Туристы клуба имастелло часто совершают познавательные походы по Южному Уралу. В майские дни 2009 года они побывали в географическом центре Башкирии.

     Вячеслав Александрович Киселев прислал фото с того места, где лежат культовые камни «Абий» и «Бабай», а через пару месяцев там уже появилась стелла с обозначением географического центра республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Газета "Единая Россия. Башкортостан", 17.04.2009, стр.03.

 

КАМЕННАЯ  ЛЕГЕНДА

 

Географический центр республики нуждается в разгадке и обустройстве

 

Сразу за деревней Зириково сворачиваем на огромное поле, где еще только-только начинают выбрасывать робкую зелень посевы озимых. Прихваченная ночным морозцем почва позволила беспрепятственно добраться до нужного места. Но стоило нам развернуться, как колеса переднеприводных автомобилей, даже с шипованной резиной, начали шлифовать жирный чернозем.

- Не отпускают нас абий с бабаем, - киваю я в сторону валунов, - признавайтесь, кто нагрешил?

- Не знаю, какой грех ты имеешь в виду, - замечает начальник отдела администрации МР Гафурийский район Галинур Калмурзин, - но председатель этого хозяйства точно всыплет нам за порчу посевов.

- Так дорогу надо проложить. Всего-то какой-то километр.

- А где деньги? Здесь не одной сотней тысяч пахнет, - замечает представитель власти.

- У правительства попросите. Все-таки речь идет о центре не района, а всей республики. Историческое, можно сказать, место. И никак до сих пор не обозначенное. Несолидно.

 

Девяностые годы, несмотря на их разрушительный характер в экономике, выдвинули на аван­сцену внутриполитической жизни страны ряд мощных регионов. В их числе - Башкортостан, Многие ли, к примеру, в Москве или в Пи­тере знали, где находится Уфа? За­то сегодня город над Агиделью из­вестен даже за рубежом. Потому что бурно развивается аграрно-промышленная составляющая территории. Пожалуй, уже нет ни одной сферы человеческой дея­тельности - будь то спорт или нау­ка, искусство иди банковское де­ло, - в которой мы не добились бы впечатляющих успехов, работаю­щих на имидж республики. Способствуют этому и различного рода археологические изыскания. Дос­таточно обратиться в этом смысле к недавно открытому городищу "Уфа-II" или таинственной Чандар-ской карте. Этим объектам уделя­ют самое пристальное внимание именитые ученые России, В об­щем, интересных с познаватель­ной точки зрения мест у нас пре­достаточно, В большей или в меньшей степени. Одно из них - географический центр Башкор­тостана. Уверен, далеко не все из нас знают, где он находится. Более того, эта координата до сих пор никак не обозначена, хотя топо­графы и геодезисты определили ее с точностью до двухсот-трехсот метров. И находится она, как вы уже поняли, в Гафурийском райо­не, близ деревни Зириково.

Случайно или нет, но рядом с географической точкой находится другая - культовая. Прямо на паш­не покоятся два валуна - совер­шенно разные по составу, но оста­ющиеся на протяжении бог знает скольких столетий на поверхности земли,

-   Один камень называют бабай, - рассказывает старожил де-реини, пенсионер Мансаф Сайфуллин, - другой - абий.  После войны, когда я был еще мальчиш­кой, к моим родителям приходили домой  руководители хозяйства, включая парторга, и умолили отца и мать, чтобы они попросили у камней прекратить идущий перед уборкой дождь. И я своими глаза­ми видел, как после молитвы ли­вень прекратился.

Позже, где-то в шестидесятые, продолжает вспоминать Мансаф Зайнетдинович, агроном, кстати, женщина, орденоноска, распоря­дилась убрать камни с поля. По­догнали трактор, зацепили трос, а валун, несмотря на его небольшой размер, - ни с места. Газовал, газо­вал механизатор Карам, а толку нет, только трос порвал. Повторил попытку - опять безрезультатно. Махнул рукой и уехал домой. И в тот же вечер ногу сломал.

- Нога долго не заживала, - уве­ряет пенсионер, - и тогда тракто­рист поковылял к камням просить прощенъя.  Наутро почувствовал облегчение.

Можно по-разному относиться таким свидетельствам, но факт остается фактом: каменная легенда передается из поколения в по­коление. И откосились к ней в Зириково во все времена отнюдь не только как к легенде. Вот что, на­пример, рассказала Халида Бурха-нова, всю жизнь проработавшая педагогом в местной школе:

-   Наши дедушки и бабушки действительно воспринимали эти камни как живые. И нам это при­вили.  Приведу конкретный слу­чай. В 80-м стояла засуха. Я при­гласила шестерых старушек, исто­пила для них баню, а утром все вместе мы отправились в поле. Об­мыли валуны принесенной ключе­вой водой, обтерли топленым мас­лом, а потом совершили намаз. Едва вернулись домой - поднялся ветер, набежали тучи. И вскоре по­шел сильный дождь. Я впослед­ствии сюда своих учеников приво­дила.

-  И вас никто не взгрел по пар­тийной линии?

-  Нет. Хотя некоторые ученики посмеивались надо мной, говори­ли, что это пережиток прошлого. Но потом и они убеждались в чудодейственной силе камней. Да вот у Дамира Габделъхаковича спросите, он как раз у меня учился.

Дамир Сафиуллин сегодня сам работает преподавателем. По его словам, нахождение камня близ географического центра республи­ки - вовсе не совпадение.

-   Приезжал один старик из Уфы, - говорит учитель, - и выска­зал предположение, что здесь на­ходится захоронение аулия - так называемых провидцев. Их остан­ки и создают существующее здесь мощное биополе. Одна женщина принесла как-то маленький оско­лок от одного из камней домой, положила его и буфет на блюдечко, а оно звенеть стало, как будиль­ник. Отнесла обратно. Кстати, те­перь я сам своих учеников приво­жу сюда, они рассказывают об этом чуде родителям и приезжаю­щим родственникам. Все удивля­ются и проявляют естественный в таких случаях интерес к "живой" легенде.

- Предание гласит, - включается в разговор Мансаф Сайфуллин, - что у этих камней "дети" были - семь штук. Не знаю, так это или нет, я их не застал. Но эти камни движутся. За мою жизнь на три -пять метров "ушли" от прежнего места. И сами видите - на поверх­ности остаются.

Кто знает, может, молчащим на протяжении многих веков "бабаю" и "абий" суждено вдохнуть в Зириково вторую жизнь? Не случайно жители деревни просят республи­канские инстанции облагородить соответствующим образом это место. В том числе - географичес­кий центр Башкортостана.

 

Гафурийский район.

 

Альфред СТАСЮКОНИС

 

 

 

 

Газета «Республика Башкортостан», 09.07.2009, стр.1.

Традиции.

 

Откуда корни растут

В Гафурийском районе находится географический центр республики

 

 

У всего есть свой центр. И у на­шей республики тоже. Понятно, что в административном смысле это ее столица Уфа. А вот геогра­фическая середка, оказывается, расположилась возле небольшой деревушки Зирик. Выяснили это еще лет семь назад ученые ка­федры физической географии и гидрологии суши Башкирского государственного университета, проведя математические и иные расчеты.

Вышло, что центр республики находится в поле на севере Гафурийского района, между реками Белая и Зилим, приблизительно в четырех километрах от деревни Зирик. Инте­ресно, что в этом же поле находятся два артефакта местного значения: камни Бабай и Абий. Совершенно разные по структуре и составу, они уже в течение столетий покоятся на поверхности земли. Говорят, их пы­тались увезти отсюда тракторами. Да только агрегаты мощностью в табун лошадей не осилили такую работу. Так и покоятся камни - один красно­ватого оттенка, другой зеленоватого - на радость местным жителям. Те приходили сюда даже во времена во­инствующего атеизма, чтобы помыть валуны, протереть их постным маслом и помолиться о хорошей погоде. Легенды гласят: если была засуха - начинался дождь, а если слякоть, то ливень прекращался.

Старожил деревни Мансаф Сайфуллин - в прошлом активист, а сейчас местный мулла - вспомина­ет, как люди молились этим валунам, и они исполняли просьбу изменить погоду. Мансаф Зайнетдинович  участво­вал в празднике шежере, который провели в Зирике. Но когда предста­влял свой род, о камнях не рассказывал. Он показал, как раньше (да и сейчас тоже) в деревнях резали ба­ранов. Не бездумно, как на ското­бойне, а с молитвами, даже прося прощения у животного.

А обряд поклонения камням Ба­бай и Абий показала Закира Мухаметкулова. Называется он «Йяй ташы» (дословно - летний камень). Стилизованные под валуны два де­ревянных чурбака на время превра­тились в те самые артефакты крас­ного и зеленого цвета. Их мыли, про­тирали маслом, пели молитвы. И надо же, сухая доселе погода смени­лась мелким летним дождем. «К ме­ду и грибам», - стали переговариваться многочисленные гости празд­ника. Никого, правда, не смутило, что обряд проводили не с камнями, а с их деревянными муляжами. Что за­бавно, в это время дождя не было ни в более южном Красноусольске, ни в северном Архангельском. Забегая вперед, скажу, что ехали на авто с праздника по пыльным дорогам, а в Зирике дождь продолжал орошать изнывавшую до того землю.

В этом плане праздник шежере принес явную пользу. С духовной стороны он еще более запомнится его участникам. Небольшая дере­вушка на время выросла населением в разы - сюда приехали ее выход­цы, гости со всей республики и из-за ее пределов. Семь шежере предста­вили в этот день жители Зирика, семь историй жизни поколений. Вдоль домов выставили столы, ло­мящиеся от яств: казалык, баурсак, талкан, тултырмыш, тултырган таук, буза... Каких только деликатесов башкирской национальной кухни не было на улицах Зирика!

А после все отправились откры­вать стелу в честь географического центра Башкортостана. Праздник вылился в настоящий сабантуй, длившийся до глубокой ночи.

 

Ильдар АХИЯРОВ