Вадим Марушин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТУРИСТСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО

 

                                        ОТДЫХА

 

 

                                  Уфа - 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К СТЕРЛИТАМАКСКИМ ШИХАНАМ – ОКАМЕНЕВШЕЙ ПАМЯТИ  ДРЕВНЕГО МОРЯ.

 

 

 

 

 

ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ

 

Путешествие на автомобиле можно начинать по-разному. И зависит это от вашего места проживания - из Уфы, Стерлитамака или города Ишимбая. Отправной «точкой отсчета» к шиханам предложен г. Стерлитамак, т.к. он расположен на старом Оренбургском тракте, соединяющим эти города. Находится между Уфой и Ишимбаем, но главное, именно с этим городом связано название уникальных творений природы – шиханов.  Они так и зовутся – Стерлитамакские горы - одиночки. Полотно дороги асфальтированное. Вдоль него расположены АЗС, авторемонтные мастерские, магазины и многое другое, необходимое для «лечения» и профилактики вашего средства передвижения.

Наш Башкортостан, располагаясь на стыке двух частей света - Европы и Азии, на оживленнейшем перекрестке исторически сложившихся торговых путях в Сибирь, Персию, Китай и Индию, занимает большую часть Южного Урала.

Седой, овеянный легендами и народными преданиями Урал-батюшка, уникальное геологическое сокровище мира. Он накрепко хранит многие сокровенные тайны, открывая их лишь наиболее преданным и надежным людям. Некоторые тайны природа накрепко спрятала в своих «закромах» - недрах, другие наоборот, выставила  как бы напоказ, поражая людей  своей суровой красотой и неповторимостью.

Здесь и скалы, изрезанные морщинами старины и каньоны рек, уходящие в поднебесье отвесными орлиными кручами. Провалы пещер, манящие в непредсказуемые таинства подземного мира. И, наконец, постоянно шумящие, низвергающие вниз свои бесконечные струи - красавцы водопады! Один из них – водопад Кук-караук, расположен неподалеку от Стерлитамака и Ишимбая, вблизи старого села Макарово.

История географического изучения башкирского края, одна из наиболее ярких и поучительных страниц  изучения просторов России.

            Еще великий М.В.Ломоносов самолично составил проект комплексных академических экспедиций, которые начали свою деятельность в 1768 году. Эта "Оренбургская" экспедиция под начальством Ивана Лепехина и Петра Симона Палласа,  покрыла Приуралье сетью исследовательских маршрутов и собрала весьма разносторонние сведения о нем. Маршруты их коснулись и  стерлитамакской, и  ишимбайской земли.

Тогда были уточнены направления хребтов, даны им довольно точные характеристики, описаны речные долины, реки и озера, карстовые явления. Собранные сведения существенно обогатили географическую науку России.

С тех времен, когда вышли в свет научные труды этих географов, прошло немало лет. Но на материалы экспедиций собранные ими в 60-80 годы 18 века, до сих пор ссылаются многие ученые-географы всего мира.

Карстующиеся горные породы в Башкортостане - дело обычное. Они представлены в основном легко растворимыми водой породами -  известняками и гипсами. Именно в них и образованы карстовые провалы, воронки, шахты и колодцы. Поноры, с исчезающими ручьями, речками или их частями, играющими, как бы в прятки, в образуемых водой лабиринтах пещерных ходов.

 Слово "карст" немецкого происхождения. Понятия же карстовых явлений, вошедших в научный и повседневный лексикон, связаны с названием плато, находящимся на Северо-западе Югославии. Именно там, в полном классическом объеме, проявлены и научно описаны все типичные формы карстового рельефа.

         Не обошли карстовые явления и округу города Стерлитамака. Да как же обойдешь, когда земля, по которой мы ходим, была некогда морским дном. А раз так, то осадки в виде скелетов умерших морских животных,  раковин моллюсков, песка и ила принесенные ветрами или впадающими в море реками, откладывались на его дне веками, образуя все более толстый, мощный слой осадочных пород.

            Коль море это было теплым, то в нем развивались те представители морской фауны, которые в настоящее время можно встретить лишь в тропических морях Австралии и Океании. Некоторые их виды, как кораллы,  по сей день развиваются там, образуя острова и коралловые рифы – реальную опасность для плавания морских судов.

            Поселяясь и размножаясь на морском мелководье, кораллы устраивают там себе удобные жилища, используя для сооружения своих «хижин» «подручный материал» - морскую воду с растворенными в ней углекислым кальцием, солями и минералами. И так из года в год, из века в век растут их коралловые «домики» вверх, к самой поверхности моря, создавая из них  коралловые рифы или острова-атоллы.

 На склонах образованных островов и рифов находят себе приют другие живые организмы, а на вершинах островов поселяются различные растения, семена или плоды которых занесены сюда морским течением.

 Так было когда-то и здесь, где неподалеку друг от друга стоят города Стерлитамак и Ишимбай. А эти, прекрасные по своей необычности одиночные горы-шиханы, и есть не что иное, как вершины некогда существовавших здесь коралловых островов, подошвенные части которых скрыты от людских глаз глубоко под землей. Но именно от глаз, а не от человеческого разума, который смог разгадать эту загадку природы и использовать ее в дальнейшем для своей пользы.

            Там, на глубине нескольких сот метров скрыты и другие «тайны» - залежи солей. Они остались там, как память о некогда бушевавшем здесь море, схоронясь от белого света, в расщелинах и понижениях его  дна.  Воды  моря, плескавшееся здесь в палеозойскую эру, «скатились» в Мировой океан, а часть их осталась. Как известно, вода испаряется, оставляя после себя растворенные в ней минеральные соли. Так случилось и здесь: воды нет, а мощные слои соли после ее испарения, остались, а затем были упрятаны под не менее толстыми, слоями разрушенных горных пород. Теперь для их добычи и дальнейшего использования надо лишь обнаружить эти соляные кладовые – линзы иль пласты, пробурить к ним ходы-скважины. Затем закачать через них воду, а полученный концентрированный рассол откачать через другие скважины наверх. Вот какая окаменевшая кладовая, как  память о теплых морских лагунах, покрывавших нынешние шиханы в палеозойскую эру, скрыта вблизи  города Стерлитамака.

Для большинства людей, не связанных с географией, геологией или биологией название эры, т.е. времени, геологического возраста, в котором происходили процессы накопления  осадочных пород, естественно, не понятны. А возраст  Cтерлитамакских шиханов огромен.

По утверждениям геологов  палеозойская эра началась 570 миллионов лет тому назад и длилась 340-350 миллионов лет. Это огромное по продолжительности  время делилось на 6 геологических систем-периодов. Каждое из них  имело  свои характерные особенности: возраст, формирование рельефа в той или иной части планеты, климат, а также  свой животный и растительный мир. Но все живое не вечно. Поэтому именно по сохранившимся окаменелостям остатков вымерших растений и животных, отпечаткам и следам их жизнедеятельности, о смене их во времени и пространстве, а также другим доступным способом изучения проявлений жизни  в геологическом прошлом Земли, занимается наука палеонтология.  Основателем ее  стал французский ученый Жорж Кювье. Жил он в середине восемнадцатого и в начале девятнадцатого века и за свои выдающиеся заслуги в 1802 году был принят почетным членом Петербургской Академии Наук. Можно смело утверждать, что и он, посредством своей научной мысли, «приложил руку» к определению геологического возраста Стерлитамакских шиханов.

Слово палеонтология – греческое слово. Состоит из сочетаний слов означающих: «палео» - древний, «он» - род, «онтос» - сущее и «логия» - учение. Вот благодаря этому учению геологи и выяснили, что шиханы сложены кораллами, остатками моллюсков и скелетами других морских животных обитавшим не просто в палеозойскую эру, а в его более поздний пермский период. Именно тогда в здешних местах и плескались воды теплых мелководных морских лагун.

                         ЛЕГЕНДА СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

            Неподалеку от каменной громады величественной горы Южного Урала Иремель, берет свое начало река Агидель. За  цвет ее воды, содержащей в себе растворенный известняк, называют ее рекой Белой. Своеобразная  красота этой реки  воспета многими писателями и поэтами. О ней сложено немало песен, сказаний и легенд. Не мудрено, что она, входя по своей длине в число 30 крупнейших рек России, приютила на своих берегах более половины городов Башкортостана. Одним из них она дала свое имя, другим помогла сберечь названия сел и деревень,- как память о тех людях, кто впервые поселился и освоил ее благодатные берега.

Река издавна дает приют и пропитание всем, кто с уважением относится к ней. Хранит чистоту ее вод и берегов, охраняет леса и то, чем так щедро наградила природа наш благословенный башкирский край; пещеры в  соколиных береговых утесах, ялани с покосами на выровненных вершинах гор, не проходимую урему – вдоль ручьев и малых речек, без устали питающих главную реку Южного Урала – Агидель!

            Со слов коренного жителя Стерлитамака Л. Исаева, была записана легенда о происхождении реки Белой, и о том, какую роль сыграла одна из гор-одиночек в ее жизни. А было это так.

            … У седого Урала имелась дочь – красавица Агидель. Не речкой она была тогда, а девушкой. Все джигиты влюблялись в нее с первого взгляда и начинали петь грустные песни. Но ни один из них не мог завоевать ее ответную любовь. Больше всего на свете ценила Агидель свободу и поклялась никому не отдавать своего сердца, покуда существуют на свете горе и страдание.

Прослышал о девушке молодой Ашак, сын правителя всего края. Оседлал лучшего коня и примчался в аул, где жила Агидель. Красив был Ашак: чернобров, черноус и сверкал белозубой улыбкой. Оружие у него было отделано серебром, а на плече сидел, вцепившись крепко когтями, охотничий сокол.

И смутилась красавица Агидель, увидев статного парня. А он высокомерно улыбнулся. Ашак привык к тому, что все подчинялись его воле. Нравом он был хитер, коварен и жесток, за что народ прозвал его Ашаке, что значит гадкий, отвратительный, и в груди у него вместо сердца был камень.

Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые, враждебные взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый,  самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, в ее сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу.

- Не приходи больше, - сказала она Ашаку. – Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой.

- Какое нам дело до людей? – ответил Ашак. – Я увезу тебя, будешь купаться в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.

- Нет, - упрямо молвила девушка. – Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ.

- А-ха-ха! – засмеялся Ашак. - Все равно будет так, как я хочу.

Неожиданно, лихо свистнув, он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру.

Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, белые5 хлопья пены слетали с его морды но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю. Долго, долго бежала от Ашака Агидель.

После сумасшедшей скачки конь забежал вперед, вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаяньи закричала:

- Отец, спаси меня!

- Никто не придет тебе на помощь, зло усмехнулся Ашак. – А вот за любимого коня ты у меня получишь!

И он хлестнул девушку камчой.

Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.

Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо него прекрасная Агидель.

В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил его вдогонку девушке, обернувшейся речкой. Сокол раскинул  крылья на пути Агидели, только и это не помогло.

- Вернись Агидель! – закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.

Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.

Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к матери Волге.

И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, четыре шихана: Юрак-тау, что означает Сердце-гора, Куш-тау – Птица-гора, Шах-тау, которую в старину называли Ашак-тау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду коня, и гору ту народ прозвал Тра-тау.

Толкование этому названию, как указывает писатель Рим Ахмедов, но не по легенде, все-таки можно найти.

 До принятия мусульманства башкиры были язычниками и поклонялись божеству Тору. Еще два-три столетия назад сохранялся у них древний обычай поклонения Тору, когда на священное дерево вешали различные предметы и лоскуты материи. На горе Тора-тау, так она называлась тогда, проводились большие народные празднества, устраивались игрища и танцы. Имеется даже река Тор, впадающая в реку Нугуш.

Мне и моим друзьям-туристам  не раз приходилось путешествовать по Алтаю и Саянам, Там я сам видел, например, перед подходом к вулкану Кропоткина, тропу,  стороны которой  были сплошь отмечены разноцветными лоскутами материи, вырезанными из дерева идолами, божками-талисманами. Тувинцы и буряты, как в стародавние времена башкиры, до сих пор поклоняются божеству Тору.

Горы-одиночки, называемые шиханами, овеянные легендами старины глубокой, - наше геологическое достояние, созданное природой миллионы лет тому назад. Если попросту ответить на вопрос, что они из себя представляют? То ответ будет одновременно и оригинален и прозаичен. Их можно назвать коралловыми рифами или островами, но расположенными не где-то в теплых морских пучинах, а на суше, у нас, под городом Стерлитамаком. А это, уже уникальное явление, редко встречающееся на нашей планете. Они единственные на земном шаре геологические образования, которые сложены белыми массивными органогенными известняками. Имеют многочисленные окаменевшие  остатки разнообразной и характерной для раннепермских  рифов морской фауны.

Обычному человеку, не сведущему в геологическом летоисчислении, для простоты объяснения, можно сказать так. Эти известняки образованы  остатками скелетов разнообразных морских животных и раковин, которые были   построены из поглощенной морской воды и углекислого кальция. Спустя  миллионы лет эти творения, в виде шиханов, сложенных чистейшими известняками, стали служить сырьем для развития различных отраслей промышленности  города Стерлитамака.

 

                           СТЕРЛИТАМАК

Среди  21 города Башкортостана Стерлитамак занимает не просто достойное, а особое место. И связанно это не только со становлением и развитием нефтяной и нефтехимической промышленности республики, но и с ее историей. Стерлитамак действительно несколько лет являлся ее столичным административным центром.     

Не так то просто было стать столицей Башкирской республики в те смутные времена. Тогда в составе республики, называемой Малой Башкирией, вообще не было ни одного города, и даже Уфа и та, еще не была включена в ее состав.

Прежде чем Стерлитамак стал столицей, было принято несколько Постановлений Башревкома. В одном из них от 26 сентября 1919 года «О передаче Стерлитамака Башкирской республике в 1919-1920 г.г. О временном включении г. Стерлитамака в состав Башкирской республики» было сказано.

а) Впредь до приведения будущей столицы БСР дер. Темясово в надлежащий вид для размещения всех своих учреждений, резиденцией Башвоенревкома считать гтерлитамак и временно включить его в состав БСР.

Проходит некоторое время и 12 августа 1920 г. выходит Декрет ВЦИК «О включении города Стерлитамака Уфимской губернии в состав территории Башкирской республики». В нем сказано.

1. Город Стерлитамак Уфимской губернии включить в состав территории Башкирской республики.

2. Стерлитамакский уездный исполнительный комитет остается со всеми учреждениями в гтерлитамаке, причем Совет народных Комисаров Башкирии обеспечивает за ним все необходимые помещения. (СУ,1920.№74.С.341.). Подписал этот Декрет Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И.Калинин. Так 85 лет тому назад появилась вторая столица рождающейся Башкирской республики, впоследствии  первой республикой в составе Российской Федерации.

Название города Стерлитамак в переводе с башкирского языка на русский язык, означает «горло (устье) Стерли». То есть место впадение реки Стерли в реку Белую, левым притоком которой она является.

            Это второй по численности населения и индустриальной мощи город Башкортостана. Расположен он на юге республики, на левом берегу Белой, в 130 км от Уфы, т.е. в двух часах езды от него на автомобиле.

 В городе проживает около 270 тысяч тружеников самых различных профессий  народного хозяйства. Раскинулся он более чем на 10 тысячах квадратных километрах.

            Если спросить людей, побывавших недавно в нем, чем особенным запомнился им город? То все без исключения ответят: чистотой улиц и дворов, возведенной  администрацией города практически в культ!  Подтекстом же этого  следует считать – культурой горожан, называющих себя стерлитамаковцами. Их отношением не просто к городу, а к самим себе. А это говорит о многом!

            Откуда бы мы ни подъезжали к городу, еще издали перед нами открывается цепь гор-одиночек, именуемых «шиханами». Горы эти придают окрестному пейзажу суровое своеобразие и красоту.

            Для нас, жителей Башкортостана, привычны их башкирские названия: Но особое место среди них принадлежит горе Шах-тау, к сожалению, «съеденной» ковшами экскаваторов при добыче там известняков используемых при производстве соды.

            Знакомясь с историей родного края, есть немалые основания предположить, что склоны горы Тура-тау, самым высоким шиханом,  и район современного Стерлитамака с прилегающими к ним бывшими привольными пастбищами, были некогда удобными водопоями с живописным природным окружением для «временных селений» - джейляу: литовок и зимовок.

            Это предположение подтверждается еще и тем, что «близ горы Тура-тау видны остатки земляного вала, что доказывает, что здешняя местность была когда-то обитаема», о чем писали В.А.Новиков и Н.А.Гурвич в Памятной книжке Уфимской губернии в 1878 году (стр.23).

            Помимо того, вполне возможно, что район Стерлитамака являлся традиционным местом, где в определенное время года происходили встречи кочующих племен с целью товарообмена.

            По преданию, гора Тура-тау свое название получила от имени ногайского феодала – Тура-хана, который здесь жил после того, как он сбежал из-под Уфы, услышав о взятии  города Казани.

         Это предание донесло до нас тусклые сведения о событиях давно минувших дней, из самой середины 16 века. Того времени, когда башкирский народ добровольно присоединился к московскому государству, положившему конец владычеству ногайских ханов.

            Что же касается названия гор-шиханов, то они, безусловно, имеют чисто башкирские названия.

Все уже привыкли к тому, что современной столицей Башкортостана является миллионный город Уфа, а вторым городом по численности  населения и промышленному потенциалу республики является город Стерлитамак. Но они соединены не только тем, что расположены по берегам нашей главной реки Агидели, но и многочисленными историческими событиями. Судите сами.

Стерлитамак в 1920-1922 годах являлся столицей БАССР, «отобрав» лавры столичного первенства у села Темясово, что в Баймакском районе, где 23 февраля 1919 года была и провозглашена Башкирская автономия. Так что свою «столичную обкатку» современная столица Уфа прошла через судьбы этих двух, ранее столичных, первенцев.

            Стерлитамак, возникший в 1766 году как соляная пристань, дал название и одному из 7 уфимских холмов: Усольской горе, называемой уфимскими старожилами еще и как гора Шихан. Вполне вероятно, что свое название этот холм получил от солеварен, располагавшихся в те времена в его подошвенной части. А соль сюда доставлялась барками из Стерлитамака.

В переводе с башкирского языка на русский язык слово «шихан» означает «холм», что вполне соответствует истине.

            Как говорят историки, вполне возможно, что район Стерлитамака являлся традиционным местом встречи и товарообмена кочующих по степным просторам племен.

 Наверное, представит интерес и тот факт, что известный башкирский  писатель Гали Ибрагимов, родившийся в Стерлитамаке, установил под Уфой историческое место старинных «съездов» башкир, предшественников современных курултаев. Происходили они  на горе «Каракэшэ», называемой ныне Чесноковской горой. В те времена там мирным путем решались все спорные вопросы, касающиеся разделения пастбищ, угона скота, других накопившихся житейских проблем. Об этом факте и поведал Гали Ибрагимов в своем романе «Кинзя», посвященном участию башкир в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. Перевод этого романа с башкирского языка на русский сделал мой друг, замечательный башкирский писатель Рим Ахмедов.

            Как уже говорилось, Стерлитамак, как соляная пристань, был основан в 1766 году. Доставляли сюда соль из Илецка, а уж потом сплавляли ее на баржах вниз по течению рек. Вначале по Белой и Каме, а далее бурлачили,  вверх по Волге, в центральные районы России. До сих пор эту соль, из Оренбургских соляных копий, давшим жизнь городу Соль-Илецку, потребляют все жители Башкортостана.

            О пищевой соли и к поговорке: без хлеба не сытно, а без соли не вкусно, мы давно привыкли. Действительно, соль для нас является незаменимым и необходимым для жизни продуктом.

            Однажды я с друзьями путешествовал по Восточному Саяну и попал в неприятную историю: во время переправы вброд через бурную речку упал в нее вместе с рюкзаком один из нас. Все бы ничего, да вот беда: в те времена, по  малоопытности, мы именно к нему, лишь  в один рюкзак, положили всю взятую на продолжительный и сложный поход соль. Результатом этого «эксперимента»  стало ее отсутствие: соль рассыпалась по рюкзаку, и растворилась, мечась в порванном его чреве от берега к берегу по гребням волн речных порогов и перекатов. История наша поучительна. Тяжко пришлось нам уже через три-четыре дня: в результате большой физической нагрузки по  преодолению таежной глухомани, выделяемый пот стал пресным. У некоторых  стала повышаться температура. Нарушился водно-солевой режим. Дневные переходы стали короче, а привалы длиннее. Выручило нас охотничье зимовье, устроенное по всем правилам: растопкой к бочке-буржуйке, сухарями, подвешенными от мышей под притолокой незамысловатой избы, но главное – большой ком каменной соли в углу, приготовленный незнакомыми охотниками для засолки мяса. Трудно поверить, но мы несколько дней кряду пили чай не с сахаром, а с солью. Вкуснее ее в то время для нас ничего не было. Взамен, взятой нами соли, мы оставили им сахар, шоколад, сухофрукты и записку с нашей превеликой благодарностью.

         Соль в мире добывают по-разному: выпаривая под лучами тропического солнца, сгребая в кучи поверхность соляных озер, добывая из глубин земли, путем строительства соляных шахт. В последнем случае в местах добычи каменных солей образуются пещеры, и некоторые из них бывают огромных размеров.

            Например, под американским городом Детройт существует еще один, подземный, соляной город. Там все необычно. Спускаешься на лифте в глубокий 350-метровый колодец, потом садишься в автомобиль и едешь, пересекая подземные улицы и переулки. Там и мост, перекинутый через расщелину, и настоящие светофоры.

            Самый старинный и красивый соляной город находится в Польше, под городом Величка. Этому подземному сооружению около тысячи лет. Чтобы обойти все его улицы, придется потратить не менее недели.

            Множество чудесных строений из соляных глыб возвели шахтеры-соледобытчики. Как во всяком старинном городе, есть в подземельях Велички небольшая церквушка, где в древние времена  горняки просили  заступничества и помощи у своего покровителя – святого Антония. Часовня эта вырублена в целой глыбе соли. А вход в эту часовню охраняют два крылатых ангела, выточенные с необычайным искусством из редкой розового цвета соли. Есть в этом удивительном городе-замке огромный зал с соляными колоннами. Когда-то в этом удивительном зале устраивались настоящие придворные балы. Здесь веселились короли, знатные вельможи, и сверкающие стены замка отражали их роскошные наряды, освещенные огнем сотен горящих факелов. Участники бала беззаботно веселились, водили хороводы вокруг небольшого озера, играли в прятки, скрываясь за колоннами и деревьями, покрытыми снегом. Но озеро было мертвым, т.к. в его соленой воде жизнь невозможна. И деревья были тоже не настоящими, а вырезанные из соли. И снег, лежавший на их ветвях, был не снегом, а соляными снежинками. Сейчас в этом подземном царстве сияют электрические огни. В этом городе теперь музей и санаторий. Воздух соляных копий чист и целебен. Вредные болезнетворные микробы не выносят присутствия соли и сразу гибнут. В соляных копях и пещерах можно десятилетиями хранить запасы продуктов, и они не будут портиться. Хранят там и киноленты старых фильмов, древние книги, ценные меха и многое другое.

            С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого красавца-самоцвета. Без драгоценной безделушки прожить можно, а без соли – нет. И плитка соли считалась настоящей драгоценностью. Из каменной соли делали даже монеты. В Китае, например, и в некоторых странах Африки плитки соли ходили как деньги. Ими можно было расплачиваться за любые ценные товары. Да и поныне в некоторых странах существуют соляные деньги в виде кусочков соли.

            Воины Древнего Рима после утомительных походов и кровопролитных сражений тоже получали соляное жалованье.

            В народе существует поговорка «Не солоно хлебавши». А дело в том, что даже на званных праздничных пирах соль подносили только почетным гостям. А гости по проще так и уходили – «не солоно хлебавши», т.е. не отведав соли.

            Пройдут годы, и может быть внуки или правнуки нынешних стерлитамаковцев проникнут в подземелье, созданное некогда их отцами или дедами при добыче соли. Устроят там то, что им будет необходимо, используя многовековой опыт соледобытчиков других стран. Все может быть.

            Есть сведения о том, что до создания Стерлитамакской пристани, здесь, между реками Стерля и Ашкадар, существовала почтовая станция или ям и там находилось небольшое селение, называемое «Стерлитамакским ямом».  При выборе места для строительства будущего  города имели ряд решающих факторов: значительная ровная территория для складирования соли и размещения различных служб. В те времена доставка соли на пристань производилась гужевым транспортом и притом, преимущественно по санному пути. Запасы же привезенной соли, накопившиеся за зиму, отправлялись по Белой, главным образом, в весеннее половодье.

         Кроме этого, для строительства судов нужна была солидная верфь, а для распиловки бревен на доски – лесопилка с водяным приводом. Но так как строительство плотины на реке Белой, в то время, было делом не осуществимым, то для строительства пристани, а затем и последующего населенного пункта, нужно было найти рядом подходящее место. Да такое,  которое бы примыкало  непосредственно к берегу реки, по которой молевым сплавом поступал бы сюда лес, в основном с ее верховьев, а потом могли отправляться вниз построенные здесь суда, груженые солью. Ко всему прочему это место должно было находиться вблизи  устья другой реки, на которой можно было бы построить плотину для лесопилки. И такое место было найдено у устья реки Ашкадар, как отвечающее всем этим требованиям.

 Здесь, на удобной площадке и стали строиться соляные склады и жилые помещения пристани. К тому же на Ашкадаре можно было создать пруд, а на его берегу уже находился населенный пункт, а, следовательно, была рабочая сила. Ко всему прочему, здесь скрещивались сухопутные дороги, придающие новому поселению значение узла экономических связей района. Все это вкупе и определило современное местонахождение Стерлитамака.

Соль, как спички, дрова и сено – долгое время были первой необходимостью для населения. Они всегда пользовались спросом.

 Поэтому количество отправляемой из Стерлитамака соли для того времени было весьма значительным и достигало двух миллионов пудов в год. Для отправки ее ежегодно строилось около 40-50 крупных барок.

Для постройки самих судов ниже Ашкадарской плотины была создана верфь. Нужный лес для строительства поступал сплавом с верховьев рек Белой и Ашкадара. Лесопилка, приводимая в действие водой, была совмещена с мельницей для помола зерна.

Первоначально строения пристани были расположены непосредственно у плотины. Здесь же располагались жилые помещения, мельничная контора, хлебные магазины, припасные амбары, пороховой погреб, сарай для поклажи леса и ряд других построек.

Для перевозки соли из Илецка, сюда, на пристань ежегодно съезжалось население округи: с лошадьми для отбывания установленной для них людской и гужевой повинности.

Помимо наличия судоходной реки, город располагал и другими благоприятными предпосылками транспортного характера. Здесь скрещивались такие важные транзитные пути, как дороги Уфа-Оренбург и Белебей-Белорецк, которые связывали Башкирию с югом и западную часть края с горнозаводским Уралом и Зауральем. Благодаря этому уже с первых лет своего существования торговля стала занимать значительное место в хозяйственной жизни города. Например, к концу 18 века, из общего числа жителей города до 40%  их составляли купцы и их семьи.

Через 15 лет после своего основания город приобрел административное значение. В 1791 году Стерлитамак становится центром одноименного уезда, и остается им вплоть до 1917 года.

            Долгое время город имел небольшие производства. Среди них выделялись мукомольная мельница и спиртоводочный завод. Были и мелкие предприятия, работающие на дешевом местном сырье, это: салотопное, мыловаренное, овчинно-шубное и пимокатное. Выпускаемая ими продукция в основном шла на потребление местным населением – городским и сельским.

            Первые три десятилетия после своего возникновения Стерлитамак застраивался стихийно и без плана. Все кварталы имели неправильные формы, небольшие размеры и разбивались стихийно. В основном застраивалась правобережная часть реки Ашкадар. На левом же берегу находились лишь несколько небольших жилых кварталов.

            В начале 19 века губернский землемер Тимофей Афанасьев произвел топографическую съемку местности и составил план, на основе которого и стала осуществляться дальнейшая застройка города.

         В нем предусматривалось строгое прямоугольное построение улиц с вытянутыми с юго-востока на северо-запад жилыми кварталами. Для въезда в город и выезда из него были предусмотрены трое ворот с караульными будками, расположенными со стороны города, и кузницами за городом. Через реки Ашкадар и Стерля было построено по два моста. В центре города, неподалеку друг от друга, были запроектированы две площади. Одна из них существует и ныне. Это городская площадь. Предназначалась она для торговых лавок и продажи съестных припасов. Другая, та, где сейчас расположен городской сад, - для строительства на ней соборной церкви. По этому плану и стали вести стройку города.

 К 20 веку вся запроектированная городская территория была застроена. Строительство его вновь пошла стихийно, продвигаясь в южном направлении, но соблюдая прямоугольную сетку. Она велась до тех пор, пока город еще мог расширяться в границах между реками  Стерлей и Ашкадаром. Но стоило только застройке перейти на левый берег Стерли, на котором был уже выражен не столь ровный рельеф, как старая геометрическая система планирования города перестала существовать. С этого времени вновь начинается беспорядочная, хаотичная застройка города.

            Сейчас, глядя на ухоженный, чистый город,  просто не верится, что в нем совершенно игнорировались санитарные требования. Набережные рек не были благоустроены, промышленные предприятия размещались в центральной части города внутри жилых кварталов, без соблюдений каких бы то ни было санитарных норм. Весь город оказался во власти одноэтажных частновладельческих строений. Число двухэтажных каменных и деревянных домов было ничтожно мало. На улицах города не было ни водостоков, ни мостовых, ни тротуаров, ни переходов через овраги и ручьи. Десятки немощенных улиц годами утопали в непролазной грязи. В весеннее и осеннее время они превращались в непроезжие, порою непроходимые, а потому некоторые жители были вынуждены общаться друг, с другом перемещаясь на лодках.

            Понятия канализация и электричество просто не существовало. Не было даже нормального водоснабжения. Примитивный самотечный водопровод с деревянными трубами не удовлетворял и десятой доли потребности населения в питьевой воде.

Мне, в начале девяностых годов, посчастливилось познакомиться с прекрасными людьми: епископом Уфимским и Стерлитамакским Владыкой Никоном и муфтием Талгатом Таджуддином.

Меня порадовали их отношения друг с другом, доступность к диалогу, но главное, поддержка в благочестивых делах.

Простота моих общений  с Владыкой  запомнилась навсегда. Владыка интеллигентен, обладает грамотной мирской речью, требователен к священнослужителям и пастве.

   Он, будучи в мирской жизни Васюковым Николаем Николаевичем, сыном глубоко верующего учителя деревни Марьевка Сампурского района Тамбовской области, не сразу стал служителем церкви. Это сейчас он епископ Уфимский и Стерлитамакский, а шел он к этому сану долгие годы.

По окончании в 1974 году Красноярского мединститута работал врачом, служил в армии, а в 1983 году принял священнический сан, а на следующий год монашество. Служил в Ульяновской епархии священником, настоятелем церкви и благочинным епархии. В 1990 году окончил Духовную семинарию и академию в г. Ленинграде и был возведен в сан епископа. К нам в Уфу он приехал в 1991 году, присовокупив к сану епископа ученую степень кандидата богословия. Дела паствы были в то время не на высоте. Я не стану пересказывать некоторые факты его первой  встречи на вокзале с бывшим епископом. Скажу лишь то, что Владыка Никон,  за годы своей работы в городах и районах РБ,  сделал очень многое.

Это его заслуга в том, что сейчас в городских и районных храмах  работают столь порядочные, инициативные, честные и самозабвенно преданные делу божьему, люди.

Я помню наши встречи с ним, когда он, всецело поддерживая мои идеи по работе с одаренными детьми, разводил руками - не могу помочь, нет средств. Теперь, после долгого знакомства и наших откровенных бесед, видя, как возрождается духовный лик Уфы и республики, я с еще большим уважением отношусь к этому человеку.

Находясь на Уфимской кафедре, он открыл более 90 приходов, Кресто-Воздвиженский женский монастырь, Уфимский епархиальный филиал Московского православного Свято-Тихоновского богословского института. Хранятся у меня и подаренные Никоном газеты "Уфимских Епархиальных ведомостей".

Первая церковь в городе Стерлитамаке, как сообщает Ольга Григорьева, была построена в 1789 году. С 1793 года священником в ней служил Федор Иванович Базилевский. Именно по его настоянию в 1806 году эту обветшалую церковь  разобрали и на ее месте построили новую, тоже деревянную, но более просторную. Освещена она была в честь иконы Казанской Божьей Матери. На пути из Оренбурга в Уфу этот храм посетил император Александр 1. Случилось это вначале сентября 1824 года, т.к. в Уфу Александр 1 прибыл 16 (28) сентября, посещая уральские горные заводы.

  Почти 30 лет шли службы в этой единственной в городе церкви, пока 9 февраля 1834 года она не сгорела по «недосмотру». На ее месте было решено построить каменный собор.

Проект постройки Собора Казанской Богоматери был утвержден 1 сентября 1836 года императором Николаем 1.

Заложен он был 29 июля 1837 года в честь иконы Казанской Божьей Матери, с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. Строительство велось на средства собранные горожанами, пожертвования купцов Владимирцева, Сухорукова, Елисеева, завещавшего городу 25 тысяч рублей ассигнациями. Сбор денег вел губернский секретарь Константин Иоакимович Щеголев, попечителем строительства был купец 3-й гильдии Василий Иванович Коновалов. В те времена Стерлитамак был купеческим городом. В нем жило купцов больше, чем в городе Уфе.

Храм строили на века. Кладка стен велась только в теплое время года, для крепости в раствор добавляли сырые куриные яйца.

Во время моих туристских путешествий по  Памиро-Алаю я был невольным свидетелем тому, на сколько древние строители владели своим ремеслом, используя для крепости своих построек сырые куриные яйца.

Там, в Алайской долине, в большом кишлаке Дараут-курган, некогда бывшей столице басмачества, до сих пор стоит крепость Каканского хана. Ее стены изготовлены из самана – смеси глины, навоза, рубленой соломы и «сдобренных» куриными яйцами. Крепости этой более 300 лет, т.е. она ровесница Стерлитамака. На ней нет почти следов естественного разрушения. А те, что оспинами отмечены на  внутренней ее части, не что иное, как «память» расправы над басмачами конницей Буденного.

И здесь, в Стерлитамаке, храм построили добротно. Освещение собора состоялось 26 октября 1850 года. Проект постройки колокольни был утвержден 9 октября 1858 года. Только в1864 году строительные и отделочные работы были полностью закончены и собор, предстал перед жителями города во всем своем великолепии с пятью золочеными главами, увенчанными серебряными крестами и четырехколонной звонницей. Входы в храм украшали шестиколонные портики. Собор был обнесен чугунной узорчатой оградой и прекрасно просматривался с любой точки города.

На средства И.Ф. Базилевского – сына Федора Ивановича Базилевского был отлит 200-пудовый колокол с надписью: «Жители города Стерлитамака! Памятуйте о фамилии Базилевских!» Старожилы помнят, что звон этого колокола был слышен на много верст вокруг. Им же был заказан в Академии художеств и иконостас для собора. Икона «Положение во гроб» была выполнена художником Максимом Никифоровичем Воробьевым (1787-1855), занимавшим значительное место в русской живописи первой половины 19 века. Сегодня он один из многих талантливых художников России, напрочь забытых современниками, а  жаль.

Сын вахтера Академии художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в Академию, делал большие успехи в рисовании, перспективе и архитектуре.  Род живописи, избранный художником, был архитектурно-пейзажный. Его наставниками в архитектуре был Томас де Томон, а в пейзажной живописи – Ф.Я. Алексеев. В 1809 году он в качестве помощника Алексеева стал участником экспедиции по изучению исторических местностей России. В 1814 году Воробьев был избран академиком, а с 1815 года стал преподавателем Академии художеств. В 1820 году тогда еще великий князь Николай Павлович, желая привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова в «Новом Иерусалиме», устроил путешествие Воробьева по святым местам и поручил ему вычертить, вымерить и зарисовать места, чтимые христианами.

Во время турецкой войны Воробьев состоял при свите государя для писания и рисования этюдов. Современники ставили Воробьева очень высоко. Известный русский писатель Н.Кукольник отзывался о «Виде Константинополя» как об одной из лучших картин Воробьева: «Это не картина, а ода из воды, земли и воздуха. Техника полна знания, обдуманности и законченности и при всем том свободна». В Эрмитаже находится его картина «Предел Голгофы». Воробьев был не только известным художником, но и наставником русских пейзажистов. В его пейзажном классе занимались И.И.Шишкин и А.П.Боголюбов.

История Казанского собора связана с именами многих достойных, но, к сожалению, забытых людей.

Это и протоирей Федор Иванович Базилевский – благочинный для надзора за церквями имени иконы Казанской Богоматери в селах Табынск, Куганак, Усолка, Васильевка. Заводов Верхоторского, Воскресенского, Богоявленского, Архангельского, так много сделавший для строительства собора.

Во время войны 1812 года Федор Иванович собирал с местных помещиков деньги в фонд государства, а в 1827 году участвовал в бескровном усмирении крестьянских волнений, за что и получил орден Владимира 1У степени, даровавший ему потомственное дворянство. Поддерживая  дух своих прихожан, Федор Иванович во время эпидемии холеры совершал крестные ходы, посещал холерных больных, даже ездил в Табынск за чудотворной иконой. Во время эпидемии 1848 года Федор Иванович умер.

Внук протоиерея Ф.И.Базилевского – Иван Петрович Бреев был одним из священников Казанского собора и преподавателем первого в городе двухклассного приходского училища, открытого в 1837 году.

Замечательным человеком был и соборный протоиерей Василий Никанорович Сперанский, много сделавший для развития народного образования в Белебее и Стерлитамаке. В 1849 году он был назначен настоятелем церкви в селе Ильинском Белебеевского уезда, а с 1953 года – в селе Никольском. Он организовал первую инородческую школу, содержащуюся на его средства, перевел на марийский язык Евангелие.

Сперанский заведовал тюремными часовнями в Стерлитамаке и Белебее. В 1849 году Василий Никанорович был перемещен в Стерлитамак. В нем он открыл первую в городе женскую школу, которая содержалась на средства церкви. В школе преподавались Закон Божий, гражданская история, литература, грамматика, арифметика, рукоделие. Сперанский мечтал об открытии таких школ по всему Стерлитамакскому уезду. Умер Василий Никанорович в 1879 году. Одним из последних священников Казанского собора был Петр Васильевич Полозов. О его жизни осталось немного сведений. Родился он в 1888 году в деревне Рязановка Стерлитамакского уезда. После закрытия Казанского собора был священником Тихвинской церкви, а 13 августа 1937 года был арестован и казнен, хотя в это время он работал сторожем на складе горючего.

Собор постигла участь многих российских храмов. В 1929 году городское «Общество безбожников» организовало кампанию по закрытию Казанского собора: собирались подписи горожан, требующих закрытия собора. Говорили о его несметных сокровищах, которые, якобы, после закрытия будут отданы на «решение жилищного вопроса», готовился показательный процесс над церковным старостой и настоятелем.

16 августа 1929 года президиум БашЦИК принял постановление о закрытии собора и передачи его здания под клуб. Что и было сделано.

С Казанского собора были спилены кресты, звонницу обезголосели – сняли колокола. Один из них, подобранный пожарными, до сих пор находится в городской пожарной части 40. Из иконостаса сделали рамы для окон. Впоследствии в здании собора был устроен кинотеатр – так поступили с большинством зданий храмов. А ровно через сто лет после начала его строительства, в 1937 году, само здание собора было разрушено. И этот уникальный памятник архитектуры был превращен в груду развалин. О его существовании напоминают редкие фотографии, оставшиеся у коренных жителей Стерлитамака, да людская память, хранящая добро приносимое им храмом, - Казанским собором.

Прошли годы, пронеслось время. Не верится, что этот, наиболее чистый и благоустроенный город Башкортостана, прошел через такие испытания. Стал не только ведущим центром химической промышленности и машиностроения Башкортостана и России, но и городом, по разнообразию и объему выпускаемой химической продукции  не имеющим себе равных.

По числу вузов и техникумов, Стерлитамак уступает  лишь Уфе. Богатые трудовые, культурные и спортивные традиции город бережет и развивает. Но, думается, стоит подумать о том, чтобы одной из городских улиц было присвоено имя Базилевских, верой и правдой служившим народу.

Красивые люди живут в этом красивом городе!

 

СТЕРЛИТАМАКСКИЕ ШИХАНЫ

 

   Пожалуй, наиболее ярко и выразительно описал шиханы в своей повести «Горы» наш земляк писатель М.В. Авдеев.

   «… Перед нами несколько одиноко стоящих известковых гор. Странное впечатление производят они…стоит каждая высоко, рисуясь своеобразным очерком, над лесом, изгибами и оврагами, и сторожит реку.

 Река эта – Белая».

 

 

 

 

 

 

 

 

            Посмотрите на карту. Вблизи Стерлитамака, несмотря на его промышленную мощь, остались довольно обширные пространства с почти нетронутой природой. Главной достопримечательностью правобережного ландшафта реки Белой, конечно, являются  величественные горы-шиханы. Эти горы-останцы представляют собой древние коралловые рифы, которые образовались в пермскую эпоху и выведены на поверхность позднейшими тектоническими движениями земли.

Термин "риф" означает в океанологии подводное возвышение дна моря. Возникает в результате разрушения скалистых берегов или роста коралловых построек, достигающих поверхности моря. Ископаемый риф – обособленная захороненная  в толще горных пород органическая постройка. Древние рифы образуются в результате жизнедеятельности сообщества древних организмов (водорослей, кораллов, стоматопоров и других биоценозов), живших в тот или иной период геологического времени в морском бассейне. Древние рифы у Стерлитамака представлены остатками вымерших организмов, - как классический пример ископаемых рифов, к которым можно подойти, взобраться на их вершины, потрогать руками то, что создавалось морем 260 миллионов лет тому назад. С такими погребенными рифами связаны месторождения нефти и газа, например, находящееся неподалеку отсюда - Ишимбайское.

Стерлитамакские шиханы - настоящий геологический музей под открытым небом, где можно непосредственно наблюдать строение древнего кораллового морского рифа и собрать коллекцию палеонтологических окаменелостей. Горы-шиханы - как три башкирских богатыря выраженные самой природой в камне.

Первая, северная гора – Юрактау, вторая, средняя, самая большая среди них - Куштау. Третья гора - Шахтау, в настоящее время, увы, почти исчезла. Известняки ее служат сырьем для Стерлитамакского содово-цементного завода.  Эти три шихана, как бы нанизаны на «нитку» реки Белой.  Продолжением  их череды, но, как бы особняком, между Стерлитамаком и Ишимбаем, высится четвертый шихан - Тратау.

Раньше к шиханам, до  строительства моста через реку Белую, на автомашине  можно было попасть, только пользуясь паромом. Сейчас путь свободен: через реку Белую Стерлитамакские строители возвели мост.

Для любителей пеших путешествий можно предложить старый испытанный путь: отправиться к Юрактау от паромной переправы, что вблизи железнодорожной станции у деревни Косяковка, а далее шествовать к шихану вдоль реки еще около часа.

Шихан Юрактау невелик. Вершина его взлетела над уровнем реки Белой всего на 200 метров, при ширине холма в 850 метров. Я не оговорился, назвав шихан холмом. В башкирском языке эти слова равнозначны. Западный склон холма более крут. Он обрывисто падает в пойму Белой. Утесы и скалы шихана как бы оберегают ее покой. Сторожат то, что шихан припрятал для наиболее любознательных и внимательных глаз: растения, живность и окаменевшую память, хранимую им веками – хорошо сохранившиеся морские раковины, скелетные остатки разнообразных морских животных, другие окаменелости.

Особенно красив он ранним утром, когда из кожистых ладошек подорожника начинает испаряться собранная в них за ночь влага. Поднимаясь вверх, она укутывает шихан мягкой облачной вуалью, а при восходе солнца дает простор для радужной игры его лучам.

Подниматься на шихан по его западному склону следует осторожно. Встреченные осыпи, состоящие из разрушенных пород, необходимо проходить наискосок, траверсом. Перед подъемом следует всем без исключения, напомнить, что для всеобщей безопасности существует звуковой сигнал-крик: «камень!». Он подается тем, кто первым увидел его катящимся вниз. И этот безобидный камень-молчун, нечаянно сдвинутый с «насиженного» места неосторожной поступью человека, может превратить и его, и горный склон по которому вы поднимаетесь, в реальную опасность. Поэтому его необходимо остановить прежде, чем он набрал скорость. В целях  безопасности прохождения осыпи по ней следует двигаться  так, чтобы под любым человеком, идущим вверх, ниже него не было людей. В случае «горовосхождения» с детьми, советуем делать частые привалы. А чтобы они не казались детям «искусственными», и не ущемляли их физические достоинства, то на остановках следует знакомиться с растениями, фотографировать открывающиеся панорамы, собирать коллекцию встреченных горных пород. В зимнюю стужу эти фотографии и воспоминания, связанные с ними, смягчат студеное дыхание зимы.

            У подножья западного склона Юрактау запаситесь студеной водой из вытекающего из-под горы родника. Пить воду при подъеме надо лишь изредка. Потерпите. А когда вернетесь к Белой  с оставленной вами живой прохладе родниковой воды, то насладитесь ее вкусом. Растительный мир шиханов разнообразен. Но, как указано в книге «Памятники природы Башкирии», лишь гора Тратау Постановлением Совета Министров БАССР объявлена памятником природы, хотя остальные шиханы не менее интересны и важны. Для знакомства с ними  в 1937 году приезжали на экскурсию участники семнадцатого Международного геологического конгресса из многих стран мира и были поражены их величественной уникальностью.

            Северный склон Юрактау, как наиболее защищенный от солнечных лучей, покрыт древесно-кустарниковой растительностью. Другие же, более сухие склоны, покрыты степными растениями и теми, что приспособлены к экстремальной жизни на каменистых горных породах.

            Шихан Куштау расположен  вблизи Стерлитамакского дома отдыха. Длина его составляет 3,5 км при ширине всего около 1 км. Он не только несколько выше Юрактау, но и имеет как бы три вершины. Самая высокая из них возвышается над уровнем моря на 371 метр. Шихан почти весь покрыт лиственным лесом. В нем нетрудно разглядеть глазки красной костяники, собранные в яркий мозаичный медальон. Послушать, как над вашей головой хлопает резными ладошками дуб. Понизу шихана и в оврагах, которые морщинами прорезают его склоны, просто так не разгуляешься. По-осени, когда белостволье берез надевает свой золотистый наряд, а порыжевший от листьев ветер, качает яркие кленовые и рябиновые кроны, вы наверняка наберете здесь  на «жареху» грибов. Опят, что «мухи на мед» слетевшихся и облепивших  вкусный лакомый кусок – старый дубовый  пень. А там, где ветер бегущий с откоса стряхнул на осинах их багряные косынки, вполне возможна встреча с подосиновиками и груздями. Осина – удивительное дерево, хотя в народе ее не жалуют. А между тем тщательно высушенная осиновая древесина уступает в прочности лишь дубу, да хорошей сосне. Из осиновых кряжей до сих пор в деревнях выдалбливают лодки-долбленки. Она, как и липа, из-за мягкости своей древесины, является лучшим материалом для изготовления туесов, корыт, ложек. Из нее гнут лыжи, оглобли, дуги, санные полозья. Делают клепки для бочек, деготь, уксус, кроют крыши домов, а о том, что осина это лучшее сырье для изготовления «соломки» для спичек, и говорить не приходится.

            Я не раз бывал в этих лесах, составляя карты для проведения в них соревнований по спортивному ориентированию. Продирался сквозь завалы лесной чащи, где даже не было намеков на тропинки, не говоря уж о просеках. И тогда с улыбкой вспоминал своего товарища по институту  Акрама Сахаутдинова, главного лесничего Стерлитамакского лесхоза, ставшего впоследствии заслуженным лесоводом Башкортостана, который приглашал меня сюда на охоту.

            Оглядитесь вокруг и найдите поврежденную грибами-трутовиками осину. В память о посещении шиханов срубите большой трутовик так, чтобы у него осталась кора. Этот трутовик – готовый материал для кашпо под цветы. Для этого необходимо удалить лишь затвердевшую мякоть гриба, а в образовавшуюся чашу посадить вьющееся растение. Мякоть гриба трудно удалимая. Поэтому его лучше всего выжечь углями  горящего костра. Чтобы прекратить тление трутовика образовавшуюся чашу заливают водой. Надо помнить, что иначе, чаша прогорит насквозь. Получившееся кашпо покрывают лаком, прикрепляют к стене или подвешивают. В зимнюю стужу, оно согреет вас воспоминаниями о прошедшем лете, красотой шиханов с многообразием их жизни.

            Самый южный шихан – Тратау находится он на полпути к городу Ишимбаю. Это самый высокий из всех Стерлитамакских шиханов. Высота его составляет 402 метра. Склоны в основном пологие, но с подъемом  вверх становятся несколько круче, а к самой  вершине вновь выравниваются и выводят на большую ровную площадку. Длина этой горы – 1,2 км при ширине 800 метров.

            В шихане имеются три небольших горизонтальных пещеры, о существовании которых в своих трудах упоминал еще Иван Лепехин, - адъюнкт Петербургской академии наук. Особый же для него интерес представил  небольшой кустарник, стелющийся по сухим крутобоким склонам шихана. Башкиры называют его артыш, но в народе он наиболее известен как можжевельник. Его мягкие ветки-лапы с ягодами синего цвета   издавна пользовались в народе как средство для отпугивания мышей, окуривания его дымом  больных детей. Вполне возможно, что исчезновение его с шихана Тратау частично вызвано и причиной его заготовки местным населением. Но, как утверждают московские ботаники Ольга и Борис Федченко, побывавшие здесь в 1892 году, т.е. через 122 года после экспедиции И.Лепехина, можжевельника на Тратау они уже не встретили. Возможно, как предполагает доктор биологических наук Валерий Путенихин, можжевельник с вершины Тратау исчез из-за того, что сам шихан, почитавшийся в народе как гора-душа, обладает внутренней силой.  А провести на ее вершине время – божья благодать. И если во времена И.Лепехина посещение вершины шихана были редки, то постепенно она превратилась в место «паломничества» всех, кому придется, так и был уничтожен  кустарник, произраставший там естественным путем.

Приятно, когда твои  мысли и чаяния совпадают с такими же мыслями, близкими по духу людей, которые, как и ты, озабоченны решением одной и той же задачи: охраной и сохранением природы родного края.  

Я очень хорошо знаком с профессором Евгением Васильевичем Кучеровым. Знаю его не понаслышке, а по делам уже более сорока лет. В шестидесятые годы он открывал Музей природы Башкортостана в уфимской школе № 93, в которой я проработал почти 25 лет. Мы неоднократно принимали участие в конференциях  самого различного уровня. Именно Е.К.Кучерову принадлежит заслуга в изучении Стерлитамакских шиханов. При их исследовании им было обнаружено созвездие  редких реликтовых и эндемичных растений. Этим мудреным научным словам объяснение простое: одни растения сохранились только на этих шиханах и произрастают там с давних эпох, а другие просто нигде  в мире не встречаются!

            Альберт Мулдашев известный ученый-флорист нашей республики – блестящий продолжатель научных исследований Евгения Васильевича. Он и решил восстановить утраченное растение: посадить на шихане Туратау можжевельник и тем самым искупить вину людей перед душой-горой.

И вот 22 июня 2004 года он с группой биологов, сотрудников Ботанического сада-института УНЦ РАН Валерием Путенихиным, Светланой Кучеровой и Гузель Симоновой  высадили на Туратау пять небольших контейнерных экземпляров можжевельника казацкого и два крупных куста можжевельника обыкновенного. Высаживали их на разных сторонах света и на разных высотных уровнях. Вот  как описывает посадку последнего куста можжевельника Валерий Путенихин.

            «Шестому кустику выпал небольшой пятачок на очень крутом скальном краю: я держался рукой за расщелину, как вдруг почувствовал приветливое поглаживание. Ба, да это эфедра – чудом сохранившийся здесь небольшой ветвистый кустарник, относящийся к голосеменным растениям! Среди растений Тратау эфедра ближе всех по родству к можжевельнику. Когда последний детеныш можжевельника воссоединился с горой, мы облегченно вздохнули».

            С вершины шихана открывается широкая панорама на разворот гор седого башкирского Предуралья. На далекие посадки сосен, стоящие словно свечи, зажженные лучами заходящего солнца, -  великого творца храма природы. И город Стерлитамак, неспешно зажигающий мерцающие фонари на своих гостеприимных улицах.

До свидания город, оставивший свое имя на страницах научных книг многих стран мира. Имя, сотворенное теплым, ушедшим памятью в геологическое прошлое, морем , - островам на суше, Стерлитамакским шиханам.

Вот и закончилось наше путешествие в глубины истории Стерлитамака, знакомство с его историческим и геологическим прошлым. С городом, некогда взявшим на себя ответственность быть столицей  будущей  Республики Башкортостан.

 

 

Вадим Александрович  Марушин

 

Действительный член Русского географического общества,

Мастер спорта СССР по туризму,

заслуженный учитель России.

 

Тел. 8 – 905 0000 809   

 

Уфа-96, ул. Лесотехникума, 30 -12.

 

marushinVA@hotbox.ru

 

 

 

Опубликован в журнале «Бельские просторы» № 6 2008 г.

 

Представлен детским туристским центром «Меридиан» Октябрьского района гфы.