Фактографический материал

по походу и НС на ррйгаинг, Пскем

 

<!--[if !supportLists]-->1.           <!--[endif]-->Вид туризма, категория сложности похода

Водный, 6к.сл.

<!--[if !supportLists]-->2.           <!--[endif]-->Характер несчастного случая (НС) (травма, заболевание, и т.п.)

Погиб участник.

<!--[if !supportLists]-->3.           <!--[endif]-->Место происшествия НС (характеристика препятствия)

Порог «Штольня» на реке Пскем (Запянь-Шань). Препятствие протяженное – несколько км. Уровень воды – средний (около 70 кубометров в сек.)

<!--[if !supportLists]-->4.           <!--[endif]-->Заявленное и фактическое количество участников в группе.

Заявлено 7-мь основных участников, фактически пошло 5. Соответствующее сообщение в ЦМКК было послано.

<!--[if !supportLists]-->5.           <!--[endif]-->Фамилия, имя, отчество руководителя группы

Верхотуров Михаил Александрович

<!--[if !supportLists]-->6.           <!--[endif]-->Фамилии, имена, отчества фактических участников группы (соответствие заявке, ФИО незаявленных участников)

Гринько Сергей Николаевич

Марьин Александр Петрович

Рубцов Евгений Игоревич

Хайрутдинов Наиль Салихович

Все участники соответствовали заявке, незаявленных участников не было.

<!--[if !supportLists]-->7.           <!--[endif]-->Соблюдение утвержденного маршрута

Был заявлен маршрут: ррйгаинг, Пскем. Он и проходился.

<!--[if !supportLists]-->8.           <!--[endif]-->Соблюдение графика движения

№дня

Дата

Запланированный

Фактический

Комментарии

1

27.04

Уфа-Ташкент

Верх рйгаинг

 

 

2

28.04

 

 

3

29.04

 

 

4

30.04

Сборка судов

 

Уфа-Ташкент

Сдвиг с отъездом произошел по причине неравномерности графика движения поезда Уфа-Ташкент (два раза в неделю, предыдущий поезд – 26.04, который никого не устраивал)

5

01.05

П.19-п.29

6

02.05

-п.31

7

03.05

Разведка

Авто до райдантал

 

8

04.05

-п.34

Пешком (груз-лошади) до 37-3

Выше 37-3 было расположено подряд несколько непроходимых для судов снежных мостов, что с учетом более позднего выезда на маршрут делало заброску выше почти бессмысленной

9

05.05

-п.37-7

Сборка судов

Сплав до входа в 37-6

Фактически «в графике движения»

10

06.05

Разведка

- п.37-7 (устье рештор)

По графику

11

07.05

-п.41

- за п.41

По графику

12

08.05

-п.5 рскем

- п.5 «Штольня» (суда – «до», БЛ – «после»)

По графику

13

09.05

-п.9

С утра – ЧП

- до рнаульген (перед п.6)

До ЧП все шло по графику

14

10.05

-п.18

Выход к дому егерей

Антистапель

Выезд в Ташкент

Узнали, что Марьин А. – найден в районе кскем и увезен в г.Газалкент

15

11.05

-Чарвакское вдхр.

 

 

Вывод: График движения был соблюден и был ненапряженным для группы.

<!--[if !supportLists]-->9.           <!--[endif]-->Дата и время НС

9 мая 2006 года, 11 часов 09 минут<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->

<!--[if !supportLists]-->10.       <!--[endif]-->Темп и продолжительность движения в день НС

С утра поднялись всей группой из базового лагеря, расположенного в конце порога на правом берегу напротив отвесного скального левого берега, до ключевого участка, одновременно просматривая с дороги порог (что частично производилось уже и в предыдущий день). После просмотра ключевого участка Марьин А. и Гринько С. пошли к своему катамарану (К2-2, водоизмещением 2.5т) готовиться к прохождению, зачаленному метров в 400 до ручья правого берега, а Рубцов Е. и Хайрутдинов Н. за спаснаряжением (ими было принято решение о полном обносе порога) – к своему (К2-1, водоизмещением 1.8т), оставленному в месте поворота реки налево – в самом начале порога, недалеко от проходящей здесь дороги. После того, как Рубцов Е. и Хайрутдинов Н. пришли обратно и встали на видеосъемку и страховку соответственно, экипажу К2-2 по рации была дана команда на начало прохождения. Минут за 5-ть была успешно пройдена первая ступень пор. «Штольня», затем катамаран зачалился для отдыха перед кульминационной второй ступенью (за ручьем и на левый берег). Отдых – не менее 10 минут. Затем 10.49.45 – 10.52 (чистое время – около чуть более двух минут) – успешное прохождение ключевого участка порога. Затем отдых (не менее 17-ти минут). Затем при отчаливании (метров через 20-25) К2-2 наехал правым баллоном на обливной камень – оверкиль через левый борт.

<!--[if !supportLists]-->11.       <!--[endif]-->Подробное описание участка, на котором произошел НС

Ключевой участок заканчивается плесовым участком (в конце которого зачалился катамаран), затем начинается быстроток, быстро переходящий в выходную шиверу-порог, длиной не менее 1-го километра. Переворот произошел в «быстротоке». Место чалки (расположение катамарана), место переворота (красная окружность), направление движения судна во время переворота и после него (красная стрелка), место страховки при прохождении ключевого участка (желтый овал) и место страховки во время переворота (зеленый овал) показаны на Фото (смиже).

<!--[if !supportLists]-->12.       <!--[endif]-->Метеорологические условия к моменту НС

Солнечно. Утро. Температура на солнце не менее 30-ти градусов.

<!--[if !supportLists]-->13.       <!--[endif]-->Действия и положение участников в момент НС

Верхотуров М. – на террасе наверху. Фотосъемка. Затем выход на дорогу и обследование участка до БЛ.

Рубцов Е. – внизу, видеосъемка. Затем выход на дорогу и обследование участка после БЛ.

Хайрутдинов Н. – внизу, страховка. Бросательный конец не был брошен по причине того, что перевернутое судно шло далеко от него вдоль левого берега. Затем выход на дорогу и обследование участка (вместе с Рубцовым Е.) после БЛ.

Гринько С. – после переворота оказался внутри катамарана, где и оставался во время прохождения оставшейся части порога. Во время проплытия перевернутого катамарана в районе базового лагеря в одном из уловов правого берега видел А.Марьина, находящегося без сознания и лицом в воду. Затем вылез на каркас и зачалил судно в нескольких стах метрах за БЛ на два скальных обломка, расположенных в реке (ближе к правому берегу). Здесь, через несколько минут после зачаливания, он второй раз увидел А.Марьина, которого в том же состоянии пронесло мимо. Там его (Гринько С.) и увидели Рубцов Е. и Хайрутдинов Н., после чего совместно перечалили катамаран к правому берегу.

<!--[if !supportLists]-->14.       <!--[endif]-->Действия пострадавшего в момент НС

После переворота Марьин А. оказался впереди катамарана, но держался за обвязку, привязанную по периметру баллонов. Затем через какое-то относительно небольшое время катамаран наехал на еще один обливной камень, затормозился и в это время Марьина А., находящегося уже на струе, оторвало от судна. После этого было видно, что он предпринимает активные действия – пытается плыть к берегу. Затем он скрылся из вида.

<!--[if !supportLists]-->15.       <!--[endif]-->Непосредственная причина НС

Переворот на относительно безобидном участке, находящемся в прямой видимости с места отчаливания и отрыв Марьина А. от катамарана.

<!--[if !supportLists]-->16.       <!--[endif]-->Организация и осуществление страховки в момент НС

Во время отдыха экипажа К2-2 после прохождения ключевого участка Хайрутдинов Н. и Рубцов Е. спустились ниже для очередной организации страховки и видеосъемки, хотя на этом протяженном выходном участке страховка была уже символичной, т.к. он очень протяженный – не менее 1км, передвижение по берегу затруднительно, причем четко выраженные места для организации страховки отсутствуют. Когда возник вопрос о том, стоит или нет организовывать страховку, то со стороны экипажа К2-2 прозвучало предложение к Хайрутдинову Н. взять второй фотоаппарат вместо страховки, но после обсуждения по рации этого вопроса Хайрутдиновым Н. с руководителем было принято решение об организации страховки, что и было осуществлено.

<!--[if !supportLists]-->17.       <!--[endif]-->Описание личного специального снаряжения погибшего (из чего сделан спасательный жилет, его конструкция, объем, описание гидрокостюма и каски) и описание снаряжения, с помощью которого осуществлялась страховка

На Александре Марьине были: спасательный жилет (предположительно фирмы «РИГ»(Уфа), около 16литров, надувной), каска (типа SALVO), «мокрый» неопреновый комбинезон, неопреновые сапожки, куртка водонепроницаемая. Страховка осуществлялась бросательным спасконцом типа «морковка» (длина около 20м.).

<!--[if !supportLists]-->18.       <!--[endif]-->Организация и проведение группой поисково-спасательных и транспортировочных работ

После обноса до БЛ катамарана К2-1 оба судна пошли вперед с целью поиска Марьина А.. Подойдя к п.6 (5Ск.сл. по описанию С.Черника), который было затруднительно разведать целиком по причине невозможности быстро пересечь полноводный в эту воду правый приток рнаульген (Анаульгенсай), визуальной оценкой сложности входной и средней части порога не менее 6Ак.сл., группа по причине психологической подавленности участников, физической усталости решила встать на ночевку. Было в районе 17.00. На следующий день было принято решение подняться на дорогу для того, чтобы добраться до кскем и сообщить о случившемся местным властям. После выхода на дорогу Верхотуров М. и Хайрутдинов Н. от егерей, находящихся в доме, расположенном на правом берегу рнаульген, узнали, что тело Марьина А. было найдено 9-го мая около 17.00 на камнях левого берега, расположенных непосредственно в к.Пскем и его уже отвезли в г.Газалкент. В тот момент, когда он был найден, на нем находилось все специальной снаряжение, за исключением одного из неопреновых сапожков. (Спасжилет был сдут 12 мая при получении личных вещей в морге гирчик.)

Дальнейшая транспортировка тела «к месту захоронения» производилась без какого-либо взаимодействия с местными властями. Большую помощь оказали только работники фирмы «Азия Рафт».

<!--[if !supportLists]-->19.       <!--[endif]-->Действия других групп и местного населения, находившихся в районе НС

Других групп в районе похода не было, а местное население до появления Верхотурова М. и Хайрутдинова Н. у егерей занималось поисками оставшихся участников группы.

<!--[if !supportLists]-->20.       <!--[endif]-->Постановка на учет в МЧС (КСС) Узбекистана.

Группа завозилась на маршрут фирмой «Азия Рафт» (рук.Н.Ширяев, мастер спорта СССР по туризму (водному)), которая имеет статус работника МЧС. Соответственно информация о случившемся сразу же стала известна руководству фирмы и, автоматически, соответствующим людям в гфе. Вывоз группы осуществлялся сотрудниками и на машине этой фирмы. Тело Александра Марьина было вывезено 9-го мая в райотдел МВД газалкент на машине из к.Пскем почти сразу, после того, как оно было найдено.

 

 

 

<!--[if !vml]-->Карта участка реки Пскем
<!--[endif]-->

 

 

 

 

 Фото участка реки

<!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->

<!--[if !supportFootnotes]-->

<!--[endif]-->

<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Время совершения этого и последующих событий взято с соответствующих фотографий, которые были засняты на два имеющихся у группы цифровых фотоаппарата.