|
Трагедия на реке Кекемерин
…выхода нет, но спасжилет вынесет даже топор… - эти слова из туристской песни знает каждый турист-водник. Но, увы, не вынес, не спас… 31 августа, под занавес водного туристского сезона пришло печальное событие из Киргизии: при прохождении порога "Прорыв", в самом начале водного туристского маршрута 6-й (высшей) категории сложности – сплава по рекам Кекемерин и Нарын – произошла трагедия в группе туристов-водников из сборной команды городов Белорецк, Уфа, Благовещенск и Салават. Катамаран-"двойка" перевернулся и два человека ушли вниз по течению в спасжилетах…спасательные концы-"морковки" были брошены, но не долетели до ребят…другая "двойка" бросилась догонять, но когда догнала …было уже поздно. Погибли Мустафин Марат (г.Уфа) и Суфияров Ралиф (г.Благовещенск). При Туристско-спортивном союзе Республики Башкортостан создана комиссия, причины трагедии будут установлены, выводы будут сделаны. Пока известно одно, что группа была выпущена на маршрут согласно действующих правил, руководитель (Глазачев Евгений, г.Белорецк) и восемь участников группы имели опыт, вполне достаточный для прохождения этой средне-азиатской "шестёрки", Они проходили эти пороги в предыдущих походах. Стремились пройти маршрут целиком, включая знаменитый Камбаратинский каньон…но не дошли. Тяжело писать о друзьях, с которыми близко знаком, с кем не раз ходил на самые сложные водные маршруты Прибайкалья и Алтая, с кем жил в одной палатке, вместе стоял на "страховке", с кем каждый вечер сидел у костра, разбирая в мельчайших деталях прохождения каждого порога за прошедший день, с кем шутили, смеялись, радуясь очередным удачно пройденным порогам…Мустафин Марат на реке Чулышман в августе 2004 г. на моих глазах четыре раза переворачивался на катамаране-"четвёрке", на реке Нарын прошёл он прошёл один на перевёрнутом катамаране каньон, вылез, поймал вёсла, зачалил судно, подобрал вещи… у Ралифа послужной список скромнее – только река Чонг-Кемин, но тоже Тянь-Шань. Половина участников – спасатели МЧС…но, видно, что-то случилось серьёзное. Ждём возвращения группы из Бишкека. Ждут родственники, ждут коллеги по работе, ждут друзья…Наши соболезнования всем родным и близким ребят…
Юрий Перескоков, исполнительный секретарь Башкирской республиканской туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссии, мастер спорта России, Уфа, Николай Пестов, Рафаэль Илистанов, Марина Игнатьева, Армут Вахов.
|
|
|
Ралиф на соревнованиях "Уфа-Белая-Ралли-2009, апрель 2009 г. |
|
|
|
|
|
Марат в 4-м каскаде порога "Каша", р.Чулышман, август 2004 г. |
|
Дополнительная информация содержится в "АиФ-Башкортостан" от 09.09.09.
В начале ноября 2009 г. комиссия водной федерации по разбору НС в группе Глазачева Е.В. завершила работу.
|
Справка о разборе несчастного случая в спортивном туристском походе в группе Глазачева Е.В.
Дата разбора: 29.10.2009 г. Место разбора: г.Уфа, городской туристский клуб Разбор несчастного случая проведен комиссией ТСС РБ в составе: Овчинников Ю. – Председатель, Сергеев Г. – секретарь, Верхотуров М., Ионис Е., Камский М. – члены комиссии. Материалы, на основании которых производился разбор: 1. Объяснительные записки участников группы 2. Видеоматериал о прохождении группой пор. «Прорыв» 1. Дата и время несчастного случая (НС): 31 августа 2009 года, около 15.00 2. Место происшествия НС (характеристика препятствия): Порог «Прорыв» на р. Кёкёмерен, уровень воды - средний. Препятствие протяженное, категория сложности – 5С. 3. Вид туризма, категория сложности: Водный, 6 к.с. 4. Маршрут группы: Планируемый: р. Кёкёмерен от пос.Кожомкул – р. Нарын до Токтогульского водохранилища. Реально пройденный: первый порог маршрута, расположенный в месте его начала. 5. Заявленное количество участников в группе: 9 человек Реально присутствовало 7 человек. Двое: Дашкин Р.Х. и Харькин А.В. отсутствовали на маршруте, хотя и приехали в г.Бишкек. Количество судов, т.о., по факту, сокращено с 3-х до 2-х. 6. Фамилии, имена, отчества фактических участников группы: Байков Азат Фаритович Глазачев Евгений Васильевич Иванюта Андрей Иванович Игнатьев Николай Михайлович Мустафин Марат Мидхатович Паньковский Иван Алексеевич Суфияров Ралиф Файзылгаянович 7. Фамилия, имя, отчество руководителя группы: Глазачев Евгений Васильевич 8. Полное наименование организации проводящей спортивный туристский поход: Сборная городов РБ 9. Номер маршрутной книжки: БВ – 2009-28 10. Полное наименование МКК и Ф.И.О. членов МКК, давших положительное заключение на проведение спортивного туристского похода: БашРМКК (Вахов А., Пестов Н., Перескоков Ю., Киселев В.) 11. Сведения о пострадавших: Фамилия, имя, отчество; год рождения; место работы, должность; опыт предыдущих походов; исход: травма, летальный (с указанием непосредственных причин) Мустафин Марат Мидхатович, 1964 г.р., опыт – несколько походов 6к.сл. Исход – летальный, механическая асфиксия путем закрытия верхних дыхательных путей водой. Утопление. Суфияров Ралиф Файзылгаянович, 1954 г.р., опыт – 4к.сл. Исход – летальный, механическая асфиксия путем закрытия верхних дыхательных путей водой. Утопление. Иванюта Андрей Иванович, 1966 г.р., опыт – 6к.сл. Исход – перелом двух ребер слева с повреждением легкого, гемоторакс. 12. Соблюдение утвержденного маршрута: Маршрут соблюдался. 13. Соблюдение графика движения: График соблюдался. 14. Темп и продолжительность движения в день НС: Группа фактически только начала движение, т.е. темп и продолжительность движения в день происшествия до самого происшествия – нормальные. 15. Подробное описание участка, на котором произошел НС: Порог «Прорыв» хорошо известен. Он, вместе с порогами «Слив», «Мост» и «Ихтиозавр» образует единую связку порогов, чередуемых несколькосотметровыми участками 4-5к.сл., что, безусловно, затрудняет организацию полноценной страховки. Авария произошла в основной части порога – оверкиль через левый борт в «бочке», расположенной по центру. 16. Метеорологические условия к моменту НС: Солнечно. День. Температура не менее 25о С. 17. Действия и положение участников в момент НС: Зачалившись за несколько сотен метров до входа в порог «Прорыв», группа осуществила разведку. Первым стартовал К-4 за ним через 50-70 метров вышел К-2. К моменту прохождения основной части порога интервал между суднами составлял около 45 сек, т.е. 150-200м. К-4 зачалился в улово левого берега и встал на страховку. Байков А. и Паньковский И., находясь на катамаране «четверке», осуществляли страховку спасконцами типа «морковка». Глазачев Е. и Иванюта А. – около катамарана. Игнатьев Н. – видеосъемка на «верхней части берега». К-2 шел вдоль левого берега, т.е. чуть левее основной струи. Река в этом месте делает небольшой локальный поворот направо. После поворота сразу идет «бочка», в которую зашел К-2 и которую не смог пробить, а после разворота налево, поджатый левым бортом к «бочке», в ней перевернулся. Через 40 сек. самосплава по валам и «бочкам» гребцы К-2 - Суфияров Р. и Мустафин М. подплыли к страхующему К-4. Спасательные концы были брошены с интервалом в 2-3 секунды, когда оба участника (расстояние между ними в это время было около 7-10 метров) проплывали мимо К-4 (расстояние до Суфиярова Р. и Мустафина М. от страхующих 10-12 метров. Первый спасательный конец, брошенный Байковым А., расположенным выше по течению, «лег» прямо перед Суфияровым Р., но он, схватившись за него, почти тут же его потерял. Второй – был брошен Паньковским И., расположенным ниже по течению (таким образом, спасательные концы легли «крестом»), перед Мустафиным М., который за него ухватился, перебросил через себя, но, находясь на достаточно сильной струе, также его отпустил. В момент осуществления спасательных работ, стоявший сзади катамарана Глазачев Е., был вынужден перебрасывать веревки спасательных концов, закрепленных дальше от воды, через расположенного ближе к воде Паньковского И. Иванюта А. в это время держал катамаран. 18. Действия пострадавших в момент НС: После переворота Суфияров Р. оказался в воде, достаточно сильно погруженный в воду по причине недостаточной емкости спасательного жилета и сухого гидрокостюма, впереди катамарана, Мустафин М., вымытый водой вперед катамарана и не сумевший за него зацепиться в виду отсутствия обвязки или чего-либо, позволившего это сделать, в нескольких метрах сзади Суфиярова Р. Через 40 секунд после переворота и самосплава по выходной части порога, Суфияров Р. и Мустафин М., брошенные им спасательные концы поймали, но почти тут же (Суфияров Р. – сразу, а Мустафин М. – с задержкой, позволившей ему поменять траекторию движения – сместиться в сторону берега, но оказавшейся недостаточной, чтобы оказаться около него) их потеряли и продолжили движение самосплавом. 19. Описание личного специального снаряжения погибшего (из чего сделан спасательный жилет, его конструкция, объем, описание гидрокостюма и каски) и описание снаряжения, с помощью которого осуществлялась страховка. Мустафин М. – гидрокостюм мокрого типа «НЕОПРА», спасательный жилет надувной, каска защитная, костюм защитный. Суфияров Р. - гидрокостюм сухого типа фирмы «РИГ», спасательный жилет из пробкового пенопласта, каска защитная. 2 спасательных конца типа «Морковка», с пенопластовой шайбой в капроновом трубчатом мешке. Длина не менее 25-30м. диаметр одной 8 мм, второй – стропа ленточная. 20. Непосредственная причина НС: Техническая ошибка экипажа, ошибка в организации страховки. 21. Организация и проведение группой поисково-спасательных и транспортировочных работ: После того, как Мустафин М. и Суфияров Р. «ушли» по воде, К-4 предпринял попытку догнать их, но при прохождении следующего участка, увидел застрявший в «бочке» К-2, который попытался из нее выбить, предполагая, что кто-то из пострадавших там может быть, в результате чего участник Иванюта А. получил травму грудной клетки. Затем, подплыв ко входу в пор. «Мост», было принято решение перед порогом остановиться, тем более, что увидели водителя сопровождающей группу машины, подающего знаки. От него стало известно, что Суфияров Р. и Мустафин М. проплыли мимо, находясь вниз лицом. Далее было принято решение организовать поисково-спасательные работы путём движения на автомобиле. Проехав около 2-х км, по центру реки был замечен плывущий без сознания и вниз лицом Суфияров Р. Достать его из воды не представлялось возможным. После проезда дальше - был замечен Мустафин М., так же плывущий по центру реки. Только после того как было определено место максимального приближения их к правому берегу (15 км по дорожному столбу), Мустафин М. был извлечён из воды (15.35 время местное). Сразу же 2-мя членами команды начались действия по реанимации: в течение 15-20 минут ему делался непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция лёгких., которые не дали результатов. Остальные члены команды выехали на поиски Суфиярова Р. Он был извлечён из воды в 16.10 (местн. вр) и так же были предприняты действия по реанимации: в течении 15-20 минут ему делался непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция лёгких, которые результатов не дали. Когда Мустафин М. и Суфияров Р. были найдены, на них находилось все специальной снаряжение. После того машина с А.Байковым выехала район п. Сусамыр, где по мобильной связи были оповещены правоохранительные органы р.ц Кара-Балта, ОД Регионального ПСО по республике Башкортостан, МЧС Республики Кыргызстан. В ночь с 31.08 на 01.09 опергруппой тела Мустафина М. и Суфиярова Р. были доставлены в морг р.ц. Кара-Балта. Дальнейшая транспортировка тел в Республику Башкортостан производилась при взаимодействии с родственниками погибших, без какого-либо содействия местных властей. 22. Действия других групп и местного населения, находившихся в районе НС: Большую помощь в организации ПСР оказали работники фирмы «Гульсина». 23. Тактические ошибки, допущенные при организации и проведении похода:
24. Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел НС: Неправильно выбранная линия движения и медленная скорость при заходе в «бочку» привели к оверкилю. 25. Организация страховки, ошибки в ее организации: Способ прохождения порога был выбран таким образом, что интервал в 50-70 метров на старте (реально оказавшийся 150-200 метров в момент прохождения основной части порога) не позволял организовать полноценную страховку с берега. 26. Ошибки в организации и проведении группой поисково-спасательных и транспортировочных работ: Ошибок нет. Поисково-спасательные работы проведены в полном объеме. 27. Нарушения, допущенные МКК, туристской группой:
28. Нарушение “Правил ...” : Нарушено правило п.3.9. «Общие требования к составу группы» Нарушено правило п.3.26.4. «О предоставлении заявочных документов не менее, чем за 10 дней» Нарушено правило п.3.27.2. «По обеспечению подбора членов группы по их туристской квалификации, оформлении маршрутных документов, сообщении в МКК о выходе на маршрут…» 29. Прочие причины НС : По организации:
По снаряжению:
30. Рекомендации комиссии по мерам наказания виновных лиц, с краткой формулировкой конкретной вины каждого лица Лишить права руководства походами 5-6к.сл. Глазачева Е.В. в связи с допущенными нарушениями по организации и проведению похода 6 к.сл. по рр.Кёкёмерен-Нарын на четыре года (2010-2013). 31. Предложения комиссии по поощрению участников других туристских групп, контрольно-спасательного отряда и отдельных лиц за своевременные и самоотверженные действия по спасению жизни пострадавших туристов Нет 32. Рекомендации комиссии по предотвращению несчастных случаев
- в зоне «работы» веревки, закрепленной на берегу, окажутся посторонние предметы (катамараны, люди, камни и т.д.); - при одновременной «работе» с несколькими спасательными концами они будут перекрещиваться во время осуществления их выброса; - по отношению к страхующему веревка находится не ниже по течению.
33. Прочее
Члены комиссии: Овчинников Ю.Г. – Председатель Сергеев Г. – секретарь Верхотуров М. Ионис Е. Камский М.
|
|