил предложение, от которого не мог отказаться – и через три дня уже были в дороге – впереди нас ждал Алтай.

Рассказывать про Алтай – дело не благодарное и не благородное – он исхожен и сказано о нем много хорошего – а сказать есть что. Но я о другом – о том, что такое хорошо, и что такое плохо, вернее можно ли шутить над некоторыми вещами.

…Мы под Белухой – места шикарные. Сегодня у нас экскурсионный выход в ущелье Ярлу – это то ущелье с изображением спящей женщиной в горах (при очень хорошем воображении) и где Рерих считал, что находиться вход в Шамболу.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Алтай\IMG_2733.JPG

Озеро Аккем и гора Белуха

Наша группа находиться на одном из самых освоенных мест Алтая – в верховьях реки Аккем, на одноименном озере.  Белуха – рядом, сверкает своей белоснежной вершиной. Мы на левом берегу Аккема, а ущелье Ярлу – на правом. Река вброд не переходится, а моста нет – был, но непокоренный Аккем его снес. За небольшие деньги нас переплавляют на резиновой лодочке через озеро и мы направляемся в ущелье. Поклонники Рериха, или как их еще зовут «рерихнутые» соорудили в ущелье Ярлу целый каменный город – башенки, кольца и т.д. Дело все в том, что здесь находиться святой для рерихнутых камень, который, якобы, всю космическую энергию со всей вселенной берет себе. И если к нему прикоснуться…. В общем как везде: вот тебе таблетка – разломай ее – и если болит голова – съешь половинку. А когда заболит (спина, нога, позвоночник, задница) – съешь вторую. Я в эту лабуду не верю, но камень – огромный и красивый, отполированный (сколько его людей гладило), смотрится очень хорошо. Я этому камню так и сказал – ты красивый, но во всю эту лабуду я не верю.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Алтай\IMG_2670.JPG

В ущелье Ярлу

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Алтай\IMG_2667.JPG

Тот самый камень.

Что было потом…. Вот здесь начинается самое интересное…  Так получилось, что я умудрился на ровном месте отстать от группы и заблудиться. Ориентировки – самые простые, уйти в сторону – невозможно - ущелье, но я заблудился!. А горы, есть горы – темнеет рано. Я шарахался полночи. Наверное, это было не самое умное решение, но меня задело – какой-то камень издевается надо мной. Я преодолевал какие-то завалы, лез по камням и насыпям, по курумнику и деревьям, что – то перелазил, через что-то перепрыгивал. Но наконец я понял – приехали – дальше ночью шарахаться просто опасно.

Мне повезло. Если в предыдущие ночи был и дождь и снег, то сегодня осадков ночью не было. И еще моя предусмотрительность. Мы планировали вернуться в лагерь засветло, но пецелевый налобник (налобник фирмы Petzl) был со мной, также как b вода, перекус и теплые вещи (на всякий случай). Эта предусмотрительность облегчила мне перекоратать ночь. Ну и конечно хоба. Но ночевка в горах без палатки – не очень приятная вещь. Я долго выбирал место для ночлега (если это можно было назвать ночлегом). Наконец устроился. Плечи легли на что-то выпуклое,  ноги закинул на какой-то камень чтобы был минимальный контакт, чтобы из меня не высасывало тепло. Спал я буквально урывками, а основное время пялился в небо. Вы знаете что такое августовское звездное небо в ясную безоблачную ночь да еще и в горах? Теперь я тоже знаю! Но мерзнуть все же пришлось – вещей теплых было мало. Я напрягал все тело, а потом расслаблял – так помогало. Потом начинал прыгать и бегать. Скажу прямо – это была не самая лучшая ночь в моей жизни.

Но все, даже такая не очень приятная ночь, проходит. Начало светать. К утру я продрог окончательно. Но перекус – конфетки с печенками    поддерживали мои силы. Когда окончательно рассвело я сориентировался – перед мной во всей красе красовалась Белуха. Я пошел, как мне показалось в направление лагеря.  Немного поплутав, вышел на какую-то тропу и пошел вверх. Т.к наш лагерь стоял выше, ближе к Белухе. Через какое-то время набрел на парня, который одиноко разводил костер. Подошел и поздоровался. Разговорились . Выждав определенное время, я спросил его, правильно ли я иду и рассказал, что плутанул вчера вечером, когда ходил в ущелье Ярлу и ночь провел в лесу. Парень был солидных размеров, намного выше и крупнее меня. На какое то мгновенье он замер, и как-то прогнулся перед мной и каким-то заискивающим голосом, смотря на меня снизу вверх спросил – А как Вы Аккем ночью перешли – его же даже днем нельзя перейти?  На что я честно ответил – не знаю.

Оказалось, что ночью шарахаясь по тайге, я каким-то образом смог перебраться на другую сторону Аккема, который, как известно,  непроходим. Это для меня до сих пор остается загадкой!

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Алтай\IMG_2454.JPG

Река Аккем.

Не буду говорить как меня встретила моя группа, которая за это время пару раз посещала Ярлу со спасателями и решила, что я заночевал в охотничьей избушке, куда нас приглашали. Оправдываться я не стал, и все что со мной случилось, они узнают из моего рассказа, который, я надеюсь, к ним попадет.

Но это не все мои злоключения, которые я связываю с камнем и ущельем. У меня в пешеходных походах выработался четкий ритм – 40-45 минут иду – пять минут отдыхаю. Уже возвращаясь после прохождения маршрута вниз к Тюнгуру так и было. Но… Вот очередная ходку. Прошёл минут 20 и мне вдруг непреодолимо захотелось снять рюкзак. Снял рюкзак, стал отдыхать. И тут меня потянуло на марену. Я выщел на морену и … оказался на том месте, где провел не самую лучшую ночь в своей жизни –вот та кочка, на которую я клал плечи, вот тот камень, на который я кидал ноги….

И это еще не все!!!

На одном из привалов я стал фотографировать цветочки, ягодки. А когда ушли с привала, я через пять минут вспомнил, что оставил фотоаппарат около тропы. От места стоянки мы отошли на пять минут. Я вернулся, потом мы все вернулись, обошли, прочесали место – но фотоаппарат исчез. Увы – не надо было хамить камню. Всем группам, которые шли на верх, я объяснял где я потерял фотоаппарат, оставлял свои координаты, лелея надежду, что кто-то все-таки найдет фотоаппарат, а фотоаппарат найдет своего хозяина. Был комичный случай – останавливаю парня с девушкой, обращаюсь с просьбой по поводу фотоаппарата, а потом спрашиваю, откуда они, на что получаю ответ – из Уфы. Откуда-откуда? – выплескивается из меня – и ребята начинают объяснять, где находиться Уфа! Оказалось, что эта парочка живет в моем родном Сипайлово на соседних улицах.

Возвращаясь к тому камню… А если бы я знал, во что выльется мое пренебрежительное отношение к нему, стал бы я так панибратски стучать по нему и говорить, что я не верю?

А фотоаппарат, проделав небольшой крюк – Алтай – Днепропетровск –Москва - Казань, через пару месяцев вернулся к своему хозяину, т.е. ко мне.

Может камень простил меня?