Б А Ш К О Р Т О С Т А Н

ЖЕНСКИЙ ЭКИПАЖ

АССОРТИ

 

г. Уфа-2003

 

“Если им больно – не плачут они, а смеются

Если им весело - вина хорошие пьют.

Женские волосы, женские волосы вьются

И неустроенность им заменяет уют”.

Ю.Кукин

 

Сегодня мало кто знает, что в Уфе был замечательный женский экипаж – водников “Ассорти” под руководством Людмилы Герман. Я хочу рассказать и о знакомстве, и о первых путешествиях этого экипажа поподробнее, так как я их воспринимала ТОГДА. И прежде чем начать рассказ, представлю по порядку своих подруг, чьи имена будут неоднократно звучать в этом рассказе:

Герман

Людмила Ивановна (фото 1)

Работала в ВНИИСПТ нефть, сегодня Герман-Корсунская живет в поселке Нягань Тюменской области.

Одна из лучших руководителей.

Не изменилась ни с годами, ни с переменой обстоятельств. Такие часто не рождаются. Когда упоминается имя Герман - есть ощущение общее для всех:
всегда интересна с чувством юмора, живая, веселая и с неразлучной подругой гитарой за плечами в рюкзаке.

Сильная, волевая натура сумевшая соединить, сплотить и
руководить женским экипажем.

Князева

Галина Петровна (фото 2)

Работала в Башкирэнерго, сегодня Князева-Сергеева живет в Уфе.

Секрет обаяния этой девушки соединил в себе: сентиментальность, романтичность, доверчивость, нежность.

На фоне открытого детского взгляда – тонкая душа и ранимое сердце.

Андреева

Ольга Алексеевна (фото 3)

Работала на заводе РТИ, сегодня Андреева живет в городе Дзержинске.

 

Для меня имя Ольги Андреевой ассоциируется с бурей. Невероятно импульсивная, шумная, контактная и веселая. Душа на распашку, “рубаха-парень”.

Козлова

Валентина Гавриловна (фото 4)

Работала на УППО, сегодня Козлова живет в Уфе.

По натуре спокойная, добрая, отзывчивая, настоящий товарищ, в нужный момент всегда рядом, трудяга, с тонким чувством юмора.

Ишметова

Светлана Павловна (фото 5)

Работала на заводе “Промсвязь”, сегодня Ишметова-Носарева живет в Уфе.

Самая обаятельна и привлекательная, милая, и стройная девушка. Как будущий геолог, при удобном случае целеустремленно и с огромным удовольствием во время походов по Зилиму и Сакмаре перелопатила все берега, выискивая редкие породы минералов. Находила их и, несмотря на тяжесть, тащила все эти камни на своих хрупких плечах.

Саттарова

Людмила Исмагиловна (фото 6)

Работала на “Баштрансгаз”, сегодня Саттарова живет в р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области.

Эта дама - альпинистка-скалалазка, однажды решила испытать себя и в водном туризме. Человек серьезный, спокойный и тактичный. Интересный собеседник: интеллектуальна и красноречива.

Сысолетина

Ольга Анатольевна (фото7)

Работала на заводе “ им. С.М.Кирова”, сегодня Сысолетина-Чупракова живет в Уфе.

Про себя писать сложно, но постараюсь, чтобы имели представление. Я натура творческая, люблю друзей и люблю путешествовать. Кроме того умею играть на гитаре с минимальным количеством аккордов, голос обычный, пою тихо, но душевно, в основном в “миноре”, то бишь страдания.

В далекие 70-е годы, как теперь говорят, времена застоя, на одном из субботников я услышала удивительные рассказы коллеги по работе Сергея Зыкова (светлая ему память) о его туристских путешествиях и курьезах, которые обязательно случаются в походах. Я загорелась идеей стать туристом, и тот же Зыков Серега, привел меня в заводской турклуб "Кировец", который находился в подвале по ул. 8 Марта.

НАВЕРНО ПО ЖИЗНИ, ЗАДАЧА КАЖДОГО ИЗ НАС НАЙТИ СВОЙ ИНТЕРЕС, КОТОРЫЙ НАМ БЛИЗОК, К КОТОРОМУ У НАС ЕСТЬ ЯВНОЕ ПРИЗНАНИЕ.

Переступив порог турклуба я поняла - это мое. Туризм меня увлек и надолго.

Богата природа Башкирии, где я живу. Край высоких гор покрытых лесами, быстрых порожистых рек, полей и лугов, бескрайних степей и живописных озер. Край туризма, где туристы-водники, альпинисты, спелеологи и пешники находят возможность совершать увлекательные путешествия, бросая вызов горам, речным перекатам, порогам и встречному ветру.

КОНЕЧНО ЖЕ, НАС В ТЕ ГОДЫ ОБЪЕДИНЯЛО НЕУЕМНОЕ ЖЕЛАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЙ, ПРИКЛЮЧЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ!

Не счесть путешествий, которые мы совершили. Мы сплавились по всем рекам Башкирии, объездили все уголки (бывшего) Союза, сплавляясь по горным рекам Кавказа, Сибири, Средней Азии, Украины, Карелии.

Мы облазили многие пещеры нашего края. Каждый год проводились соревнования по технике водного туризма (ТВТ) - в июне в Дурасово и спортивному ориентированию - в июле в Юматово или на Санаторной. Строили избы, куда выезжали зимой на выходные дни (жаль только, что их сжигали недобрые люди, но мы строили заново, под руководством Гены Ефимова).

Зимой путешествовали с холодными ночевками. Все праздники мы отмечали в лесу, кроме 1 МАЯ. Это единственный праздник, который отмечался на воде, т.к. клуб "Кировец" в основном состоял из водников, а водные походы всегда приходились на апрель-май. Многие ребята окончили школу инструкторов при областном клубе и стали квалифицированными туристами, туристами- разрядниками и мастерами. Каждую среду мы собирались в клубе, чтобы не только наметить и обсудить маршрут, А ПРОСТО УВИДИТЬСЯ, ПООБЩАТЬСЯ, ПОТОМУ, ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЛА ОДНА ЦЕЛЬ, ОДНА ДОРОГА, ОБЪЕДИНЯЛ ВОЗДУХ РЕК И ГОР, КОТОРЫМ МЫ ДЫШАЛИ, ДЫМ КОСТРА, У КОТОРОГО МЫ ГРЕЛИСЬ И ДРУЖБА!

Я благодарна судьбе, что однажды она свела меня с замечательным человеком - Людмилой Герман. Ее первейшее качество - открытость, природное обаяние. Она создала вокруг себя ауру, которая притягивала к ней. От нее исходило тепло и свет. Легкая на подъем и общительная, она была своя.

Я прекрасно помню и считаю, что начало рождения женского экипажа случилось именно весной 1974 года. В тот год Герман заявляла группу по интереснейшей реке Башкирии - Зилим. Все мы познакомились благодаря случайности, и наша группа оказалась практически женской, не считая одного мужчины - Валеры Рябова. С первого похода по Зилиму и с первой ее минуты мы стали друзьями.

Вся группа в полном составе встретилась 26 апреля 1974 г. поздно вечером в Уфимском аэропорту, чтобы утром вылететь в Белорецк. Из-за непогоды аэропорт Белорецка нас не принял и мы приземлились в Магнитогорске. Затем поездом добрались до Белорецка, а далее на открытой платформе, прижавшись друг к другу и этим согреваясь, веселые, молодые и неунывающие девушки с песнями покатили по узкоколейке до горнорудного поселка Тукан. Откуда, пересев на машину, доехали до поселка Зигаза. Пройдя пешком еще с километр вышли на берег реки и разбили лагерь.

Река Зилим сочетает в себе красоту лучших мест южно-уральского горного массива и нетронутость природы. Скальные, обрывистые берега, большие сосновые леса, пологие горы, отвесные обрывы, сменяя друг друга, тянуться вдоль реки.

Сплавляясь по Зилиму, у нас сложилась полнейшая гармония с природой и между собой. У нас были общие радости и невзгоды, общая работа в экипаже и на берегу, где жизнь и благо зависело от каждого из нас.

Не обошлось и без смешных курьезов, которые не забыть. Перед тем как начать сплав, нас проинструктировали, о том, что наш поход совпал с сезоном клещей (апрель-май), когда они особенно активны и убедительно просили, чтобы мы были внимательны и осторожны и чаще себя осматривали.

Наша Светочка Ишметова вбила в свою головку, что именно ее паразиты- клещи преследуют на каждом шагу. Однажды даже решила, что клещ укусил ее в пятку и пока не убедилась в обратном - не успокоилась.

Еще пример: наш единственный мужчина, Валера, на протяжении всего маршрута был как-то неловок и, по этой причине, мы трижды пострадали. Хочу рассказать все три случая.

Первая история произошла в начале маршрута, когда МЫ разбивали первый лагерь.

Каждый был занят своим делом: одни ставили палатки, кто-то колол дрова, кто-то разбирал вещи, а наш Валерочка взялся разжечь костер. И почему-то этот костер не хотел разгораться. Тогда наш мужчина решил, что его реноме кострового спасет спирт, который мы взяли для особых случаев, например, если промокнем, да и по случаю приближающегося праздника 1 Мая.

И когда костер в конце - то концов разгорелся, мы с ужасом узнаем, что на это ушла вся бутылка спирта. Слов не было, одни чувства!

Вторая история о том, что мы все-таки в одной из деревушек купили вино. Какой праздник без вина. Продали нам его на разлив в полиэтиленовом мешке. И вдруг, из-за очередной неловкости нашего мужчины, мы лишаемся и этого напитка. Он его нечаянно разливает на землю. Надо было видеть в тот момент наши лица.

И третья история. Когда проходили перекат, мы и все, что было в плотах сильно промокло, т.к. шли без фартука. На берегу нам пришлось все сушить. Для этого разожгли костер, развесили и разложили мокрые вещи и поручили нашему Валере следить и переворачивать их по мере надобности. И что же? Наш мужчина, проморгал и на этот раз. Часть вещей, в том числе мои сапоги и шаровары подгорели, причем последние - в интересном месте, то бишь на пятой точке.

А однажды так случилось, что мы чуть не прозевали порог. Гребем, болтаем, как раз было затишье, без особых препятствий, и вдруг на правом берегу видим группу ребят, которые отчаянно машут нам руками. Поначалу мы решили, что они нас приветствуют и замахали им в ответ, но потом до нас дошло, что это не приветствие, а сигнал причалить. Подойдя к берегу, мы узнаем от них, что впереди порог:

- Разве, вы не будете делать разведку? - спросили они нас. Мы были им за это бесконечно благодарны. К тому же для многих, как и для меня, это был первый порог. Так произошло знакомство с группой ребят из Уфимского института геологии, под руководством Алямкина Александра и что интересно, просто парадокс, эта группа состояла из одних мужчин и одной женщины, а у нас, наоборот.

Дальше мы шли более внимательно, потому что вода не терпит халатности и несерьезного отношения к ней, как и вся природа в целом.

Следующая наша встреча с геологами на этой реке и вплотную, на одном берегу, состоялась 1 Мая. Мы вместе отметили праздник. Среди ребят оказались охотники, которые к празднику настреляли дичи, а мы в свою очередь постарались приготовить достойный праздничный ужин. Почти до позднего вечера мы беседовали у костра о том, о сем, пели под гитару, шутили, смеялись. В общем праздник удался, заснули мы лишь под утро.

А утром 2 Мая случилось ЧП, заболела наша Галочка Князева. Буквально за несколько минут все мы были на ногах, услышав о тревоге. Гале было плохо, ее мучили резкие боли, мы все решили, что у нее приступ аппендицита. Надо было что-то быстро предпринимать. Потому что до ближайшей деревни было 3 км, а до поселка, где есть доктор - 50 км. Решение пришло быстро. Галю укутали в геологический спальник и уложили в самую лучшую лодку по проходимости - ЛАЗ, а на весла сели самые лучшие из геологов и оттолкнувшись от берега поплыли в сторону поселка.

Герман тем временем побежала до ближайшей деревни, нашла и разбудила лодочника, и, сев на моторку, они догнали лодку с Галиной, аккуратно переложили ее на моторку и оперативно доставили в поселок к доктору.

Когда обе группы, наша и геологов, сплавилась до поселка, где находилась наша Галочка Князева, от доктора мы узнали, что ей была оказана квалифицированная помощь. Галя улыбаясь, встретила нас в избушке у милой женщины, приютившей ее до нашего прихода. Нас угостили чаем из самовара, с деревенской сметаной и медом. Поблагодарив добрую женщину, мы продолжили свой путь до Красного Зилима, а там сошли с маршрута и вместе с геологами возвратились в Уфу.

По традиции, после прохождения маршрута, сдав по всем правилам отчет в городской клуб, отмыв свои руки от следов окисления от весел и, приведя себя в порядок, намечают вечер встречи всей группы, который у туристов называется "ТОЧКА".

Свою "ТОЧКУ" вместе с геологами мы отметили сначала в доме Людмилы Саттаровой, а чуть позже у геолога Леши Микрюкова. Ребята показали свой фильм об этом походе, много пели, шутили в тот вечер, наперебой вспоминали веселые истории. В общем, было здорово!!!

Поход по Зилиму укрепил наши отношения. Мы стали общаться все чаще и чаще, практически везде были вместе: то в клубе "Кировец", то выезжали в походы выходного дня, то бегали на концерты бардов, которые часто в те годы заезжали к нам в Уфу, а после концертов бродили по ночному городу, болтая ни о чем. Ходили друг к другу в гости, просто посидеть в тесной кухоньке, сварив картофель, под селедочку и грибки, попить пиво. Попеть, послушать музыку. Короче нам необходимо было быть вместе. Это было здорово! Это было счастье! Мы любили друг друга!

О прочности нашей дружбы лучше всего говорит то, что все мы собрались под руководством Людмилы Герман, весной 1975 года, чтобы сплавиться по реке Сакмара. Группа состояла в основном из тех же девчат, и, что интересно, опять с одним мужчиной, А дело в том, что одна из наших девушек - Ольга Андреева вышла замуж, и ее муж Сережа Волков согласился с нами рискнуть сплавиться.

На Сакмару мы ушли без Саттаровой Людмилы и Князевой Галины. Но они мысленно были с нами, а к нам присоединилась замечательная девушка Козлова Валя. Итак шесть решительных женщин и один смелый мужчина отправились на юг Башкирии, чтобы вместе покорить еще одну из замечательных рек своего чудесного края.

Сакмара самая интересная и сложная река в Башкирии, многие туристы со всего тогда Союза стремились побывать здесь и сплавиться по этой реке.

Свой маршрут мы начали от д. Юмашево. Река на этом участке часто петляет, встречаются завалы, которые приходилось обносить. Еще одна неприятность - язы (прикол). Это когда между каменными боковинами берегов ставятся металлические заборчики из железных прутьев, на которые местные рыбаки по весне ставят плетенные из лозы “морды” для ловли рыбы.

Многие туристы рвали свои суда, не заметив этих прутьев. Самая длинная дыра, мы свидетели, была у байдарочников из Ленинграда. Когда измерили, она оказалась - 1 м 80 см. Короче на этом участке реки, не столько сплавлялись, сколько мучались от всяческих препятствий, но не унывали, пробивались вперед. Это были наши испытания на прочность.

Однажды произошел трогательный и незабываемый случай. Подойдя к очередному завалу, нам так не хотелось их обносить, только мы об этом подумали, как подтянулась еще одна группа ребят, и они решают разобрать завал, благо он был не сложный, и разбирают. Мы, конечно же, им тоже помогли. Затем они пропустили нас вперед, как настоящие джентльмены и один из ребят бросил в наши лодки букеты горных подснежников (сон травы). Мы были им благодарны за этот красивый поступок. От поселка Юлдыбаево сплавляться стало намного интересней. На всем участке много перекатов, шивер.

Ложе Сакмары слагается в основном из выходов кристаллического сланца, обломки которого щедро разбросаны по всему дну реки и доставляют не мало неприятностей туристам- водникам, идущим на байдарках или надувных плотах. Характер берегов различен: пологие склоны холмов сменяются высокими, почти отвесными, стенами, русло реки сужается, начинаются пороги.

Самый крупный порог на Сакмаре "Яманташ" (Плохой камень). Он состоит из 4-х ступеней. Самый сложный – третий, он с водопадом. Длина порога 2 км. К порогу "Яманташ" мы подошли во второй половине дня, проходить было поздно, и мы решили разбить лагерь перед порогом. Здесь уже стояло много групп, целый палаточный город. Оказалось, что туристы из Челябинска ежегодно здесь проводят соревнования по ТВТ (технике водного туризма).

Утром следующего дня мы с интересом посмотрели на соревнования ребят из Челябинска.

Запомнился один экипаж байдарки, особенно привлекателен был матрос (коренастый мужчина с бородой и с трубкой в зубах, похожий на боцмана). На третьем каскаде этот экипаж перевернулся, мы успели только ахнуть, но в следующий миг байдарка, проделав эскимосский переворот, появляется на поверхности воды в полном составе и, что интересно, милый мужчина в тельняшке, похожий на боцмана, как ни в чем не бывало, также улыбаясь, держал во рту свою замечательную трубку. Это был класс!

Порог “Яманташ”, каскад за каскадом, наша группа прошла благополучно, и мы продолжили свой путь далее, продолжая двигаться на встречу новым приключениям.

Очень много групп мы встретили на своем пути. Общались с интересными и замечательными ребятами.

Но не все безоблачно и лучезарно, я никогда не думала и не предполагала, что среди туристов бывают равнодушные и недоброжелательные "типы". Мы с такими ребятами столкнулись дважды: первый раз - на Сакмаре и второй раз чуть позже (в 1978 г.) на р. Алазани и, что интересно, обе группы были из Казани. Хочется верить, что в этом чудесном городе гораздо больше хороших туристов, нежели тех, что мы встретили. Просто так случилось, нам не повезло.

А дело было так. Видимо острым подводным камнем был поврежден один из отсеков лодки, на которой шли я и Ишметова Светлана.

А так как лодка потеряла управление и нас не слушалась, нам нужно было немедленно причаливать к берегу. На наше счастье мы увидели молодого человека, явно туриста, который стоял как раз у воды и прекрасно видел в каком мы положении. Но произошло следующее: он, немного посмотрев в нашу сторону, и в общем-то видя, как мы чертыхаясь, пытались причалить и просили его о помощи - принять чалку и притянуть к берегу, он вдруг молча развернулся на 180° и удалился в сторону своей группы, которая сидела невдалеке у костра.

Это для нас было неожиданно. В конце концов, мы причалили чуть ниже, оказавшись на одном берегу с этими "товарищами", и было противно, еще раз повторяюсь, что среди туристов встречаются и такие. По воле случая на этом берегу нам пришлось задержаться. Заклеив лодку, мы приготовили ужин, поели и удобно разместившись у костра, стали распевать свои любимые песни, вскоре позабыв о тех людишках, которые не протянули нам руку помощи. Впрочем, на наш огонек забрел парнишка из той группы. Видно было, что мы его заинтересовали. И парень оказался не плохим, открытым, добродушным, когда разговорились. И вот сидим, угощаем его чаем, поем под гитару, болтаем о том - о сем и вдруг из темноты к нашему костру врывается другой образ молодого человека, резкого и со злобным лицом. Не поздоровавшись, найдя глазами паренька, он грубо обращается к нему, то есть к нашему гостю:

- "Что, ты тут делаешь? Быстро иди на место" - и уводит его. Как он был некрасив со стороны! Не передать. Вот такая история.

На следующий день мы отправились дальше. Путешествие наше приближалось к концу. Несмотря на то, что воды в тот год было мало и местами приходилось туго, реку мы покорили.

На протяжении всего маршрута мы мечтали по поводу судна, и фантазиям нашим не было конца. Как здорово было бы приобрести такой надувной плот, который был бы круглый, с тентом, как палатка, чтобы прятаться от дождя, и с резиновыми ножками, для того, чтобы на участках реки, где мелко, на этих ножках, не выходя из плота перейти на более глубокое место. И что интересно, просто чудо, фантастика!!! Такой практически плот мы встретили в конце маршрута, и обладателями этого плота были замечательные ребята из Тольятти.

А самое смешное то, что судьба сводит нас опять с недружелюбной группой байдарочников из Казани. Дело в том, что оба руководителя из Тольятти и из Казани заранее как-то договорились с водителем грузовой машины из ближайшей деревни, что он довезет обе группы до автовокзала, а тут еще подвернулись мы. Раз так случилось, руководитель группы из Тольятти со своей стороны любезно пригласил и наш экипаж, чтобы заодно и мы загружали свои лодки и рюкзаки, дескать, место найдется всем, и нашлось. В тесноте да не в обиде. Но не тут то было, несколько человек из Казани, опять же они были смешны со стороны, в один голос закричали на нас, что это их машина, что это они договорились с водителем, а не мы. Но наша смелая Ольга Андреева не могла выдержать второй раз этого хамства и ринулась в нападение, крикнув нам, чтобы загружались и не обращали внимание на этих мелких людишек. Всю дорогу они ворчали, но уже тихо, между собой, А мы уже не обращали на них никакого внимания, нам осталось потерпеть их общество всего несколько минут - до автовокзала. На автобусе мы доехали до Акъяра. Аэропорт в Акъяре маленький, просто большое земляное поле. Сейчас, наверно, все по-другому. Там купили билет на самолет до Стерлитамака, до Уфы в тот день рейса не было. И, расположившись на лужайке, невдалеке от летного поля стали ждать своего самолета. Забавно то, что на летное поле приземлился кукурузник. Мы, конечно же ждали не лайнер, но, в общем-то интересно, решили мы, прокатиться и на таком чуде. Какая разница, на чем лететь, лишь бы вперед. Мы спешили домой, потому что завтра на работу. Опоздать на службу, в те времена "застоя" - в лучшем случае получишь выговор, в худшем лишали премий, отпуска в летнее время и т.д.- на усмотрение администрации.

На посадку нас пригласил не диктор по радио, а сам пилот. Стоя у трапа своего “лайнера”, он позвал: “Кто на Стерлитамак?” Ну, как таксист. Мы погрузились. И вот мы летим.

Герман и я сидели у самой кабины летчика. От тарахтения и качки самолета мы с Людмилой задремали. Проснулись мы уже перед самой посадкой и когда оглянулись, чтобы узнать, как наши, увидели такую картину. Практически все сидели с мешками. Во время полета их вывернуло наизнанку, лица их были сине-зеленые. В глазах одно желание, как можно скорее сойти на землю. И больше никогда не видеть этого кукурузника. Когда кукурузник приземлился и заглушил мотор, все облегченно вздохнули. Мы сошли и направились в сторону города. Все наотрез отказались лететь дальше воздушным транспортом. Проходя мимо здания аэропорта, нас игриво окликнул из окна 2-го этажа молодой мужчина в летной форме. Видимо увидев нас, ему стало интересно и любопытно, куда и зачем идут такие красивые девчата с большущими рюкзаками на плечах. Мы в свою очередь, в таком же тоне ответили, что чем заигрывать, лучше бы помог нам добраться до Уфы. Он, ни минуты не раздумывая, и на полном серьезе предложил нам вертолет, который вот-вот вылетит в Уфу, и указал, где он стоит. У нас появилась еще одна возможность испытать себя, и смельчаки нашлись, Лететь согласились лишь я, Андреева Ольга с мужем и Козлова Валя. Света Ишметова наотрез отказалась, ей хватило кукурузника. Герман решает ехать с ней на поезде. Мы расстаемся на короткое время, чтобы вновь встретиться в Уфе.

"Точку" мы отметили в доме веселой и гостеприимной Ольги Андреевой. Собрались все, как всегда наготовили много вкусненького, и интересно провели время, вспоминая и обсуждая свое путешествие.

Сочинили даже частушки по этому случаю:

На Сакмару заявлялись

Удивили МКК:

Заявили пять девчонок

И Сережку-мужика!

Завтра утром самолет,

А девчонкам не везет:

Касок нет и лодок нет,

Спасжилеты шлют привет.

С лодкой мы не рассчитали –

Слишком маленькую взяли,

Ноги стынут, “зоп” в воде,

Нет спасения нигде!

Мы юмашевским зевакам

Показали высший класс:

Лодки быстро накачали,

И поплыли через час!

Только тронулись мы в путь,

Глядь – челябинцы бегут,

Задают они вопрос:

“Не тяжел ли ваш понос?”

А еще они сказали:

“Девочки, а вы не с ралли?”

Парни вроде видные,

А слова обидные!

Свету с Сосой посадили,

Те нас сразу удивили:

Лодка кренделем идет,

Над рекою мат плывет!

Нам Сережа объявил:

“Будет день разврата.

Сексуальный анекдот

Расскажу, девчата!

День разврата долго ждали,

Долго это обсуждали,

А Сережа сплоховал –

День разврата прозевал!

А когда в Уфу вернулись,

То коллег постиг удар:

Из похода привезли мы

Как из Африки загар!

Весной 1976 года Башкирский областной совет по туризму объявляет о Республиканском семинаре туристов-водников, который решили провести в Ставропольском крае на реке Кубань. Около 30 судов было заявлено и утверждено, в том числе и наш женский экипаж. Мы готовились как никогда. Получив новенький плот, мы начали шить снаряжение. Шили по ночам, потому что днем работали. Тогда не было такой навороченной экипировки как сейчас. Bсe делали сами, своими руками, как могли. По свалкам искали прорезиненную ткань, через знакомых на РТИ - клей и мудрили свое, не бог весть какое, снаряжение. Конечно же, все было примитивное и смешное. Это сегодня, а тогда, как нам казалось, это было произведение искусства. Все было готово к сроку. Все участники семинара, сев в поезд, и наш экипаж в том числе, поехали покорять очередную реку в сторону Эльбруса. Ура-а-а! Путь был не близкий, но так как компания собралась самая, замечательная и родная по духу, мы даже не заметили, как прибыли в г. Невинномысск. Затем на автобусе доехали до моста, откуда наметило руководство, начать сплав. Место чудесное, воздух бесподобный – горный. На горизонте Эльбрус.

Нам дали время на организацию лагеря и тренировки: обкатать плоты, т.е. на акклиматизацию. Буквально через несколько часов вырос палаточный город. Самые лучшие команды клуба "Кировец" разбили лагерь рядом друг с другом. Женский экипаж № 6 под руководством Герман Людмилы, затем экипаж № 7 под руководством Ефимова Геннадия и экипаж № 11 под руководством Сергеева Михаила, все ребята как на подбор отличные и надежные. Каждая команда имела свою форму и эмблему. Наш женский экипаж был одет в ярко-оранжевые футболки с сердцем и ромашкой на груди и одинаковые белые кепки в красный горошек.

В оставшееся до старта время решили подняться до поселка Учкулан, где находятся нарзанные источники. Но меня, к сожалению, свалила ангина, и экипажи Л. Герман, М. Сергеева, а также Валентин Ефимов и Николай Игнатьев пошли туда без меня.

Когда был дан старт, это было бесподобное зрелище - караван судов больших и малых начал свой путь вниз по реке. Впереди на надувных плотах шли спасатели, следом на катамаране шло начальство, затем участники в порядке очереди: у каждого был свой номер. Караван замыкали спасатели

По плану семинара перед каждым порогом весь караван судов должен был останавливаться, всем участникам выходить, привязав суда, делать разведку порога, рисовать кроки, решать путь прохождения порогам и только потом, сев в свои суда, по очереди проходить препятствие, естественно под контролем спасателей.

Когда последний экипаж по порядку проходил порог, давалась команда идти дальше друг за другом до следующего препятствия. Кроме того, надо было обязательно фотографировать и снимать на камеру прохождение каждого порога, чтобы потом, в отчете доказать, что группа прошла все препятствия. Так как мы шли под номером шесть, то договорились с ребятами экипажа под № 11 о том, что они фотографируют наше прохождение, а мы, в свою очередь, снимаем их.

И вот все экипажи каравана гладко и четко проходят одно препятствие за другим. Все идет по плану. Вскоре на пути очередное препятствие - порог "Z" (зет). Порог серьезный. Дана команда "Стоп". Останавливаемся, привязываем плоты, идем делать разведку, рисуем крок и заодно договариваемся с Мишей Сергеевым и Сашей Никифоровым насчет съемки.

Подошла наша очередь стартовать и мы вошли в порог. Это непередаваемое ощущение: отдать себя воде, почувствовать ее, подружиться с ней. Полнейшая гармония и слаженность экипажа, и порог взят. Это Кайф!!! Мы довольны собой, все за нас рады, а мы тем более не скрываем своего восторга. Вслед за нами стартовал следующий наш плот под номером семь, экипаж Геночки Ефимова. На этом пороге им не повезло, они порвали плот и к финишу пришли почти со спущенным одним отсеком. Вытащив плот на берег, стали клеить. До старта плота № 1l время еще было и поэтому Миша Сергеев и его группа были рядом с нами и мы с интересом смотрели на прохождение очередных экипажей.

Случилось непредвиденное. С финиша, где мы стояли, было не видно, кто стартует. Порог, похожий на букву "Z" (зет), состоял из двух крутых поворотов с мощными прижимами. Нам был виден последний поворот, и появляющийся экипаж мы могли только определить по мере приближения его к нам. И вот что произошло. Вдруг мы видим, что из-за поворота показался плот, совершенно пустой, без единого человека на борту. Все кто был на финише, обомлели. Куда исчез экипаж? Неужели их всех смыло? Мы в недоумении. А плот в свою очередь, просто чистейше проходит порог и, когда он приблизился в поле зрения, мы с ужасом узнаем, что это плот Миши Сергеева. Видимо он был плохо привязан на старте. Спасатели выловили его и вернули хозяину. Экипаж в шоке и естественно мы тоже. Что делать? Мальчики решают немедленно перенести плот на старт, чтобы пройти порог, но не тут то было. Руководители семинара, Боря Хакимов и Салават Муталов, запретили им это делать, решив таким образом наказать их за халатность. Как только ребята их не просили. Обидно ведь, не хочется пропускать ни одного препятствия, проделав такой длинный путь. Руководство было непреклонно, и тут, подключилась Герман и весь наш экипаж, И так и эдак мы упрашивали их, но они твердо стояли на своем:

-"Они должны быть наказаны" - твердили они.

Сколько прошло времени, не знаем? Мы поняли, что все наши уговоры бесполезны и вконец расстроенные сели в плот и оттолкнулись от катамарана руководителей со словами:

- "Мы пошли" - и в ответ услышав: - "Идите", усиленно заработали веслами, кинувшись догонять плот № 5, за которым шли все это время по плану семинара. А Хакимов с Муталовым, наверно, облегченно вздохнули, что мы наконец-то отстали и даже не посмотрели в нашу сторону - куда мы пошли. А мы мчались как угорелые, не зная в тот момент, что команды продолжать путь караваном - не было. Дело в том, что многие экипажи порвались, и было принято решение, мы в это время были уже далеко, сделать привал, чуть ниже порога " Z ", чтобы неспеша все залатали свои раны на судах. Тем временем наш экипаж мчался вперед и вперед. Но время шло, мы не догоняли плот № 5 и нас не догонял плот № 7, как должно быть по плану. Где все? Где спасатели? Никого ни впереди, ни сзади? Мы задаем себе эти вопросы, но тут же выкидываем из головы эти мысли, решив, что мы потеряли много времени в спорах, поэтому большой разрыв. Всяко-разно спасатели впереди. Успокоив себя этим рассуждением, мы переключились на реку, потому что стали появляться серьезные препятствия. Показавшийся впереди деревянный, низкий мостик, мы, подумав, проскочить, нагнувшись на дно плота, несколько сложных перекатов мы прошли играючи, опять рассуждая, что если бы было что серьезное, нас бы остановили спасатели, а их все не было, значит можно двигаться вперед и вперед.

На пути встречается еще один не сложный порог, и его проходим, используя табанку, для того чтобы не на скорости, как учили нас, входить в порог. Река стала постепенно сужаться и с обеих сторон зажиматься скалами, течение воды стало мощным. Явно, что мы вошли в каньон. Вдоль реки на высоте примерно 60 метров тянулась автомобильная дорога, по которой, подняв головы, мы увидели медленно идущий грузовик. Водитель, высунув голову из кабины, наблюдал за нами сверху. Первая заволновалась Галя Князева, она почувствовала неладное.

- "Девочки! - кричала она - Это порог!". Скоро порог "АманХит". А все остальные, опьяненные удачным прохождением, потерявшие бдительность, почувствовавшие свободу, успокаивали ее: ″Ну, что ты, Галя, не может этого быть. Ведь спасателей же нет.″ И чтобы Галя убедилась, что зря волнуется, Герман крикнула, махая водителю грузовика: " Далеко ли порог "АманХит?", а в ответ услышали - "Вы в нем". Мы обомлели и отрезвели сразу же, поняв в какой мы ситуации. Быстро причалив к берегу по рассеянности вместо правого к левому и крепко привязав плот, побежали вперед по берегу вдоль реки. Перед нашим взором порог предстал во всей своей красе и мощи, особенно третий каскад. "АманХит" это самый сложный 3-х каскадный порог 4-ой категории сложности на р.Кубань.

Первый каскад не сложный, потому-то мы его и проскочили, затем несколько метров река течет спокойно, но это обманчивое спокойствие, вскоре второй каскад посложнее, здесь надо быть по внимательней, река из-за валунов разбивается на две протоки, поэтому надо стараться пройти правой, она надежней, и верней, затем опять обманчивое затишье и на правом повороте начинается третий каскад, самый сложный, на пути мощного слива торчит огромный, гладкий валун, а дальше после него камни в шахматном порядке, пробиваясь между ними, вода просто кипит.

Итак, мы посередине порога, то бишь в начале второго каскада. 5 смелых, решительных женщин оказались посередине стихии. Как быть? Первое, что пришло в голову Герман, пройти порог до конца, все равно никто не узнает (где могилка моя, я шучу). Это было бы безумие. Мнения разделились, часть команды категорически была против. И все таки трезвое решение перевесило. Когда стали рассуждать: во-первых, плот груженный, по правилам семинара, порог надо проходить налегке, во-вторых, уже вечерело- было 17-00, в горах ночь наступает незаметно. Спокойно все рассудив, мы, сев в плот и оттолкнувшись, стараясь идти по диагонали, чтобы не унесло в порог, переплыли на противоположный берег, где находилась дорога. Прежде всего, нам надо было поднять весь груз из плота и сам плот на дорогу, которая находилась, как я говорила выше, на высоте 50-60 метров. Другого выхода у нас не было и мы принялись за дело.

А в это время все группы семинара разбивали лагерь, чуть ниже порога "Z", и в суматохе нашего отсутствия не заметили, думая, что мы где-то рядом. Но когда лагерь был готов, и стало вечереть, нас хватились. Гена Ефимов, Миша Сергеев и Серега Волков, поймав машину, поехали вдоль реки в надежде нас найти. Проехав с километр-два, повернули обратно, просто дальше начинались пороги и было просто нереально, рассуждали они, то что мы могли уйти дальше. Вернувшись в лагерь, у них была еще надежда, что мы где-то рядом, обошли все стоянки. Нет женского экипажа, как провалились. Вновь наши ребята идут на дорогу, ловят машину и решают ехать до победы, пока не найдут. А тем временем мы, вытащив на дорогу последний груз, увидели следующую картину. По дороге едет грузовик-водовоз, по обе стороны бочки стоят наши ребята, на ветру их волосы и одежда развеваются, они целеустремленно смотрят на реку. Но увидев нас на дороге в груде вещей, они остановились. Как мы обрадовались друг другу! Они, что нашли, а мы, что нас нашли. Остановили машину, загрузились. Пока доехали, стемнело, так что глаз выколи.

Под покровом ночи пришли в свой лагерь ″блудные дети″. О нашем отсутствии узнало начальство семинара и нашу Герман вызвали на ковер. Выслушав объяснение Людмилы Герман как все было, - нас не пощадили, а решили наказать. За. то, что мы покинули лагерь без разрешения, был вынесен приговор: сдуть и упаковать плот, уложить все рюкзаки и отправиться пешком до порога "АманХит" и ждать там, когда весь семинар не подтянется до нас. Мы были огорчены, но в то же время счастливы, что вообще с маршрута не сняли. На следующее утро мы проснулись знаменитыми. Все наперебой нас спрашивали о подробностях прохождения. И мы с радостью делились опытом, рассказывая все, о чем нас спрашивали. Несмотря ни на что, мы чувствовали себя победителями. Мы ликовали! Наши ребята вмиг помогли нам собрать наши манатки, проводили до дороги, где для нас поймали машину, помогли погрузить наш груз и мы удачно с песнями добрались до места, где стали ждать своих. Когда, все участники подтянулись к порогу "Аман-Хит", руководство, разведав порог приняло решение, что никто проходить не будет - ни один экипаж. И была дана команда обнести порог, и разбить лагерь чуть ниже. Многим группам это решение не понравилось и они были правы. Проделав такой длинный путь и обнести самый интересный порог - это просто абсурд?! Тем более, что многие ребята были с опытом прохождения более сложных рек. И многие группы настойчиво настаивали на пересмотре этого решения. В итоге, посовещавшись, руководство идет на встречу и разрешает пройти порог. Но с условием, что будут все-таки проходить не все экипажи, а лишь те, у кого есть опыт прохождения рек подобной категории сложности - это раз; что у каждого экипажа будет обязательно фартук - это два; и будет обязательно усилен объем спас жилетов - это три.

Настал следующий день, и на построении зачитали список экипажей, которые были утверждены на прохождение порога. В этом списке оказался и наш женский экипаж. Мы ликовали!!! Все-таки нас реабилитировали, но радовались мы рано. Разрешив пройти порог, нам поставили условие - убрать одного члена экипажа, т.е. идти вчетвером. Это был первый удар. Не зря у меня с утра было дурное предчувствие, что что-то произойдет и вот начинается. Потому что убрать одного члена экипажа - это катастрофа! Отработано все, мы были, как одно целое. Кинули жребий - он выпал на Галю Князеву. Второй удар - когда дали старт, наш выход все время откладывался. В команде с каждой минутой нарастало нервозное состояние. Мы были измотаны ожиданием. Это было жестоко по отношению к нам. Когда же дали старт нашему экипажу, мы были совершенно не в форме. Хорошо уже знакомый первый каскад прошли безобразно, не было слаженности и гармонии. В итоге, подходя уже ко второму каскаду, мы сели на острый камень и порвали первый отсек, плот стал медленно спускать. Далее вместо правой протоки нас из-за неуправляемости плота увлекла левая протока и прижала к большому валуну. Прижим был такой мощный, что наш плот медленно стал ползти на валун, в правый борт хлынула вода. Я встала и переместилась на левый борт, так удалось выравнить плот, нас тут же прижало к двум валунам, между ними бил мощный слив. Но он оказался слишком узким для прохождения плота. Мы оказались в тупике. Несмотря ни на что, мы отчаянно боролись и не поддавались стихии.

"Девочки! Только спокойно, только спокойно" - твердила нам Герман.

Доски, на которых мы сидели, не давали ход дальше. И в конце концов, вода победила, оказалась сильнее. От напора воды под нами затрещали дюймовые доски и с хрустом переломились пополам, в воздух взлетели запасные весла, плот перекорежило и в одночасье мы с Андреевой Ольгой оказались в воде. Андреева Ольга выпала удачно и сразу же поплыла на берег. А меня подхвативший водоворот несколько раз прокрутил как в стиральной машине, а спасжилет вытолкнул меня на поверхность воды за несколько метров от плота, где я вынырнула почему-то с двумя веслами в руках. Меня несло по основной струе по направлению к третьему каскаду. Я видела, как спасатели кидали мне спасверевку с грушей на конце. Веревку я поймала со второй попытки. Когда меня вытянули на берег, я так цепко схватила веревку, что спасатель Володя еле расцепил мою кисть, мне казалось, что если я отцеплю руку, меня опять смоет в этот жуткий водоворот. Придя в себя и глянув в сторону порога, я увидела следующую картину. Наш плот скрюченный застрял на камнях, а рядом с ним Герман и Валя Козлова. Дело в том, что когда мы с Андреевой выпали, то плот накрыл Валю и стал заворачивать ее и, если бы не Герман, которая рванула, что есть силы на себя то, что осталось от плота, Валя бы просто погибла. Спасатели помогли выбраться вначале Вале Козловой, так как больше всего в шоке была она. Выйдя на берег, она была белая как мел. Убедившись, что Валя в безопасности, Герман поплыла в сторону берега, но спасатели кинули и ей спасверевку, раз кинули, она воспользовалась этой услугой и зря, ее протащило по камням, лучше бы она плыла сама, подумали мы, но было поздно. Когда весь экипаж был спасен, спасатели вытащили наш плот и бросили на берег к нашим ногам, Герман подбежала к плоту, еще в состоянии аффекта и воскликнула:

-"Девчата! Надуваем и идем дальше!"

Но надувать и тем более плыть было не на чем. Подле наших ног лежал рваный со всех сторон плот, от 25-ти метровых чалок из капроновых веревок, торчали клочки не более полуметра. Собрав то, что осталось от плота, мы поплелись в лагерь.

Оклемавшись от пережитого, мы принялись за ремонт своего судна. Восстановить плот нам помогли наши друзья. Здорово, когда тебя окружают настоящие товарищи. Они не только помогли с ремонтом, но поддержали морально. Спасибо им! Плот мы восстановили, чалки нам заменила абажурная веревка, купленная в ближайшем сельпо, вместе с хорошим грузинским вином, которое мы распили все вместе по случаю праздника Пасхи и нашего маленького поражения. Когда я заснула, то всю ночь до самого утра мне снилась бурлящая вода. А утром опять был дан старт и наш караван отправился дальше по намеченному маршруту. Шли ровно, без особых приключений. Был еще порог "Труба", но его все прошли отлично.

Маршрут наш шел к концу, впереди ждал последний, сложный порог "Каменномостный". До него мы тоже дошли без приключений. Но зато на этом пороге повторилась история, как с плотом Миши Сергеева на пороге "Z", только на этот раз с нашим женским - просто невезуха. Причалив к берегу, все экипажи направились как обычно на разведку. И вдруг, опять до смешного грустная история. Подвела нас абажурная веревка, не выдержав лопнула и наш плот без нас поплыл покорять порог "Каменномостный", но не тут то было, наши спасатели не дали ему такой возможности к вернули его на место. И здесь нас ждала неудача. Руководство запретило нам проходить этот порог - еще один удар! И опять же наши друзья поддержали нас, успокоили, убедив, что у нас впереди еще много таких порогов.

Около г. Карачаевска у нас был последний привал.

Семинар закончился. Но наше путешествие на этом не закончилось. Так как до нашего поезда из Невинномысска оставалось еще 3 дня, мы продлили себе праздник, взяли, да и махнули на Домбай, где провели чудные дни. А затем была Уфа.

У нас действительно в дальнейшем было много интересных походов и встреч, но я остановилась лишь на самых первых, чтобы вы имели представление о нашем дружном женском экипаже. Несмотря ни на что, хочется отметить, что все походы у нас были удачные. Это наверно потому, что к любому своему маршруту Герман тщательно готовилась. Она была всегда уверенна и спокойна, а мы тем более рядом с ней. Уже то, что мы вместе давало нам спокойствие и уверенность.

С тех пор прошло много лет и я хочу, чтобы Герман знала, что то, что она сделала для нас тогда, не прошло даром. Хотя судьба распорядилась так, что мы расстались, но все, я уверена, до сих пор помнят те счастливые минуты, проведенные вместе в походах и не только.

И этот рассказ не просто дань дружеской любви, которую я пронесла через долгие годы, несмотря на редкие сейчас наши встречи, а просто мне захотелось, ЧТОБЫ НАША ЖЕНСКАЯ КОМАНДА ВОШЛА В ИСТОРИЮ И НАВСЕГДА ОСТАЛАСЬ В ПАМЯТИ.

Сысолетина О.А.