Фактографический
материал
по походу и НС на рр.Ойгаинг, Пскем
<!--[if
!supportLists]-->1.
<!--[endif]-->Вид туризма, категория сложности похода
Водный, 6к.сл.
<!--[if
!supportLists]-->2.
<!--[endif]-->Характер несчастного случая (НС) (травма, заболевание, и т.п.)
Погиб участник.
<!--[if
!supportLists]-->3.
<!--[endif]-->Место происшествия НС
(характеристика препятствия)
Порог «Штольня» на реке Пскем
(Зап.Тянь-Шань). Препятствие
протяженное – несколько км. Уровень воды – средний
(около 70 кубометров в сек.)
<!--[if
!supportLists]-->4.
<!--[endif]-->Заявленное и фактическое количество участников в
группе.
Заявлено 7-мь основных участников, фактически пошло 5.
Соответствующее сообщение в ЦМКК было послано.
<!--[if
!supportLists]-->5.
<!--[endif]-->Фамилия, имя, отчество руководителя группы
Верхотуров Михаил
Александрович
<!--[if
!supportLists]-->6.
<!--[endif]-->Фамилии, имена, отчества фактических участников группы
(соответствие заявке, ФИО незаявленных участников)
Гринько Сергей Николаевич
Марьин Александр Петрович
Рубцов Евгений Игоревич
Хайрутдинов Наиль Салихович
Все участники соответствовали заявке, незаявленных
участников не было.
<!--[if
!supportLists]-->7.
<!--[endif]-->Соблюдение утвержденного
маршрута
Был заявлен маршрут: рр.Ойгаинг, Пскем. Он и
проходился.
<!--[if
!supportLists]-->8.
<!--[endif]-->Соблюдение графика движения
№дня |
Дата |
Запланированный |
Фактический |
Комментарии |
1 |
27.04 |
Уфа-Ташкент Верх р.Ойгаинг |
|
|
2 |
28.04 |
|
| |
3 |
29.04 |
|
| |
4 |
30.04 |
Сборка судов |
Уфа-Ташкент |
Сдвиг с отъездом произошел по причине
неравномерности графика движения поезда Уфа-Ташкент (два раза в неделю,
предыдущий поезд – 26.04, который никого не
устраивал) |
5 |
01.05 |
П.19-п.29 | ||
6 |
02.05 |
-п.31 | ||
7 |
03.05 |
Разведка |
Авто до р.Майдантал |
|
8 |
04.05 |
-п.34 |
Пешком (груз-лошади) до
37-3 |
Выше 37-3 было расположено подряд несколько
непроходимых для судов снежных мостов, что с учетом более позднего выезда
на маршрут делало заброску выше почти
бессмысленной |
9 |
05.05 |
-п.37-7 |
Сборка судов Сплав до входа в 37-6 |
Фактически «в графике
движения» |
10 |
06.05 |
Разведка |
- п.37-7 (устье р.Бештор) |
По графику |
11 |
07.05 |
-п.41 |
- за п.41 |
По графику |
12 |
08.05 |
-п.5 р.Пскем |
- п.5 «Штольня» (суда – «до», БЛ –
«после») |
По графику |
13 |
09.05 |
-п.9 |
С утра – ЧП - до р.Анаульген (перед
п.6) |
До ЧП все шло по
графику |
14 |
10.05 |
-п.18 |
Выход к дому егерей Антистапель Выезд в Ташкент |
Узнали, что Марьин А. – найден в районе к.Пскем и увезен в г.Газалкент |
15 |
11.05 |
-Чарвакское вдхр. |
|
|
Вывод: График движения был соблюден и был ненапряженным
для группы.
<!--[if
!supportLists]-->9.
<!--[endif]-->Дата и время НС
9 мая 2006 года, 11 часов 09 минут<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->
<!--[if
!supportLists]-->10.
<!--[endif]-->Темп и продолжительность движения в день НС
С утра поднялись всей группой из базового лагеря,
расположенного в конце порога на правом берегу напротив отвесного скального
левого берега, до ключевого участка, одновременно просматривая с дороги порог
(что частично производилось уже и в предыдущий день). После просмотра ключевого
участка Марьин А. и Гринько С. пошли к своему
катамарану (К2-2, водоизмещением 2.5т) готовиться к прохождению, зачаленному
метров в 400 до ручья правого берега, а Рубцов Е. и Хайрутдинов Н. за спас.снаряжением (ими было принято
решение о полном обносе порога) – к своему (К2-1, водоизмещением 1.8т),
оставленному в месте поворота реки налево – в самом начале порога, недалеко от
проходящей здесь дороги. После того, как Рубцов Е. и Хайрутдинов Н. пришли
обратно и встали на видеосъемку и страховку соответственно, экипажу К2-2 по
рации была дана команда на начало прохождения. Минут за 5-ть была успешно
пройдена первая ступень пор. «Штольня», затем катамаран зачалился для отдыха
перед кульминационной второй ступенью (за ручьем и на левый берег). Отдых – не
менее 10 минут. Затем 10.49.45 – 10.52 (чистое время – около чуть более двух
минут) – успешное прохождение ключевого участка порога. Затем отдых (не менее
17-ти минут). Затем при отчаливании (метров через 20-25) К2-2 наехал правым
баллоном на обливной камень – оверкиль через левый борт.
<!--[if
!supportLists]-->11.
<!--[endif]-->Подробное описание участка, на котором произошел НС
Ключевой участок заканчивается плесовым участком (в
конце которого зачалился катамаран), затем начинается быстроток, быстро
переходящий в выходную шиверу-порог, длиной не менее 1-го километра. Переворот
произошел в «быстротоке». Место чалки (расположение катамарана), место
переворота (красная окружность), направление движения судна во время переворота
и после него (красная стрелка), место страховки при прохождении ключевого
участка (желтый овал) и место страховки во время переворота (зеленый овал)
показаны на Фото (см.ниже).
<!--[if
!supportLists]-->12.
<!--[endif]-->Метеорологические условия к моменту НС
Солнечно. Утро. Температура на солнце не менее 30-ти
градусов.
<!--[if
!supportLists]-->13.
<!--[endif]-->Действия и положение участников в момент НС
Верхотуров М. – на террасе наверху. Фотосъемка. Затем
выход на дорогу и обследование участка до БЛ.
Рубцов Е. – внизу, видеосъемка. Затем выход на дорогу и
обследование участка после БЛ.
Хайрутдинов Н. – внизу, страховка. Бросательный конец не
был брошен по причине того, что перевернутое судно шло далеко от него вдоль
левого берега. Затем выход на дорогу и обследование участка (вместе с Рубцовым Е.) после БЛ.
Гринько С. – после переворота оказался внутри катамарана, где и
оставался во время прохождения оставшейся части порога. Во время проплытия
перевернутого катамарана в районе базового лагеря в одном из уловов правого
берега видел А.Марьина, находящегося без сознания и лицом в воду. Затем вылез на
каркас и зачалил судно в нескольких стах метрах за БЛ на два скальных обломка,
расположенных в реке (ближе к правому берегу). Здесь, через несколько минут
после зачаливания, он второй раз увидел А.Марьина, которого в том же состоянии
пронесло мимо. Там его (Гринько С.) и увидели Рубцов Е. и Хайрутдинов Н., после
чего совместно перечалили катамаран к правому берегу.
<!--[if
!supportLists]-->14.
<!--[endif]-->Действия пострадавшего в момент НС
После переворота Марьин А. оказался впереди катамарана,
но держался за обвязку, привязанную по периметру баллонов. Затем через какое-то
относительно небольшое время катамаран наехал на еще один обливной камень,
затормозился и в это время Марьина А., находящегося уже на струе, оторвало от
судна. После этого было видно, что он предпринимает активные действия – пытается
плыть к берегу. Затем он скрылся из вида.
<!--[if
!supportLists]-->15.
<!--[endif]-->Непосредственная причина НС
Переворот на относительно безобидном участке,
находящемся в прямой видимости с места отчаливания и отрыв Марьина А. от
катамарана.
<!--[if
!supportLists]-->16.
<!--[endif]-->Организация и осуществление страховки в момент НС
Во время отдыха экипажа К2-2 после
прохождения ключевого участка Хайрутдинов Н. и Рубцов Е. спустились ниже для
очередной организации страховки и видеосъемки, хотя на этом протяженном выходном
участке страховка была уже символичной, т.к. он очень протяженный – не менее
1км, передвижение по берегу затруднительно, причем четко выраженные места для
организации страховки отсутствуют. Когда возник вопрос о том, стоит или нет организовывать
страховку, то со стороны экипажа К2-2 прозвучало предложение к Хайрутдинову Н. взять второй фотоаппарат вместо страховки,
но после обсуждения по рации этого вопроса Хайрутдиновым Н. с руководителем было принято решение об
организации страховки, что и было осуществлено.
<!--[if
!supportLists]-->17.
<!--[endif]-->Описание личного специального снаряжения погибшего (из
чего сделан спасательный жилет, его конструкция, объем, описание гидрокостюма и
каски) и описание снаряжения, с помощью которого осуществлялась
страховка
На Александре Марьине были: спасательный жилет
(предположительно фирмы «РИГ»(Уфа), около 16литров,
надувной), каска (типа SALVO),
«мокрый» неопреновый комбинезон, неопреновые сапожки, куртка водонепроницаемая. Страховка
осуществлялась бросательным спасконцом типа «морковка»
(длина около 20м.).
<!--[if
!supportLists]-->18.
<!--[endif]-->Организация и проведение группой поисково-спасательных и
транспортировочных работ
После обноса до БЛ катамарана К2-1 оба судна пошли
вперед с целью поиска Марьина А.. Подойдя к п.6 (5Ск.сл. по описанию С.Черника),
который было затруднительно разведать целиком по причине невозможности быстро
пересечь полноводный в эту воду правый приток р.Анаульген (Анаульгенсай),
визуальной оценкой сложности входной и средней части порога не менее 6Ак.сл.,
группа по причине психологической подавленности участников, физической усталости
решила встать на ночевку. Было в районе 17.00. На следующий день было принято
решение подняться на дорогу для того, чтобы добраться до к.Пскем и сообщить о случившемся
местным властям. После выхода на дорогу Верхотуров М. и Хайрутдинов Н. от
егерей, находящихся в доме, расположенном на правом берегу р.Анаульген, узнали, что тело
Марьина А. было найдено 9-го мая около 17.00 на камнях левого берега,
расположенных непосредственно в к.Пскем и его уже
отвезли в г.Газалкент. В тот момент, когда он был
найден, на нем находилось все специальной снаряжение, за исключением одного из
неопреновых сапожков. (Спасжилет был сдут 12 мая при получении личных вещей в морге
г.Чирчик.)
Дальнейшая транспортировка тела «к месту захоронения»
производилась без какого-либо взаимодействия с местными властями. Большую помощь
оказали только работники фирмы «Азия Рафт».
<!--[if
!supportLists]-->19.
<!--[endif]-->Действия других групп и местного населения, находившихся
в районе НС
Других групп в районе похода не было, а местное
население до появления Верхотурова М. и Хайрутдинова Н. у егерей занималось поисками оставшихся
участников группы.
<!--[if
!supportLists]-->20.
<!--[endif]-->Постановка на учет в МЧС (КСС)
Узбекистана.
Группа завозилась на маршрут фирмой «Азия Рафт» (рук.В.Н.Ширяев, мастер спорта СССР по туризму (водному)),
которая имеет статус работника МЧС. Соответственно информация о случившемся
сразу же стала известна руководству фирмы и, автоматически, соответствующим
людям в г.Уфе. Вывоз группы осуществлялся сотрудниками
и на машине этой фирмы. Тело Александра Марьина было вывезено 9-го мая в райотдел МВД г.Газалкент на машине из к.Пскем почти сразу, после того, как оно было
найдено.
<!--[if
!vml]-->
<!--[endif]-->
<!--[if
!vml]-->
<!--[endif]-->
<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Время совершения этого и последующих событий взято с соответствующих фотографий, которые были засняты на два имеющихся у группы цифровых фотоаппарата.